Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика государства: цели, содержание и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта.

Финансовая политика — составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использова­ния, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области обществ­енной деятельности.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими со­ставными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства осно­вывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вы­текающих из поставленных целей и задач.

Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть цели, содержание и виды финансовой политики;

2. Описать финансовый механизм России;


3. Сформулировать направления совершенствования финансовой политики РФ.

Финансовая политика – есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную систему и её деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели). Объектом финансовой политики является хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность, на которую воздействует финансовая политика.

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Эффективность финансовой политики зависит от эффективности экономической политики, состояния (стабильности) финансовой системы страны, выбора приоритетов по доходным источникам и расходным направлениям (инвестиции, социальная сфера и др.), действенности финансового механизма - средства реализации финансовой политики, информированности населения о ее содержании.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Глава 1. Финансовая политика государства: цели, содержание и виды.


1.1 Цели и задачи финансовой политики.

Целью финансовой политики является наиболее полная мо­билизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворе­ния насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важ­ное значение придается повышению эффективности использова­ния финансовых ресурсов путем их распределения между сфера­ми общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

На разных этапах развития экономики и в отдельных регио­нах может сложиться ситуация, когда цель финансовой полити­ки временно будет состоять в сохранении уже достигнутого ре­ального уровня доходов.

Целью финансовой политики российского государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отне­сти следующие:

1. Повышение объема и эффективности использования фи­нансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воз­действия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресур­сов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удов­летворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2. Оздоровление и структурная перестройка экономики: по­вышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе — восстановление конвертируемос­ти рубля.

3. Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяй­ства. Социальная направленность финансовой стратегии прояв­ляется не только в изыскании возможностей увеличения фи­нансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, опреде­ляющей развитие производства, направление и структуру ис­пользования финансовых ресурсов.


Некоторые экономисты выделяют также и другие цели про­ведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов ин­фляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглажива­ние экономических циклов (под этим в первую очередь понима­ется использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главная задача финансовой политики в период современ­ных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и пре­дотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности мате­риального положения отдельных групп населения, и чем много­численнее та часть, которая проигрывает от социальных изме­нений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований.

В основе определения границ перераспределения финансо­вых ресурсов должна лежать необходимость формирования оп­тимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень разви­тия военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

• обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

• установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

• организацию регулирования и стимулирования экономи­ческих и социальных процессов финансовыми методами;

• выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

• создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

1.2 Содержание и значение финансовой политики

Содержание финансовой политики многогранно. Она вклю­чает следующие важнейшие звенья:


выработку научно обоснованных концепций развития финан­сов, которые формируются на основе изучения требований эко­номических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и произ­водственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период; при этом исходят из пу­тей достижения поставленных целей, предусмотренных эконо­мической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать спе­цифику каждого этапа развития общества, особенности как внут­ренней, так и международной обстановки, реальные экономичес­кие и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устой­чивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от администра­тивных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в эко­номике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансо­вого строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финан­совой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспе­чение тесной взаимосвязи между составными частями экономи­ческой политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика состоит из следующих основных на­правлений:

• налоговой политики;

• бюджетной политики;

• денежно-кредитной политики;

• ценовой политики;

• таможенной политики;

• социальной политики;

• инвестиционной политики;

• внешнеторговой политики.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов: