Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Исторический аспект становления и развития страховой пенсии по инвалидности
1.2. Правовые основы назначения страховой пенсии по инвалидности
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ КАК СУБЪЕКТОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
2.1. Основания признания гражданина инвалидом
2.2. Проблемы защиты прав инвалидов по страховой пенсии по инвалидности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена, прежде всего, несовершенством российского законодательства в области социального обеспечения инвалидов, а также весомого количества больных для данной области практики вопросов.
Вопрос о пенсиях по инвалидности в России является одним из основных в сфере социальной защиты населения. Первые реформы в социальной области были проведены еще в начале 90-х, но с того времени численность нетрудоспособного населения выросла. И по прогнозам ожидается его продолжительное увеличение.
Сложившаяся обстановка в экономике и в социальной сфере Российской Федерации привела к осознанию несовершенства пенсионной системы в России. Результатом Пенсионных реформ, начавшихся еще в 2002 году, должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы.
2013 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, 23 декабря 2013 года был принят, а с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. Данный Закон, по сути, пришел на смену ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который определил основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Перед автором настоящей работы была поставлена цель проанализировать институт страховой пенсии по инвалидности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной перед автором настоящей работы цели, были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать исторический аспект становления и развития страховой пенсии по инвалидности в Российской Федерации;
- изучить правовые основы назначения страховой пенсии по инвалидности в Российской Федерации;
- рассмотреть основания признания гражданина инвалидом;
- выявить проблемы защиты прав инвалидов по страховой пенсии по инвалидности.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, связанные назначением и получением страховой пенсии по инвалидности в РФ.
Предметом исследования являются нормы законодательства России, регламентирующие институт страховой пенсии по инвалидности в Российской Федерации.
Научная проработанность темы: вопросы, связанные с темой работы, изучались такими авторами как: Миронова Т.К., Борисов А.Н., Неводова И.А., Чижма В.В., Быкова Н.Н., Огрина М.В.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе четыре параграфа, а также заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Исторический аспект становления и развития страховой пенсии по инвалидности
Начало формирования системы социальной помощи инвалидам в Российской Федерации положено 1 ноября 1917г., когда было обнародовано Правительственное сообщение о социальном страховании, согласно которому пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917г. на 100% за счёт пенсионного фонда. Социальное обеспечение осуществлялось целиком за счёт средств государственного бюджета. Основное место в системе социального обеспечения заняли пенсии инвалидам из числа красноармейцев и красногвардейцев и пенсии членам их семей по случаю потери кормильца. Развитие в первые годы советской власти именно этих видов пенсионного обеспечения было связано с гражданской войной и интервенцией, которые привели к колоссальным человеческим жертвам. В стране насчитывались миллионы инвалидов войны и семей, потерявших кормильца. Именно они, по мнению властей, особенно остро нуждались в материальной поддержке со стороны государства.
Для осуществления процедуры установления инвалидности был создан специальный организационно-структурный институт - врачебно-трудовая экспертиза, первоначально как компонента страховой медицины.
В основе формирования страховой медицины лежит декрет СНК от 16 ноября 1917г. о передаче больничным кассам лечебных учреждений фабрик и заводов. Возникновение страховой медицины, в свою очередь, определило необходимость врачебной экспертизы трудоспособности в системе социального страхования. При больничных кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии (ВКК). В первый период своего существования ВКК их функцией были проверка правильности диагнозов лечащих врачей, определение временной нетрудоспособности, экспертиза стойкой утраты трудоспособности.
Установление инвалидности давало право на пенсионное обеспечение по инвалидности, право на которое первоначально имел ограниченный круг лиц. Пенсионное обеспечение красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей регулировалось декретом Совета Народных Комиссаров от 7 августа 1918г.
В последующем круг лиц, имеющих право на получение пенсий по инвалидности, стал расширяться. Важнейшим этапом в развитии социального обеспечения явилось утверждённое СНК 31 октября 1918г. “Положение о социальном обеспечении трудящихся”. Положение распространялось не только на рабочих и служащих, но и на всех “трудящихся, источником существования которых был собственный труд, без эксплуатации чужого труда”.
Средства на социальное обеспечение создавались из взносов предприятий, учреждений и других работодателей, а работники были освобождены от каких-либо взносов. В дальнейшем в Положение от 31 октября 1918г. вносились различные изменения. Самым существенным из них была отмена уплаты страховых взносов (для всех предприятий и учреждений, кроме частных работодателей) и перенос всех расходов по осуществлению социального обеспечения непосредственно на государственный бюджет. Тем самым, упразднялся институт социального страхования, а все функции политики по отношению к инвалидам переносились на систему социального обеспечения.
В 1921г. была вновь введена система социального страхования рабочих и служащих, в том числе на случаи постоянной утраты трудоспособности. Постановлением СНК от 8 декабря 1921г. была введена так называемая “рациональная” шестигрупповая классификация инвалидности:
- I группа - инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но нуждается в посторонней помощи;
- II группа - инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи;
- III группа - инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и лёгкими работами;
- IV группа - инвалид не может продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию более низкой квалификации;
- V группа - инвалид должен отказаться от прежней профессии, но может найти новую профессию такой же квалификации;
- VI группа - возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только с пониженной производительностью.[1]
Данная классификация инвалидности получила наименование “рациональной” поскольку вместо процентного метода вводила определение трудоспособности, исходя из возможности для инвалида, в зависимости от состояния здоровья, выполнять какую-либо профессиональную работу или же работу в своей прежней профессии. Так начал утверждаться принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. “Рациональность” шестигрупповой системы состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала, при существовавшей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определёнными льготами, предоставляемыми государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели инвалиды только первых трёх групп.
Однако и после этих изменений шестигрупповая классификация не смогла полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым к экспертизе трудоспособности в условиях индустриализации экономики, ликвидации безработицы и высокой потребности в рабочей силе. Несмотря на то, что процентный способ определения трудоспособности был заменён “рациональной” шестигрупповой классификацией инвалидности, должная "классовая" линия в практике работы бюро врачебной экспертизы не выдерживалась. Одним из принципиальных дефектов врачебной экспертизы было отсутствие научно-методической базы.
Важнейшим фактором, определившим все дальнейшее развитие врачебно-трудовой экспертизы и социальной политики в отношении инвалидов, явилась замена в 1923г. шестигрупповой на трёхгрупповую классификацию инвалидности:
- к I группе относились лица, утратившие полностью трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе;
- ко II группе – утратившие полностью способность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии;
- к III группе - нетрудоспособные к систематическому труду по своей профессии в обычных условиях работы для этой профессии, но могущие использовать свою остаточную трудоспособность:
а) либо не на регулярной работе,
б) либо при сокращённом рабочем дне,
в) либо в другой профессии со значительным снижением квалификации.
Замена шестигрупповой классификации трёхгрупповой была осуществлена не механически - ликвидацией 4, 5 и 6 групп, которым пенсии не назначались, а путём существенной переработки формулировок групп инвалидности, в первую очередь 3 группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной 4 группы - возможность работать “в другой профессии со значительным снижением квалификации”. Таким образом, перестали признаваться инвалидами лица, фактически сохранившие свою трудоспособность, а с другой стороны, - лица с ограниченной трудоспособностью стали относиться к 3 группе, при которой инвалиды получали пенсию.
Эта трёхгрупповая классификация инвалидности, уже в тридцатых годах сыгравшая немалую роль в упорядочении врачебно-трудовой экспертизы, существует с некоторыми изменениями до настоящего времени.
В период войны ВТЭК столкнулись с новым специфическим контингентом инвалидов – бывшими фронтовиками, в основном, людьми молодого или среднего возраста, у которых имели место поражения, главным образом, опорно-двигательного аппарата – чаще всего верхних и нижних конечностей. Если до войны инвалиды с дефектами конечностей составляли 8% всех инвалидов, то в конце войны эта доля возросла до 42%. Эти инвалиды отличались от довоенного контингента тем, что любая работа, доступная при имеющемся анатомическом дефекте, не являлась им противопоказанной по состоянию здоровья, что создавало очень широкие возможности для трудового устройства.
В годы войны произошли значительные изменения в самом содержании экспертной деятельности, во взглядах на основные критерии при определении инвалидности той или иной группы. Практика показала, что компенсаторные возможности организма при чётко выраженной настроенности на трудовую деятельность чрезвычайно велики. Многие участники войны, получившие тяжёлые увечья на фронте, например, потерю одной руки или ноги или даже двух ног, рук или комбинацию этих дефектов, вернулись к своей прежней работе без существенного понижения своих профессиональных возможностей.
В начале 60-х гг. был принят ряд документов, существенно повлиявших на улучшение пенсионного обеспечения инвалидов.[2] Бесплатная медицинская помощь, бесплатное образование и другие блага, предоставляемые за счёт общественных фондов потребления всему населению Советского Союза, в равной степени являлись достоянием инвалидов. Этим целям служила также государственная система трудового устройства инвалидов, позволяющая им по их желанию трудиться в условиях, которые не противопоказаны им по состоянию здоровья. В этот период впервые было создано единое законодательство о государственных пенсиях, выплачиваемых как за счёт средств социального страхования, так и за счёт государственных ассигнований, по системе органов социального обеспечения. Это единое законодательство охватывает все виды пенсий, в том числе и по инвалидности, назначаемых рабочим, служащим, приравненным к ним лицам, учащимся, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, членам творческих союзов, некоторым другим гражданам, а также членам семей всех этих категорий трудящихся.
В 1965г. произошло выравнивание законодательства в отношении колхозников и установление для них тех же правовых норм, которые ранее были распространены на рабочих и служащих. К 1967г. устанавливается единый порядок пенсионирования по инвалидности для всех социально-профессиональных категорий граждан и единый порядок врачебно-трудовой экспертизы, действовавший до 1990г.
В 1990г. Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон "Об основных началах социальной защищённости инвалидов СССР". Несмотря на свою декларативность, эти документы содержали весьма прогрессивные идеи, главная из которых – перенос центра тяжести с пассивных форм поддержки на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. В случае реализации эти подходы могли бы существенно изменить положение инвалидов. Однако они не были ратифицированы в РСФСР, а дальнейшие события 1991г. резко изменили социально-экономическое и политическое положение России.