Файл: «Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы мотивации на предприятии
1.1.Понятие и сущность мотивации
1.2. Построение эффективной системы управления мотивацией
Глав 2. Анализ действующей системы мотивации торгового предприятия ООО «Федерал»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Глав 2. Анализ действующей системы мотивации торгового предприятия ООО «Федерал»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Объектом данного анализа является торговое предприятие – ООО «Федерал» магазин модной одежды «SELA». Корпорация SELA была основана в 1991 году и стала одним из общепризнанных фаворитов по созданию коллекций одежды в стиле casual. SELA – это удобные, ультрамодные и популярные коллекции для убежденных внутри себя людей, которые имеют собственный непревзойденный стиль и стремятся получать наслаждения от современной жизни, и хотят быть красивыми для окружающих. SELA прошла путь от не очень больших торговых центров ассортимента для всей семьи, до общенационального бренда стильной одежды. Компанией на российском рынке реализовала собственная концепция фирменной розничной торговли, основанная на четком описании бизнес-процессов и стандартов. В дальнейшем, этот опыт был взят множеством fashion-компаний на всей территории России.
Фирменная сеть SELA - это система торговых компаний, развивающаяся по системе франчайзинга. Самый первый фирменный торговый центр SELA был создан в России в 1997 году. Вначале1993 года предложив широкому рынку недорогую и высококачественную одежду, в последующем SELA обеспечила коммерсантам возможность эффективно инвестировать свои деньги в открытие торговых центров SELA. Концепция фирменного розничного предприятия подразумевает представление полного ассортимента марки SELA (женская, мужская, подростковая и детская одежда, аксессуары и косметика), единую концепцию мерчандайзинга, системы управления товародвижением, программы по стимулированию продаж и дисконтные программы.
Бизнес модель предприятия включает в себя разработку продукта, размещение производств на сторонних фабриках, организацию по логистике продукции и дальнейшей реализации. В разработке изготовления одежды принимают участие собственные дизайнеры, которые постоянно совершенствуют свой профессиональный опыт, посещая международные выставки и показы. Анализируя ассортимент конкурентов, они на базе этого создают стиль и направление коллекции SELA, после чего готовят документацию на производство.
Главный вид деятельности компании – розничная торговля непродовольственной продукцией, специализирующаяся на реализации одежды. Основная цель компании - это получить прибыль и удовлетворить запросы потребителя. Управляет предприятием директор, у которого в подчинении находятся заместители: менеджеры и главный бухгалтер. Менеджеры занимаются организацией торговой деятельности, поиском поставщиков и заказчиков, оформлением договоров с поставщиками, согласовывая их с директором и юристом. Менеджеры также смотрят за исполнением условий договора, качеством принимаемого товара и сроками поставки товара.
В приложении 1 показана организационная структура предприятия ООО «Федерал». На представленной схеме видно, что предприятие возглавляет управляющий, который руководит всеми ключевыми службами организации: коммерческая служба, финансовая служба, техническая служба. Коммерческая служба находится под управлением коммерческого директора. В этом подразделении решаются вопросы по реализации основной функции компании – реализация товара потребителю. В связи с этим в состав этой службы входят два подразделения: отдел продаж и отдел поставок.
Отдел поставок занимается вопросами по поставке продукции на склад ООО «Федерал», откуда потом она поступает напрямую к потребителям. Для этого в отдел поставок входят несколько менеджеров по закупкам, каждый из которых отвечает за конкретную группу поставщиков.
Основная функция отдела продаж совпадает с главной функцией компании – удовлетворение спроса в продукции. Отдел продаж также состоит из менеджеров по продажам, каждый из которых курирует несколько направлений реализуемой ООО «Федерал» продукции.
Финансовая служба организации обеспечивает решение таких вопросов, как жизнедеятельность предприятия, и состоит из бухгалтерии и финансового директора.
