Файл: «Теории происхождения государства» (Понятие и основные признаки государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
Помимо подхода, в рамках которого функции государства трактуются как направления его деятельности, существуют и другие представления о смысле и содержании понятия «функция государства», которые, однако, также вряд ли можно принять без каких-либо оговорок.
С.В. Бабаев пишет: «Под функцией государства следует понимать одно из основных направлений деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности». Представляется не вполне понятным, что дает автору основание вести речь о целях, методах и формах осуществления деятельности государства как о функции последнего. Скорее, их можно рассматривать как моменты, значимые для характеристики функционирования государства, но не как то, что составляет содержание функций государства.
А.Г. Андреев высказывает такое мнение: «Под функцией государства следует понимать момент сущности государства, определяющий направления воздействия государства на общественные отношения, в которых находит отражение социальное или классовое предназначение государства на определенном этапе его развития».
Соглашаясь с приведенным утверждением, полагаем, тем не менее, что его нельзя рассматривать в качестве определения функции государства, так как оно относится в большей мере к характеристике факторов, определяющих функции государства, не содержит указания на сущностные признаки самой функции государства. Приведенное определение не позволяет выделить функцию государства в ряду других характеристик его самого и осуществляемой им деятельности, а значит, не является достаточно точным и информативным[5].
Л.А. Резванова предлагает следующее определение: «По отношению к государству, функция есть обусловленные сущностью государства его способности и возможности к взаимоизменению системы «личность-общество», а также обеспечивающие их реализацию средства и способы»6. В данном случае функция оказывается характеристикой присущего государству потенциала, а не реальной деятельности государства, в процессе которой свойственные государству по его природе способности и возможности проявляются. С подобной трактовкой функции государства согласиться нельзя: очевидно, что функция - это характеристика действия государства, а не того, каким образом оно в принципе способно действовать.
Основы теории функций государства заложены в отечественном правоведении еще в дореволюционный период. Уже в то время был предпринят анализ целей и задач государства как во внутриполитическом, так и в межгосударственном аспектах, что нашло отражение в трудах Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Б.Н. Чичерина, В.М. Хвостова, Г.Ф. Шершеневича, Ф.В. Тарановского, Е.Н. Трубецкого и др.
Так, в «Учебнике энциклопедии права» Ф.В. Тарановским под функцией понималась «предоставленная государственному органу в пределах его компетенции возможность совершать акты властвования». В понятии функции государственного органа, по его мнению, соединяются и обязанность и право - обязанность по отношению к государству и право по отношению к подвластным, а также другим государственным органам.
Значительный вклад в формирование теории о функциях государственной власти внес С.А. Котляревский. На наш взгляд, именно с трудами данного автора следует увязывать начало нового этапа в развитии отечественного учения о функциях государства.
С.А. Котляревский писал, что «логически функция предшествует органу; она есть нечто основное и глубокое в жизни государства и вытекает из самой природы последнего». Ссылаясь на социологов, ученый в качестве функций государства обозначал функции общественной среды, осуществление которых обеспечено известным установленным принудительным порядком. «Люди нуждаются в безопасности, стремятся разрешать взаимные столкновения, не обращаясь к физической силе, стремятся удержать заработанное или завоеванное: возникают соответствующие учреждения, хотя при этом цели первоначально не осознавались».
Здесь же С.А. Котляревский отмечал, что функции приобретают одну из своих форм выражения (заключение договора, ведение войны, ведение дипломатических отношений) иногда инстинктивно .
Наибольшее же развитие теория функций государства получила в советской юридической науке. Именно на этом этапе число дискуссий вокруг определения категории «функция государства» возрастало год от года в геометрической прогрессии.
Широкое признание возымело определение функций государства как направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития.
Правовая категория «функция государства» является одним из фундаментальных направлений, которое изучается теорией государства и права. Каждая функция направлена на регулирование определенной сферы общественных отношений. Наиболее распространенным в юридической литературе является понимание функций государства в качестве основных направлений его деятельности, которые обусловлены сущностью и социальным назначением государства, а также стоящими перед ним на конкретном историческом этапе развития целями и задачами.
Как любое явление объективной действительности функции государства требуют овеществления в действиях субъектов власти, такое претворение в жизнь воплощается в соответствующей форме. Государство, реализуя свои функции, воздействует на конкретные виды и группы однородных общественных отношений. Такое воздействие осуществляется в соответствующих правовых и неправовых формах. В теории государства рассмотрению понятий и особенностей функций государства и форм их реализации принадлежит приоритетное место при изучении функциональной деятельности государства.
Данное положение обусловлено проявлением в функциях государства его сущности и социального назначения. Исследование функций и определение форм их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности государственных структур в различных областях жизнедеятельности общества. Формы осуществления функций тесно взаимосвязаны с сущностью государства и обусловлены содержанием его деятельности.
Они являются весьма подвижными, развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе. С историческим развитием общества происходит изменение не только задач общества и государства, но и изменение предшествующих функций государства, и возникновение новых. Следовательно, и способы их реализации, то есть формы, меняются с течением времени.
Правильный выбор форм осуществления функций государства, соответствующий условиям объективной действительности, позволяет достигнуть поставленных целей и задач перед обществом и государством, стабилизировать общественные отношения. Вопрос о формах осуществления функций государства есть вопрос о том, как органы государства осуществляют его функции. В правовой науке сложилось понимание форм в качестве внешнего выражения деятельности по реализации государственных функций в конкретных условиях[6].
Таким образом, все многообразные функции, присущие государству на определенном этапе исторического развития и зависящие от его сущности и социального назначения, реализуются как в правовых, так и в организационных формах, которые тесно взаимосвязаны между собой, дополняют и обеспечивают друг друга.
Для каждой отдельной функции присущи обе формы реализации, различие заключается лишь в степени превалирования правовых или организационных форм, направленных на достижение стоящих задач. Сочетание государственными органами всех форм реализации функций способствует развитию общества и государства.
2 Основные теории (концепции) происхождения государства и его признаки
2.1 Патриархальная теория
Сложность проблемы изучения государства в том, что существует огромное множество теорий, концепций. Вопрос происхождения государства в истории социально-политической мысли не рассматривается однозначно. Общепризнанным является лишь тот подход, что государство сформировалось как результат процессов, которые происходят в обществе. Ученые и мыслители не имеют единого взгляда на данную проблемы.
Все существующие теории не содержат единого представления о происхождения государства, а некоторые даже противоречат друг другу. Рассмотрим основные из них поподробнее. Её основоположниками являются Платон и Аристотель. Далее существенную роль в её развитии сыграл английский правовед XVIII в. Роберт Филмер. Платон и Аристотель представляли государство как семью, в которой власть монарха ассоциировалась с властью отца, а подданные государства с детьми, которые должны его любить и уважать[7].
С именем Платона связано формирование политической философии. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые поставил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своего значения и для современных исследователей.
Одни из философов, такие как Б. Рассел и К. Поппер подвергли Платона резкой критике, так как считали его защитником тоталитарного строя. Другие, как например, В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммуниста призывавшего к борьбе против народных масс[8].
Многие исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку.
В данной работе рассматриваются основы идеального государства Платона, с помощью дошедших до нас трудов великого древнегреческого ученого.
Раскрывая в своей работе «Государство» проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души - разумному, вожделеющему и яростному - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).
По государство , что человек как не обеспечить главных . Эту Платон в государства: ‹‹ во многом, собираются , обитать и друг : такое и получает у нас ››.
Разделяя на , в качестве , ссылается на принципа .
Разделение многочисленные, отрасли, для продукты так или способствующие и .
У Платона это в о безукоризненном своей , соответствующей . Такой ‹‹ не ни одному из в его начал задачи или другу ››. Философ под вполне . Он пишет: ‹‹… … мы только , к которому он по природным ››.
В идеального положил , или принцип , определяет и для каждого и, образом, все государства в .
Государственная обладать , и экономическими , которые все бы решение , таких как:
- членов материальными ;
- государства и их и творческой .
По в идеальном за наблюдают для того, , кто приспособлен к , быть и государства, и , а кто способен благо и .
Воспитание , всего, у такие , как , соблюдение и мужество. строгая над , которую читать с возраста, и над , ей позволялось . и няни детям рассказы.
, в идеальном три класса: ( и крестьяне), и . Для того сами не к тому или , Платон , что всех вместе и так, не знали, кто их ребенком. А так как не , кто его родители, он отцом , который по мог бы ему отцом; это к матери, , .[9]
Теория происхождения государства Филмера по сути является повторением идей Аристотеля и Платона. Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др.
Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали 9 устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные".
К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства.