Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности: Применяемые стандарты.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
3. Принятые при проведении оценки объекта оценки допущения
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
8.1. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации[4]
8.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект[5]
8.3. Анализ рынка товарных знаков[6]
9. Анализ лучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого объекта (ЛНЭИ)
10. Описание процесса оценки объекта оценки
10.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
10.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
10.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
11. Описание процедуры согласования результатов оценки и выводы
8.3. Анализ рынка товарных знаков[6]
В 2019 году наблюдался значительный рост поступления заявок, поданных в Роспатент на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (далее – товарный знак). По сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличение составило 15,05%, при этом по национальной процедуре поступление увеличилось на 17,13%, а по международной процедуре – на 8,04%.
При этом рост показателя поданных заявок на регистрацию товарного знака был обеспечен за счет увеличения в 2019 году показателя поданных заявок российскими заявителями – 19,33%.
В 2019 году Роспатентом продолжалось проведение мероприятий, направленных на сокращение сроков рассмотрения заявок, которые в том числе способствовали увеличению числа подаваемых заявок на товарные знаки российскими заявителями. Кроме того, в 2019 году были усилены мероприятия по повышению качества экспертизы заявок на товарные знаки, в том числе путем проведения внутреннего контроля делопроизводства по заявкам.
За 2019 год по сравнению с 2018 годом средняя длительность рассмотрения заявок по национальной процедуре сократилась на 2,07 месяца и составляет 5,59 месяца, по международной процедуре длительность сократилась на 1 месяц и составила 6,33 месяцев. Общий срок (по национальной и международной процедурам) за 2019 год составил 5,96 месяца.
Текущая динамика сокращения сроков позволяет прогнозировать их дальнейшее сокращение в 2020 году.
Одной из положительных тенденций в 2019 году явилось то, что при росте числа поступающих заявок продолжали снижаться сроки рассмотрения заявок.
В отчетном году общий показатель рассмотренных заявок на стадии экспертизы сохранился на уровне 2018 года и составил 82914 единиц. Вместе с тем в 2019 году по сравнению с 2018 годом возросло количество отказов на стадии экспертизы заявленного обозначения на 10,57%. Рост данного показателя был характерен и для предыдущего отчетного периода.
В 2019 году увеличилось количество зарегистрированных товарных знаков по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Динамика регистрации товарных знаков приведена в таблице ниже:
Таблица 11
. Динамика регистрации товарных знаков 2015-2019 гг.
Таблица 12
Подача заявок иностранными заявителями из 15 стран с наибольшим количеством заявок в 2019 году
Существует множество площадок торговли правами на свободные товарные знаки - www.brandmarket.ru , www.marks.ru , www.brandtorg.ru , www.brandberry.ru и другие.
По оценкам агентства «Принтелл» (http://printell.ru) к продаже предлагаются до 10 000 товарных знаков.
Рисунок 4
Предложения c сайта msp-patent.ru
Источник информации: https://www.msp-patent.ru/ideas-for-sale.html
Рисунок 5
Предложения c сайта www.patent-rus.ru
Источник информации: http://www.patent-rus.ru/tovarnii-znak/
Рисунок 6
Предложения c сайта Patentus.ru
Источник информации: http://patentus.ru/tovarnye-znaki/gotovie-znaki/
Рисунок 7
Предложения c сайта Patentus.ru
Источник информации: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fK5lxHW7r9yDiCSq2flTpZz_U2LbNog3CZF-1o7nv20/edit#gid=820199609
Рисунок 8
Предложения c сайта Patentus.ru
Источник информации: https://docs.google.com/document/d/1yaz9upAMeVtaJhnqIPbXlUaf6zIdTtTIdpuz4HZWlzE/edit
С объектом оценки сделки не заключались в 2015 - 2019 гг.
9. Анализ лучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого объекта (ЛНЭИ)
Анализ наиболее эффективного использования позволяет определить наиболее доходное и конкурентное использование объекта интеллектуальной собственности - то использование, которому соответствует максимальная стоимость объекта.
Анализ наиболее эффективного использования выполняется путём проверки соответствия рассматриваемых вариантов использования следующим критериям.
- Законодательная разрешенность
- Физическая осуществимость
- Финансовая осуществимость
- Максимальная эффективность
В таблице ниже приводятся варианты предполагаемого использования оцениваемого объекта, на основании которых оценщиком выбран вариант, при котором оцениваемый объект будет иметь максимальную стоимость.
Таблица 13
№ п/п |
Вариант использования объекта |
Критерии наиболее эффективного использования |
Вывод о наиболее эффективном использовании |
||
Юридическая законность |
Физическая возможность |
Финансовая осуществимость |
|||
1. |
Текущее использование |
+ |
+ |
+ |
Наиболее эффективным является текущее использование объекта |
2. |
Продажа |
+ |
- |
+ |
Пояснения по таблице:
- в случае соответствия варианта использования какому-либо из критериев наиболее эффективного использования на пересечении строки, в которой находится вариант использования, и столбца, соответствующего этому критерию, ставится знак «+» (плюс).
- в случае несоответствия варианта использования какому-либо из критериев наиболее эффективного использования на пересечении строки, в которой находится вариант использования, и столбца, соответствующего этому критерию, ставится знак «-» (минус).