Бухгалтерия делает учет и контроль всех операций, выполняемых предприятием, кроме того осуществляется взаимодействие с муниципальными контролирующими органами, например, налоговая инспекция, общественные фонды и др. Основными функциями финансового директора является управление экономическими ресурсами организации, его кредитной историей, отношениями с дебиторами и др. Ещё одним самостоятельным подразделением считается техническая служба, которая занимается обеспечением жизнедеятельности складского хозяйства, т. е. координирует товарный поток предприятия. В связи с вышеизложенными данными, могут быть сделана выводы, что в ООО «Федерал» достаточно развита линейно-функциональная организационная структуру, которая состоит из 3 главных служб.
Эти службы друг от друга формально не зависят, но их линейное взаимодействие дает возможность обеспечивать предприятию реализацию его основной деятельности. Динамика товарооборота предприятия ООО «Федерал» за 2014 - 2016 гг. представлена в приложении 2. Во время анализа основных экономических показателей деятельности можно заметить, что темп роста не падал ниже ста 39 процентов. В целом, это говорит об успешной деятельности данного предприятия.
2.2. Оценка действующей системы мотивации на предприятии
Проанализируем действующую систему мотивации предприятия ООО «Федерал» в 2 этапа.
1-ый этап – исследуем материальное стимулирование (изучение существующих стимулирующих выплат сотрудникам предприятия);
2-ой этап – исследуем моральное стимулирование (изучение морально- психологического климата среди сотрудников предприятия).
Перейдем к анализу первого этапа исследования – изучение материального стимулирования труда персонала предприятия ООО «Федерал». На данном предприятии используют обычную повременную систему оплаты труда, которая рассчитывается за фиксированное количество отработанного времени, при этом количество выполненной работы значения не имеет. При повременной оплате сотрудникам ставятся нормированные задачи. При этом чтобы выполнить отдельные функций и объем работ, устанавливается норма обслуживания либо норма численности сотрудников.
Такой вид оплаты труда абсолютно не подходит для организации, а будет актуален там, где находится производственный процесс. Рассмотрим формирование премиальных выплат торговому агенту предприятия ООО «Федерал», где зарплата складывается по следующей формуле:
(1)
Работникам помимо заработка выплачивается премия за выполненный или же перевыполненный установленный план. Основанием для выплаты 40 премии работникам служат показатели выполненного плана. Лишение или уменьшение размера премии по итогам работы происходит в тот расчетный период, когда совершилось нарушение или упущение в рабочих обязанностях.
В размере 100% - за прогул; за несоблюдение требований по технике безопасности; за несоблюдение инструкций внутреннего трудового распорядка. В объеме 50% - за несвоевременное предоставление отчетной документации. Работники предприятия, помимо премии, по итогам работы имеют все шансы получить поощрительную оплату за работу в праздничные дни. Праздничными днями считается: Новый год, 8 марта, 23 февраля и другие государственные праздники.
В качестве примера рассмотрим, как формируется заработная плата торгового агента предприятия ООО «Федерал». Начисление премии для торгового агента рассчитывается по следующей системе (таблица 6).
Таблица 6 – Состав зарплаты торгового агента предприятия ООО «Федерал»
Рассчитаем ежемесячную зарплату торгового агента исследуемого предприятия.
Предположим, что торговый агент:
Общий план по продажам выполнил на 94%;
План по продажам мужской одежды выполнил лишь на 62%;
План по продажам женской одежды выполнил на 96%;
Расширил базу клиентов и заключил 2 новых договора на поставку;
Реализовал товар на сумму 243700 руб.
Следует, что торговый агент получает премии:
За выполненный общий план продаж 35% от оклада;
За выполненный план продаж женской одежды 18% от оклада;
За расширение базы клиентов 14% от оклада;
4% от реализованного товара, сумма которого составила 243700 руб.
В связи с тем, что план продаж мужской одежды торговый агент выполнил лишь на 62%, то по данной категории выполнения плана премия не начисляется.
