Файл: 3 1 Понятие государственного кредита.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) целесообразность использования государственного кредита определяется значительно меньшими негативными по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства;

3) государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части общественного богатства.

Таким образом, в зависимости от классификационных признаков можно выделить различные формы государственного кредита и виды государственных займов. Наиболее распространенной формой государственного кредита являются государственные займы.

4 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения, образования. В свою очередь международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития, укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами. Иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста. Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами. Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Основным внешним источником финансирования государственных нужд являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства. Если заемщик отказался удовлетворить соответствующие нашему законодательству и условиям договора о предоставлении государственной гарантии требование иностранного кредитора, правительство принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью или в неисполненной им части.


Республике Беларусь следует активно развивать отношения с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Сотрудничество со Всемирным банком целесообразно вести по социально значимым проектам.

Альтернативой распространенному в Республике Беларусь привлечению денежных ресурсов в виде кредитов может стать размещение на внешних рынках облигационных займов предприятий. Пока широко практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии) облигационные заимствования на зарубежных финансовых рынках в Республике Беларусь по разным причинам не имели места.

Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

Одной из основных задач, стоящих в процессе управления внешним долгом Республики Беларусь, является уменьшение задолженности предприятий перед республиканским бюджетом по платежам по иностранным кредитам.

В целях развития государственного кредита в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ кредитных отношений нашей страны и разработать пути преодоления возможных трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации кредитных отношений, оценки и анализа эффективности государственного кредита. Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

Исходя из проведенного анализа и изучения сущности государственного кредита и его особенностей в Республике Беларусь, можно предложить некоторые пути развития государственного кредита в стране и его успешного совершенствования в будущем, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Пути развития государственного кредита в Республике Беларусь

Цели предлагаемого мероприятия

Содержание предлагаемого мероприятия

Ожидаемый эффект

1

2

3

1) выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами;

Если государство будет выполнять свои обязательства, то оно будет иметь больше инвесторов и кредиторов, и не будет накапливаться государственный долг перед другими странами.

Ускорение темпов экономического роста, привлечение новых инвесторов и кредиторов.

2) единство учета всех видов эмитированных обязательств;

Учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных государственными органами власти, и органами местного самоуправления.

Увеличение выпуска ценных бумаг, а именно государственных облигаций, что способствует увеличению государственного бюджета и покрытие его дефицита. Регулирование денежных потоков.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

3) оптимальность структуры

Поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения, государство обязуется погасить государственные облигации по истечении срока их обращения.

Временное погашение задолженностей государства.

4) сохранение финансовой независимости

Поддержание структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами.

Становление своей независимости за счет координации действий государственных органов власти.

5) открытость (прозрачность) выпуска займов

Доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

Предоставление информации, не скрывая ее от кредиторов и инвесторов или других лиц, стран.



Также необходимо учитывать и другие пути к развитию государственного кредита, такие как: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, переоформление задолженностей; поддержание стабильности функционирования политической системы; своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности; обеспечение национальной безопасности.

Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается: в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других государственных долговых обязательств (краткосрочных или долгосрочных), гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Очевидно, что основным источником финансирования внутреннего долга является выпуск государственных ценных бумаг.

Таким образом, в целях развития государственного кредита в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ кредитных отношений нашей страны и разработать пути преодоления возможных трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации кредитных отношений, оценки и анализа эффективности государственного кредита. Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

Разумное управление государственным долгом будет служить источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового положения для Республики Беларусь.

Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.


К внешнему долгу государства относится также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.

Рост внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:

  • не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;

  • неполная законодательная база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

  • по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;

  • механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

  • не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;

  • информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере.

Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.

Первое – усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.

Второе – сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.


Третье – уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.

Четвертое – нестабильность денежно-кредитной политики.

Пятое – ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.

Шестое – повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны.

Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будет способствовать обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Компетентная и тщательная экспертиза инвестиционных проектов позволит отсечь заведомо неэффективные проекты, которые впоследствии создают проблемы с погашением кредитов.

В завершение главы необходимо отметить, что для успешного развития экономики Беларуси необходимы иностранные инвестиции и в частности иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий.

Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.