Файл: «Учет труда и заработной платы» (Нормативно-правовое регулирование учета труда и заработной платы на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В представленной работе рассмотрены общие вопросы оплаты труда в 2017 году, а также те, которые связаны с последними изменениями в трудовом законодательстве. Основные положения, регулирующие процедуру оплаты труда, изложены в главе 21 Трудового кодекса РФ. В статьях 136, 153-158 изложен порядок выплаты заработной платы работников, устанавливаются места и сроки ее выдачи, а также условия и порядок применения различных систем оплаты труда, принципы оплаты труда граждан, работающих в особых условиях, в том числе, в ночное время, в выходные и праздничные дни, посменно, сверхурочно и при внедрении новых производств.

Одним из важнейших нормативных актов, регулирующих оплату труда в 2017 году, является федеральный закон от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с изменениями, которые были подписаны 20.12.2016 года и законы субъектов Федерации, устанавливающие в регионах дифференцированные значения МРОТ, зависящие от местных экономических реалий.[11]

Основные требования, контроль над выполнением которых осуществляется на государственном уровне, остаются прежними: соблюдение установленных трудовым или коллективным договором, иными локальными нормативными актами сроков и очередности выплаты заработной платы; обеспечение реального уровня зарплаты (индексация в соответствии с инфляцией); применение прозрачной системы стимулирования с использованием конкретных количественных и качественных критериев оценки; своевременная и в полном объеме выплата всех компенсаций и надбавок, гарантированных законом для некоторых категорий работников; использование актуальных и отвечающих требованиям трудового законодательства методов и методик оценки качества и эффективности труда сотрудников при дифференциации оплаты труда; установление принципов и порядка оплаты труда на конкретном предприятии в трудовых и коллективном договоре, локальных нормативных актах; отсутствие любой дискриминации при установлении условий оплаты труда. [32]

Условия и порядок оплаты труда, действующая на предприятии система премирования должны быть закреплены локальными нормативными актами работодателя, при этом локальные нормы не должны ухудшать положение работников по сравнению с теми, что гарантированы трудовым законодательством.

К основным требованиям оплаты труда относится установленный законом минимальный уровень - МРОТ. С января по 1 июля 2017 года МРОТ, установленный на федеральном уровне, равен 7500 рублей, с 1 июля 2017 года он увеличится до 7800 рублей. Кроме того, с 3 октября 2016 года действуют новые положения статьи 136 ТК РФ, в соответствии с которыми оплачивать труд работников работодатель должен не реже, чем два раза в месяц, при этом аванс за текущий месяц должен быть выдан с 16 по 30 (31) число, а окончательный расчет должен быть произведен с 1 по 15 число в следующем месяце. При этом между датой аванса и датой выдачи заработной платы должно быть полмесяца. [20]


Даты выдачи заработной платы должны быть оговорены коллективным или трудовым договором, иным нормативным актом, регулирующим оплату труда в организации. Пока еще не на уровне закона, хотя такой законопроект уже подготовлен, но на уровне рекомендаций Роструда и Минтруда урегулирован вопрос с теми стимулирующими выплатами, которые начисляются работнику не ежемесячно, а по итогам за какие-то конкретные периоды, например, премии за квартал, полугодие или год. В этом случае, как считают контролирующие ведомства, работодатель имеет право подвести итоги, проанализировать эффективность труда каждого работника и начислить ему премию позже установленного для выплаты заработной платы пятнадцатидневного срока по окончании расчетного периода. Но в любом случае, сроки выплаты премий и иных стимулирующих надбавок, должны оговариваться локальными нормативными актами. [14]

В отличие от учреждений государственного или муниципального подчинения, в которых вопросы оплаты труда в 2017 году останутся строго регламентированными, работодатели, не имеющего смешанного или бюджетного финансирования, имеют полное право самостоятельно разработать и закрепить на локальном уровне принципы оплаты труда своих сотрудников. Поэтому работодатель вправе отказаться от применения единой системы оплаты труда на своем предприятии и сформировать штатное расписание, установив оклады работником, основываясь на средней рыночной цене рабочей силы в данном конкретном регионе. В этом случае параметры системы оплаты труда, применяемые в отношении конкретного работника, должны быть отражены, как минимум, в трудовом договоре. [30]

На средних и крупных предприятиях об отсутствии единой системы оплаты труда речь не идет - это, прежде всего, невыгодно и самому работодателю, поскольку затрудняет учет и расчеты, снижает мотивированность сотрудников. В этом случае система оплаты труда на предприятии устанавливается и трудовым договором с работником, и коллективным договором, и специальными нормативными актами, такими, как Положение об оплате труда и Положение о премировании, в соответствии со ст.135 ТК РФ разработка отдельного документа - Положения об оплате труда - является наиболее предпочтительным вариантом, позволяя установить единые правила и принципы оплаты труда для всех сотрудников организации, позволяя регулировать ее размер в зависимости от квалификации, уровня образования и личной эффективности каждого работника. Такое решение вопроса позволяет сделать систему оплаты труда прозрачной и максимально понятной как для работающих на предприятии, так и для проверяющих его деятельность сотрудников контролирующих органов. [2]


К самым распространенным видам нарушений, связанных с оплатой труда, относятся: несоблюдение установленных законом и локальными нормативными актами сроков выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций и денежных сумм, начисленных работникам при увольнении; однократная ежемесячная выплата заработной платы; оформление расчетных листов без использования единой типовой формы; ненадлежащее оформление и несвоевременная оплата сверхурочной и дополнительной работы.

