Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1 Понятие государственного кредита………………………………………. | 5 |
2 Функции государственного кредита……………………………..……..… | 8 |
3 Виды государственного кредита…………………………………….……. | 10 |
4 Проблемы и перспективы использования государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………… | |
Заключение…………………………………………………………………… | 19 |
Список использованных источников……………………………………….. | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения своих функций. Одной из важнейших задач экономической политики государства является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и поиск способов финансирования их дефицита. Это реализуемо с помощью государственного кредита. Именно долговое финансирование является наиболее оптимальным и управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за её пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны.
В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).
Государственный кредит и его регулирование — одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной белорусской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны.
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности. Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальные проблемы государства, функции обороны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Больших средств требует и межгосударственная деятельность. Однако доходы госбюджета всегда ограничены уровнем налогообложения по действующему законодательству. Поэтому органы власти прибегают к государственным займам, осуществляемым как внутри страны, так и за её пределами.
Целью работы является определить сущность государственного кредита, определить основные проблемы и перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: раскрытие понятия, функций и значения государственного кредита, определение его содержания и роли в экономике страны, раскрытие форм и видов государственного кредита, определение перспектив развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Объект исследования – государственный кредит.
Предмет исследования – экономические отношения, обусловленные характеристикой государственного кредитования в Республике Беларусь.
Методы исследования –– сравнительного анализа, группировок, табличный, экономико-математические описания.
Теоретическую и методологическую основу работы составили концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, методические материалы финансовых органов, банковских и кредитных организаций, публикации в периодической печати по избранной теме, материалы научных и научно-практических конференций.
Информационной базой исследования явились официальные статистические материалы, данные Министерства финансов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, справочные и аналитические материалы, экспертные оценки независимых исследователей, а также материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе, и периодической печати.
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ГК РБ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В итоге государственный кредит — одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Принимая во внимание сложившиеся в Республике Беларусь экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Возникновение и существование государственного кредита непосредственно связано с тем, что государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы государственного бюджета, которые в основном состоят из налоговых поступлений, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, временно свободные финансовые ресурсы и средства населения и хозяйствования. Уникальным способом получения этих финансовых ресурсов выступает государственный кредит, выражающий отношение между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В настоящее время государственный кредит – национальное и мировое явление, свойственное в той или иной степени всем странам. Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций [4, с. 54].
Государство в кредитных отношениях может выступать как заемщик, как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), полученным на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта; выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже – за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик [1, с. 89].
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг — это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления [8, c. 146].
При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества, что не допускает свободного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. Исторический опыт свидетельствует, что заимствование ресурсов для финансирования государственных потребностей возможно. Однако это заимствование должно осуществляться с соблюдением положений, характерных для сущности государственного кредита и осуществляемых на принципах возвратности, срочности, платности.
Государственный долг — явление в экономике далеко не новое. В разных общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней — необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах [13, с. 15].
Дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями державы в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Поэтому перед государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования — с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
Как финансовая категория, государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
За счет позаимствованных средств государство может финансировать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.