Примечание: Несоответствие варианта использования хотя бы одному из критериев свидетельствует о том, что данное использование не может считаться наиболее эффективным.
10. Описание процесса оценки объекта оценки
10.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Для определения рыночной стоимости товарного знака "Пит-on" применялся метод прямого анализа сравнения продаж. Аналогами являются товарные знаки Аналог1 и Аналог2 (аналоги вымышленные для примера). Данные товарные знаки являются аналогами, т.к. относятся к одной отрасли, используются для реализации сходных товарных услуг, сопоставимы по объемам выручки. Никакие другие товарные российские товарные знаки не являются более близкими аналогами
Таблица 14
Аналоги для метода прямого сравнения продаж
Товарный знак |
Стоимость товарного знака тыс. руб. |
Дата |
Аналог 1 |
180 |
2017 |
Аналог 2 |
220 |
2017 |
Инфляция в 2017 г. - 2,5%, инфляция в 2018 г. - 4,2%, инфляция в 2019 г. - 3%[7].
Индекс цен = (1+0,025) *(1+0,042) *(1+0,03) = 1,1000915
Расчет стоимости товарного знака методом сравнения продаж представлен в таблице ниже.
Таблица 15
Внесение корректировок
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект оценки |
|
---|---|---|---|
Наименование объекта |
Аналог1 |
Аналог2 |
|
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, тыс.руб. |
180 |
220 |
|
Элементы сравнения |
|||
Дата определения стоимости |
2017 |
2017 |
01.01.2020 |
Корректировка,% |
(1+0,025) *(1+0,042) *(1+0,03) -1) * 100%=10% |
(1+0,025) *(1+0,042) *(1+0,03) -1) * 100%=10% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
198 |
242 |
|
Территория действия исключительных прав |
Российский |
Российский |
Российский |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
198 |
242 |
|
Срок полезного использования ИС, лет |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
(в случае успешного коммерческого использования) |
(в случае успешного коммерческого использования) |
(в случае успешного коммерческого использования) |
|
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
Скорректированная цена, тыс. руб. |
198 |
242 |
|
Год начала использования ТЗ |
2011 |
2009 |
2012 |
Срок существования ИС, лет |
9 |
11 |
8 |
Корректировка,% |
((8-9)/9) *100% = =-11,1% |
((8-11)/11) *100% = -27,3% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
176 |
176 |
|
Наличие патентной охраны |
да |
да |
да |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
176 |
176 |
|
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Производство муки |
Производство муки |
Производство муки |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
176 |
176 |
|
Выручка, тыс. руб. |
1900 |
2600 |
2300 |
Корректировка,% |
((2300-1900)/ 1900) *100% = 21,1% |
((2300-2600)/ 2600) *100% = -11,5% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
213 |
156 |
|
Отклонение скорректированной цены от первоначальной стоимости, тыс. руб. |
33 |
64 |
|
Отклонение скорректированной цены от первоначальной стоимости, в долях (n) |
0,1833 |
0,2909 |
|
1/n |
5,45553737 |
3,437607425 |
|
Сумма 1/n |
8,8931 |
||
Вес аналога |
0,6135 |
0,3865 |
|
Взвешенная стоимость, тыс. руб. |
131 |
60 |
|
Рыночная стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
191 |
Таким образом, рыночная стоимость товарного знака "Пит-on" на 01.01.2020 г. по результатам использования сравнительного подхода составляет 191 тыс. руб.
10.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Для расчета стоимости в рамках затратного подхода применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв,
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Рентабельность товарного знака
Рентабельность ТЗ = Чистая прибыль за 2019 г. / Выручка за 2019 г.* 100% = 100 тыс. руб. / 2300 тыс. руб. * 100% = 4,35%
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за регистрацию товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. № 1151. Согласно данному документу:
– Регистрация заявки на регистрацию товарного знака - 3500 руб. (+ 1000 за каждый из классов свыше 5).
– Проведение экспертизы обозначения - 11500 + 2500 руб. за каждый класс международной классификации свыше 1.
– Государственная пошлина за регистрацию товарного знака - 16000 + 1000 за каждый из классов свыше 5.
- Выдача свидетельства на товарный знак - 2000 руб.
- Рассмотрение заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак и принятие решения по результатам его рассмотрения - 20000 + 1000 за каждый из классов Международной классификации товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация, свыше 5.
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака в текущих ценах . – 3500+11500+2500*(2-1)+16000 +2000 = 35500 руб.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 16
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Для дальнейшего расчета стоимости товарного знака "Пит-on" применятся коэффициент масштабности – 1, т.к. выручка Организации соответствует 2,7 тыс. долл. в месяц.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице ниже.
Таблица 17
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется с 2012 г. следовательно Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле [20]:
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Товарный знак был зарегистрирован в 2013 г.
Таким образом, Кв = 1+7/10 = 1,7.
Коэффициент индексации. Все затраты на создание товарного знака необходимо привести к дате оценки.
Таблица 18
Индексы цен
Индекс цен |
Год |
1,061 |
2011 |
1,066 |
2012 |
1,065 |
2013 |
1,114 |
2014 |
1,129 |
2015 |
1,054 |
2016 |
1,025 |
2017 |
1,042 |
2018 |
1,03 |
2019 |