Поскольку гарантии работникам на своевременную и адекватную оплату труда предоставлены на государственном уровне, надзорные органы строго следят за тем, чтобы данные гарантии работодателями соблюдались в полном объеме. Проводя аудит оплаты труда в 2017 году, инспекторы, прежде всего, обратят внимание на даты выплаты заработной платы и соблюдение установленных сроков ее выдачи, правильность и полноту оформления и заполнения расчетных документов.[9]

В организации должна применяться типовая форма заполнения расчетных листов для всех сотрудников. Инспектора также обратят внимание на правильность ведения табелей учета рабочего времени и проверят, своевременно ли были выданы работнику дополнительные суммы, положенные за сверхурочную работу. В соответствии со статьей 5.27 КоАП, с 3 октября 2016 года увеличены штрафы за задержку выплаты заработной платы. За задержку заработной платы работодатель должен выплатить работнику компенсацию, при этом размер процентов составляет 1/150 от ключевой ставки Центрального Банка РФ.

3. Организация и методика внутреннего контроля расчетов по заработной плате

Экономия труда, рациональное использование трудовых ресурсов имеют большое значение для развития в организации, т.к. экономия труда на действующих предприятиях становится весомым источником укомплектования кадров вновь строящихся предприятий, способствует повышению эффективности работы действующих предприятий. Особенно большое значение имеет рациональное использование трудовых ресурсов в настоящее время в условиях роста потребности в квалифицированных кадрах.

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность труда, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит специалиста на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить. [26]


Успех и процветание любого предприятия или фирмы во многом зависят от эффективности труда персонала, а она, в свою очередь – от механизма формирования заработной платы.

Оплата труда – это выраженная в денежной форме доля труда сотрудника, вложенного им при создании продукции предприятия. Эта доля выплачивается сотруднику, и он единолично распоряжается этими средствами.

Повышению стимулирующей функции заработной платы содействует усиление еѐ гибкости, способности достаточно быстро и адекватно реагировать на изменения результативности труда работников. На уровне предприятия речь идет, прежде всего, об индивидуализации заработка работника, когда при определении размера оплаты учитываются не только такие характеристики, как стаж, квалификация и профессиональное мастерство, но и значимость работника для предприятия, его способность достичь определенных текущих и перспективных целей, а главное – реализация этой способности. [35]

За годы экономических реформ существенно обострилась ситуация, связанная с оплатой труда работников бюджетной сферы. А необходимость в совершенствовании системы оплаты труда работников организаций бюджетного сектора экономики назрела в связи с падением престижа труда основных категорий работников этого сектора экономики: врачей, учителей, преподавателей, ученых, работников культуры и искусства, государственных служащих и других из-за возникшей негативной тенденции отведения этим сферам второстепенной роли в экономике страны. [27]

Вопросы совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных органов должны рассматриваться в комплексе для всех категорий работников с учетом анализа действующего законодательства, соблюдения обоснованных пропорций и единых принципов.

В основу подготовки предложений по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций должны быть положены следующие основные принципы:

–сохранение за Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы роли обязательной системы федеральной организации оплаты труда в бюджетной сфере;

–повышение стимулирующей роли заработной платы как основного источника доходов трудящихся бюджетной сферы;

–обеспечение оптимальных соотношений между заработной латой работников бюджетной и внебюджетной сфер.

Основная задача организации труда и совершенствования системы заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда каждого работника в зависимость от его трудового вклада и тем самым повысить стимулирующую функцию оплаты каждого из них.


Чтобы минимизировать риски при разработке критериев оценки профессиональной деятельности, рекомендуем создать рабочую группу с участием профсоюзной организации учреждения, издав приказ. В последние годы получила распространение практика включения в коллективный договор в качестве приложения положений об оплате труда, премировании по различным основаниям, выплате вознаграждения по итогам работы за год. При использовании такой модели правового регулирования важно помнить, что приложение к коллективному договору является неотъемлемой его частью, а не самостоятельным локальным нормативным актом. [29]

В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается либо система оплаты труда в нем не определена, она устанавливается в локальном нормативном акте. Обычно такой акт называется положением об оплате труда. Возможно установление системы оплаты труда несколькими локальными нормативными актами, находящимися в системном единстве, например, положением о тарифной системе, положением о премировании, положением о стимулирующих надбавках и положением о компенсационных доплатах. [34]

Организация заработной платы – это построение системы оплаты труда с помощью совокупных элементов (нормирования труда, тарифной системы, премий, доплат и надбавок), обеспечивающих связь между количеством труда и размерами его оплаты.

На примере организации рассмотрена система и организации оплаты труда. Система оплату труда установлена двумя документами коллективным договором и Положением об оплате труда.

Данные документы составлены на основании Трудового кодекса РФ и нормативных актов Правительства РФ и ведомственных организаций. Документальное оформление производится на основании форм утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1. [34]

С переводом сотрудников с простой повременной системы оплаты труда на сдельную систему уменьшится фонд заработной платы для сотрудников администрации, бухгалтерии, вспомогательного персонала, а, значит, и сумму налогов придется платить меньше. К тому же заинтересованость сотрудников в получении большей заработной платы приведет к росту эффективности результатов труда. [25, с.125-128]

Также для существенного повышения результатов деятельности учреждения необходимо перейти на «эффективный контракт».

Суть эффективного контракта заключается в формировании новой системы оплаты труда, привязанной к результатам работы бюджетной организации. Этот механизм должен стимулировать сотрудников к повышению качества оказания госуслуг.