Файл: «Теории происхождения государства» (Понятие и основные признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Наука теории государства и права характеризуется единой системой правоведческих понятий и категорий, отражающие и консолидирующие результаты познания правовой действительности.

Юридические термины и категории выступают результатом развития и взаимодействия таких форм мышления, как суждения и умозаключения.

В юридическом словаре юридическая категория «тип государства» (типология государств) трактуется в качестве классификации групп государств по общим для них признакам, выражающих содержательную характеристику этих групп государств.

Сущность государства в современной теории государства и права часто сводят к его социальному назначению, что в значительной степени обедняет категорию сущности и не позволяет продвинуться по пути познания наиболее глубокого момента сущности государства.

Поиск наиболее адекватного подхода к самому процессу познания государства, в котором, как показали представители диалектического метода, человеческая мысль, бесконечно углубляясь, движется от лежащих на поверхности явлений к их сущности, от сущности первого порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца вплоть до самой основы явления, под которой понимается наиболее глубокий момент его сущности.

Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов.

С давних времён для настоящих дней всегда актуальным являлся вопрос власти, кто должен руководить государством, что из себя представляет идеальное государство. Даже в настоящее время является актуальной проблемой государственного устройства, признанная одной из сложных и противоречивых тем, выдвигаемые перед человечеством.

Одни учёные склоняются к тому, что совершенным, боеспособным и сильным государством признается то, где отмечается хорошая экономика, другие исследователи отмечают, что государство, где каждый гражданин чувствует себя свободным и счастливым поесть не может быть признана идеальным государством.

Актуальность изучения концепций происхождения государства признается актуальным на сегодняшний день. Рождение государства показывает, что общество достигло серьезной стадии развития. Этот процесс вполне закономерный, однако, он переполнен противоречиями. С древних времен ученых привлекала проблема происхождения государства рассмотрением различных концепций.


Объектом курсовой работы являются общественные отношения, сформированные при возникновении и развитии теорий происхождения государства

Предметом исследования выступают научные и теоретические положения, характеризующие общие закономерности, признаки, формы, сущность, содержание и черты государства, место и роль государства в жизни общества.

Цель работы выражена всесторонним анализом и исследованием теории происхождения государства.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и основные признаки государства.

- Проанализировать функции государства как проявление его сущности. 

- Изучить патриархальную теорию происхождения государства

- Охарактеризовать теологическую (божественную) теорию происхождения государства

-Исследовать теорию насилия происхождения государства

-описать марксистскую теорию происхождения государства

Методологическая основа исследования. Поставленные цели и задач были реализованы путем исследования общенаучных, частно-научных и специальных методов научного познания, прежде всего, диалектико-материалистических, а также иными методами, такими как: системный, структурно-функциональный, социологический, формально-юридический, правовое прогнозирование, и т.д.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из семи параграфов, заключения и библиографии.

1. Характеристика понятия государства

Понятие и основные признаки государства

Для того чтобы определить что такое государство, необходимо проанализировать присущие ей признаки в силу того, что содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.

У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков. Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него. Поэтому начнем рассмотрение признаков государства с их классификации. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями[1].


В зависимости от того, какая сторона государства, какая сфера его бытия отражается признаками, их можно подразделить на экономические, социальные, кратологические и идеологические. Экономические признаки государства характеризуют его экономическую сферу.

Её особенностями являются: производящая экономика, обеспечивающая систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и предприимчивости их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т. д.

По уровню важности признаки подразделяются на существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может, и несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно. В дальнейшем будут рассмотрены только существенные признаки, поскольку они отражают главные параметры государства.

По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта, и специфические, присущие только государству. Мы обратимся к специфическим признакам, так как они выражают его уникальность, качественное своеобразие.

Обычно государство сравнивается с несколькими объектами , что ведёт к формированию соответствующих групп признаков. Во-первых, оно соотносится с предшествовавшим ему типом общества - первобытным социумом, который диалектически отрицается государством. Во-вторых, - с другими самостоятельными государствами.

Здесь сопоставляются формы проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, зато возникло множество стран, обладающих не только сходством, но и признаками, отличающими их друг от друга. В-третьих, наряду с государством могут существовать иные организации, преследующие сходные с ним цели и выполняющие или стремящиеся осуществлять такие же, как и оно, функции.

Среди признаков государства, отличающих его от первобытного общества, наиболее часто упоминаются: наличие профессионального аппарата управления (государственного аппарата), территориальный принцип организации населения и органов государственной власти; взимание с населения (с индивидов и их организаций) налогов; наличие юридического права. Рассмотрим эти признаки подробнее[2].


Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат), к которому переходят полномочия по руководству социально неоднородным обществом, необходим государству по нескольким причинам. Во-первых, сложность управленческих задач, встающих перед постпервобытным обществом, требует не только специальных познаний и навыков, но и полного сосредоточения людей на их решении.

Это делает невозможным участие управленцев в производстве материальных благ и услуг наряду с другими членами общества. Во-вторых, отсутствие технической возможности оперативного принятия властных решений всеми взрослыми членами социально неоднородного общества, которое отличается от первобытного социума не только в качественном, но и в количественном отношении.

По государство , что человек как не обеспечить главных . Эту Платон в государства: ‹‹ во многом, собираются , обитать и друг : такое и получает у нас ››.

Разделяя на , в качестве , ссылается на принципа .

Разделение многочисленные, отрасли, для продукты так или способствующие и .

У Платона это в о безукоризненном своей , соответствующей . Такой ‹‹ не ни одному из в его начал задачи или другу ››. Философ под вполне . Он пишет: ‹‹… … мы только , к которому он по природным ››.

В идеального положил , или принцип , определяет и для каждого и, образом, все государства в .

Государственная обладать , и экономическими , которые все бы решение , таких как:

- членов материальными ;

- государства и их и творческой .

По в идеальном за наблюдают для того, , кто приспособлен к , быть и государства, и , а кто способен благо и .

Воспитание , всего, у такие , как , соблюдение и мужество. строгая над , которую читать с возраста, и над , ей позволялось . и няни детям рассказы.

, в идеальном три класса: ( и крестьяне), и . Для того сами не к тому или , Платон , что всех вместе и так, не знали, кто их ребенком. А так как не , кто его родители, он отцом , который по мог бы ему отцом; это к матери, , .[3]

Рассматривая литературу, необходимо отметить, что имеется несколько позиций исследователей критикующие идеальное государство Платона.

Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. Он говорил, что «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности, личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересы интересам коллектива».

Поппер критикует общественно-политические взгляды Платона. Вот что говорит Поппер об идеальном государстве Платона: «идеальным обществом в учении Платона является государство, основанное на тоталитарной форме правления».[4]


По мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей личности. Личность должна подчиниться приказам руководителя». Однако, как уже рассматривали выше, такое рабское поведение оправдывается Платоном, т.к. люди с самого начала делятся на исполнителей и руководителей. В связи с этим, высшие классы общества должны управлять, а низшие подчиняться им. По мнению Платона, именно такое классовое устройство приводит к идеальному обществу.

Таким образом, именно в идее полного фактического суверенитета заключается метафизическая (постоянная и неизменная) сущность государства, включающая в себя все его остальные сущности. Без стремления к ее реализации этносоциальный субстрат государства — государствообразующий народ — не сможет достичь политико-правового единства, обеспечить наличие и сохранность своего государственного статуса, гарантировать внутреннюю упорядоченность, справедливый мир и согласие, создать условия для обретения необходимой внешней мощи и культурного роста, следовательно, обеспечить свое выживание, воспроизводство и развитие, т.е. само существование государства как идеальной политической сущности.

1.2 Функции государства как проявление его сущности

Понятие функции государства, которое является опорным для функциональной характеристики государства, до сих пор не получило однозначного определения и в силу этого нуждается в уточнении.

Чаще всего под функциями государства понимают основные направления деятельности государства. Однако, тот факт, что ни в одной другой сфере научного знания, кроме юридической науки, понятие функций не используется для обозначения направлений деятельности, ставит под сомнение возможность подобной трактовки функций государства.

Более того, уже сам характер устойчивых лингвистических конструкций, в которых используется термин «функция государства», указывает на то, что под функциями государства понимаются далеко не направления его деятельности. Например, в правовой теории сложилась традиция вести речь об осуществлении функций государства и о формах, в которых оно происходит, о реализации функций государства и механизмах, посредством которых такая реализация осуществляется, и т.д.

Направление - это линия движения либо сторона, в которую осуществляется движение. Соответственно, под направлением деятельности государства можно понимать лишь путь, по которому государство действует. Говоря о функции как о направлении действия, а значит, как о пути, по которому государство действует, вряд ли возможно вести речь о формах осуществления такого пути или о механизмах его реализации. Следовательно, определяя функцию государства в качестве направления его деятельности, в действительности под такой функцией изначально понимают нечто иное.