Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика государства: цели, содержание и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

достижение социальной стабильности в обществе;

оздоровление государственных финансов;

восстановление нормального функционирования банковской сферы;

поддержка сбалансированности товарных и денежных по­токов;

достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федера­тивного государства;

создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

меры по искоренению финансовых злоупотреблений и кор­рупции.

Важнейшей составной частью финансовой политики явля­ется налоговая политика. Она должна учитывать интересы госу­дарства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объе­ма ресурсов, который является достаточным для выполне­ния принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и ле­гитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выра­женный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направ­лена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора эконо­мики. Ее основные задачи:

дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;

создание единого реестра налогоплательщиков;

усиление налогового администрирования;

реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

• определению доли валового внутреннего продукта, моби­лизуемой в бюджет;

• установлению оптимальных взаимоотношений между фе­деральными органами власти и органами власти субъектов Фе­дерации;

• оптимизации структуры расходной части бюджета;

• распределению расходов между бюджетами разных уров­ней;

• определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

• управлению государственным долгом;

• определению источников финансирования дефицита бюд­жета и т.п.

В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:


принятие мер по экономии государственных средств;

централизацию всех доходов и средств федерального бюдже­та на счетах органов Федерального казначейства;

принятие мер по перечислению дивидендов на акции, нахо­дящиеся в государственной собственности, прибыли Банка Рос­сии в федеральный бюджет;

проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

проведение связанных расчетов с использованием механиз­ма целевого финансирования расходов по погашению задолжен­ности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслужи­вания и погашения внешнего долга;

реструктуризацию государственного долга; инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования государство ши­роко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление до­верия к ней и стимулирование организованных сбережений на­селения. Денежно-кредитная политика включает: реструктуризацию банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением бан­ками обязательных нормативов;

оптимизацию объема и структуры денежной массы; установление рыночной ставки процента; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение от­тока капиталов за границу;

активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство мо­нопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах на­прямую зависят от изменения цен на товары и услуги назван­ных отраслей.

Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины ока­зывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, по­скольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок им­портных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт то­варов и услуг из страны.


Финансовая политика государства имеет социальную направ­ленность; Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим ме­роприятиям:

• выплате в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослу­жащим, других государственных социальных трансфертов, а так­же выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выпол­нением их обязательств по финансированию текущих выплат ра­ботникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцирован­ной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и ок­ладов работников бюджетной сферы;

• сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;

• реализации пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного фи­нансирования пенсий;

• упорядочению системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на мало­обеспеченные слои населения;

• регулированию вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Под внешнеторговой политикой государства понимается це­ленаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

1.3 Виды финансовой политики

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой поли­тики:

• политика экономического роста;

• политика стабилизации;

• политика ограничения деловой активности.

Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение факти­ческих объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая полити­ка включает:


• рост государственных расходов;

• снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной полити­ки и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой стра­ны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что го­сударством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет сти­мулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стрем­лении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные разли­чия. Например, политика экономического роста может прово­диться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его по­тенциальному уровню, в то время как стабилизационная полити­ка таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности на­правлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в пе­риод подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизвод­ства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:

• уменьшение правительственных расходов;

• увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентировать­ся на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требова­ний экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей на­селения.

2. Определение основных направлений использования фи­нансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стра­тегии и тактики финансовой политики. Здесь исходя из постав­ленных целей учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние полити­ко-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направ­ленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой ме­ханизм верен только частично, так как не учитывает все воз­можности финансового регулирования.


Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или Политика, проводимая не­посредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилиза­ции, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятель­ность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Глава 2. Финансовая политика России в современных условиях.

2.1 Финансовый механизм

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок. [8. с.87]

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации фи­нансовых отношений.[8. с.81]

В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.

1) Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.