Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Исторический аспект становления и развития страховой пенсии по инвалидности
1.2. Правовые основы назначения страховой пенсии по инвалидности
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ КАК СУБЪЕКТОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
2.1. Основания признания гражданина инвалидом
2.2. Проблемы защиты прав инвалидов по страховой пенсии по инвалидности
Выплата накопительной части трудовой пенсии лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности, будет начинаться не ранее достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Поэтому количество пенсионеров по инвалидности, получающих накопительную часть трудовой пенсии, будет определяться количеством пенсионеров по инвалидности в данном возрасте и также в будущем не должно увеличиться.
Проанализируем теперь изменение (повышение) пенсионного возраста.
Выше отмечалось, что инвалидность и пенсия по инвалидности – понятия, взаимосвязь которых определяется действующим пенсионным законодательством. Это особенно существенно в пенсионном возрасте, когда инвалид может выбрать либо пенсию по инвалидности, либо пенсию по старости. В трудоспособном возрасте влияние законодательства на численность пенсионеров по инвалидности минимально, поскольку здесь доминирующим фактором является интенсивность инвалидизации населения. Именно поэтому численность инвалидов и пенсионеров по инвалидности монотонно нарастает по экспоненте, а их разница остается минимальной вплоть до достижения ими пенсионного возраста. После достижения инвалидами пенсионного возраста в старой пенсионной системе наблюдалось резкое сокращение численности пенсионеров по инвалидности, а в новой пенсионной системе их относительная численность, по-видимому, останется неизменной. Пенсионный возраст практически не оказывает влияния на численность инвалидов, которая продолжает нарастать по тому же экспоненциальному закону. Поэтому есть все основания предполагать, что повышение пенсионного возраста численность пенсионеров по инвалидности будет означать увеличение вместе с ростом численности инвалидов.
Еще одним фактором, влияющим на численность инвалидов, а следовательно, и на численность пенсионеров по инвалидности, является сверхсмертность инвалидов. Различие в смертности инвалидов и не инвалидов отмечали Т. М. Малева, С. А. Васин, О. Ю. Голодец и С. В. Бесфамильная. По их мнению, "эти различия сводятся к следующему:
- смертность инвалидов-получателей пенсии по инвалидности значительно выше смертности остального населения в возрасте до 60 лет;
- с возрастом различия убывают".
Последнее утверждение отражает стирание качественных различий между инвалидами и не инвалидами, свидетельствуя в пользу гипотезы о том, что "в пенсионных возрастах инвалидность носит принципиально иной, связанный с конъюнктурно-мотивационными факторами характер".[17]
По своим провозглашенным целям социальная политика в отношении инвалидов должна носить активный характер. На практике провозглашенные цели подменяются мероприятиями по социальному обеспечению инвалидов. В общем объеме расходов на социальную защиту инвалидов (без учета трансфертов регионам) средства Пенсионного фонда (пенсии инвалидам с учетом компенсационных выплат) составляют 98,1%. При выплате пенсий и компенсационных льгот государство исходит из необходимости абсолютного удовлетворения всех потребностей инвалидов за счет государства без учета уровня доходов и других критериев, кроме заключения медико-социальной экспертизы.
В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Изменения в назначении пенсий касаются только “пороговой” реабилитации, то есть реабилитации, заканчивающейся переходом из второй группы в третью, или полным снятием инвалидности, что теоретически может относиться только к инвалидам третьей группы. Пенсии не относятся к льготам и компенсациям “активной реабилитации”, то есть они не помогают инвалиду вернуться в общество, не стимулируют его активного реабилитационного поведения - пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки инвалидов и по своей природе являются социальным пособием лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью для того, чтобы прокормить себя.
Принципиального различия между пенсией по старости и пенсией по инвалидности для инвалида не существует. Инвалиду по достижении пенсионного возраста дано право выбирать вид пенсии, и, естественно, пенсионер останавливается на пенсии большего размера. Как следует из демографических и статистических оценок, инвалидов-получателей пенсий в России насчитывается 9,34 млн. чел. Эта численность близка к максимальным оценкам инвалидности и практически исключает вероятность того, что значимая группа инвалидов, которая по российским законам признается таковыми, не претендует на пенсии по инвалидности.
Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий этой политики, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций, к реальной недоступности благ, гарантированных законом.
Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страховые пенсии по инвалидности являются основным источником существования для определённых слоёв населения. Поэтому, пенсионное обеспечение на территории нашей страны должно быть всегда устойчивым и стабильным. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма самого пенсионного обеспечения граждан. Но все, же имеются некоторые отклонения, которые со временем необходимо исправить.
Таким образом, основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть системы социальной защиты должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной степени определяет образ жизни людей, их участие в экономической деятельности, что повышает ответственность государственных органов (в том числе законодательных) за принимаемые решения и требует учета всех обстоятельств жизни нетрудоспособных граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
- Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1996г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов", Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами». – СПС «КонсультантПлюс».
Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 157н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33762) . – СПС «КонсультантПлюс».
- Закон о государственных пенсиях, принят Верховным Советом СССР 14 июля 1956г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, принят 15 июля 1964г. – URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5673.htm.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1031 от 13.08.1997 г. “О продлении сроков реализации федеральных целевых программ, входящих в федеральную комплексную программу “Социальная поддержка инвалидов”. – СПС «КонсультантПлюс».
Российская Федерация. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 157н. – СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература:
Кульчитцкий А.В. История пенсионного обеспечения россиян / А.В. Кульчитский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. - № 76-1 – С. 199-204.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2015. – 296 с.
Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации // КНЖ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-pensionnogo-strahovaniya-v-rossiyskoy-federatsii.
Миронова Т.К. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М.: Издательство «Кнорус», 2015. – 312 с.
Огрина М. В. Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220.
- «Право социального обеспечения» : краткий курс лекций /Г. Д. Долженкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. – 149 с.
Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/invalidy-i-obschestvo.
Иванов Андрей Николаевич, Безуглова Маргарита Николаевна Пенсионный фонд России: проблемы функционирования на современном этапе // Kant. 2018. №1 (26).
Неводова И.А., Чижма В.В. Проблемы получения страховой пенсии в России и пути их решения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-polucheniya-strahovoy-pensii-v-rossii-i-puti-ih-resheniya.
Мамиёк Л. А. Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 157-160.
-
Кульчитцкий А.В. История пенсионного обеспечения россиян / А.В. Кульчитский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. - № 76-1 – С. 199-204. ↑
-
Закон о государственных пенсиях, принят Верховным Советом СССР 14 июля 1956г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, принят 15 июля 1964г. – URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5673.htm. ↑
-
Постановление Правительства Российской Федерации № 1031 от 13.08.1997 г. “О продлении сроков реализации федеральных целевых программ, входящих в федеральную комплексную программу “Социальная поддержка инвалидов”. – СПС «КонсультантПлюс». ↑
-
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1996г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов", Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами». – СПС «КонсультантПлюс». ↑
-
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2015. – 296 с. ↑
-
Российская Федерация. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 157н. – СПС «КонсультантПлюс». ↑
-
Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации // КНЖ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-pensionnogo-strahovaniya-v-rossiyskoy-federatsii. ↑
-
Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
-
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
-
Миронова Т.К. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М.: Издательство «Кнорус», 2015. – 312 с. ↑
-
Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 157н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33762) . – СПС «КонсультантПлюс». ↑
-
Огрина М. В. Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220. ↑
-
. «Право социального обеспечения» : краткий курс лекций /Г. Д. Долженкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. – 149 с. ↑
-
Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/invalidy-i-obschestvo. ↑
-
Иванов Андрей Николаевич, Безуглова Маргарита Николаевна Пенсионный фонд России: проблемы функционирования на современном этапе // Kant. 2018. №1 (26). ↑
-
Неводова И.А., Чижма В.В. Проблемы получения страховой пенсии в России и пути их решения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-polucheniya-strahovoy-pensii-v-rossii-i-puti-ih-resheniya. ↑
-
Мамиёк Л. А. Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 157-160. ↑