Исходя из данных показателей, рассчитаем заработную плату торгового агента:
1) 243700/100×4=9748 руб. – премия от реализованной продукции;
2) 3600 + 1800 = 5400 – сумма компенсаций;
3) (9000+ (35%+18%+14%))+ 9748+5400 = 30178 – зарплата.
В полученных расчетах можно выделить как положительные, так отрицательные моменты материального стимулирования сотрудников предприятия ООО «Федерал» (таблица 7).
Таблица 7 – Положительные и отрицательные моменты материального стимулирования
Положительные моменты |
Отрицательные моменты |
Система обеспечивает стабильный доход сотрудникам. С точки зрения предприятия, эта система оплаты труда дает возможность добиться простоты управления и уменьшить текучесть персонала. |
Данная система оплаты труда не ориентирована на сотрудничество, что приводит кразрушению отношений среди сотрудников. |
В связи с вышеизложенными данными, предлагается пересмотреть систему премирования. Необходимо создать такую систему, где персонал был бы заинтересован в повышении производительности, как собственного труда, так и всего предприятия в целом.
Из описанного выше получается, что существует серьезная необходимость в создании эффективной системы материального стимулирования труда предприятия ООО «Федерал».
Перейдем к анализу второго этапа исследования – изучению морально- психологического климата трудового коллектива предприятия ООО «Федерал». Для исследования использовалась комплексная психологическая диагностика морально-психологического климата трудового коллектива, которая представлена в приложении 3.
В тесте приняли участие сотрудники предприятия ООО «Федерал», где они были поделены на 3 команды:
1. Команда «1» - сотрудники, непосредственно занятые в торговом процессе (менеджеры, продавцы);
2. Команда «2» - вспомогательные рабочие и младший обслуживающий персонал;
3. Команда «3» - функционально-линейные сотрудники.
В диагностике представлены утверждения, которые образует систему мотивации персонала и сгруппирована в 4 секции: работа, коммуникация, управление, мотивация и мораль. Для оценки использовалась 10-бальная система. Если утверждение полностью совпадало с мнением сотрудника, то необходимо было обвести 10 баллов, если противоречило – 0 баллов.
Схема подсчетов баллов была следующая:
1. Подсчитываем общий балл: для этого необходимо сложить показатели всех ответов;
2. Подсчитываем средний балл по категориям: работа – 2,6,10,14,18,22,26; коммуникации – 1,5,9,13,17,21,25; управление – 4,8,12,16,20,24,28; мотивация и мораль – 3,7,11,15,19,23,27.
3. Интерпретируем. 43 На этом этапе выводится индекс мотивационной сферы, который получается из общей суммы баллов.
Самое большое число баллов 280, минимальное – 0.
Показатели, свидетельствующие об уровне морального стимулирования:
280 – 251 – чрезвычайно высокий;
250 – 181 – высокий;
180 – 120 – средний;
ниже 120 считается путем к деградации.
Показатели, рассчитанные в баллах по секциям, свидетельствующие о состоянии мотивационной сферы в коллективе: 5 - 4 – отличное; 4 - 3 – бодрое; 3 - 2 – унылое; 2 - 1 – негативное.
На основании полученной информации сформируем расчет уровня мотивационной сферы в работе, коммуникации, управлении, мотивации и морали по всем 3 командам, в процентном содержании. Итоги расчетов представлены ниже (таблица 8).
Таблица 8– Итоги по результатам тестирования сотрудников
Произведенная оценка результатов, полученных в ходе исследования, наглядно проиллюстрирована ниже (рисунок 1).
Рисунок 1 - Результаты исследования по комплексной диагностике морально- психологического климата предприятия ООО«Федерал»
Анализируя итоги проведенного исследования, приходим к выводу, что в секции «Работа» команды «2» наблюдается очень маленький показатель, значит, для этой группы сотрудников предприятия ООО «Федерал» имеет место низкая мотивация к труду. Вследствие этого, перед руководителями встает острая потребность в создании условий, при которых сотрудник ощущал бы значимость собственного труда, испытывал бы чувство причастности к своему коллективу, был довольным и общительным с коллегами.