Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика государства: цели, содержание и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

5) С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг их продажи и покупки на фондовых биржах.

6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).

8) Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

2.2 Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономичес­кой и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогно­зируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организа­ции финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необхо­димы для концентрации финансовых ресурсов на главных на­правлениях экономического и социального развития. [9. с.32]

Финансовая тактика направлена на решение задач конкрет­ного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактичес­ких задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые пробле­мы развития экономики и социальной сферы, путем своевремен­ного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затра­тами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.


На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производ­ства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприя­тий и населения, сужение денежной массы привели к массово­му обнищанию широких слоев населения.

Для стабилизации экономики и решения фи­нансовой проблемы необходимо:

  • обеспечить сбалансированность бюджетов и их утвержде­ние на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
  • реализовать комплекс мер по расширению налогооблагае­мой базы;
  • установить верхние границы доходности по государствен­ным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
  • стабилизировать валютный курс рубля через усиление кон­троля со стороны Банка России за валютными счетами и опера­циями коммерческих банков, создание предпосылок для кон­вертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
  • сформировать систему доверительного управления госу­дарственной собственностью в России и за рубежом;
  • реформировать систему казначейского исполнения бюд­жета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
  • ориентировать денежно-кредитную политику на регули­рование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кре­дитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциа­лом. Успех финансовой политики находится в плоскости макро­экономического роста на базе развития реального сектора эконо­мики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

2.3 Пути совершенствования финансовой политики в Российской Федерации

С обострением финансового кризиса в России и за рубежом оте­чественные власти приняли беспрецедентные решения по поддержа­нию стабильности на финансовых рынках и в банковском секторе. Скорость принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки. На наш взгляд, политика поддержания финансовой стабильности в России должна пройти настройку по нескольким направлениям. [5. с.51]


Немаловажная компонента политики под­держания финансовой стабильности — поведение властей на рынке информации. Официальная информационная политика в периоды финансовой нестабильности должна представлять собой комплекс скоординиро­ванных мероприятий по оперативному и выверенному информирова­нию всех сегментов целевой аудитории (от организаций до простых граждан) внутри страны и за ее пределами. Конечная цель инфор­мационной политики состоит в сохранении уверенности российского и международного общества в том, что ситуация в стране находится под контролем властей, и они готовы и способны восстановить стабиль­ность и минимизировать последствия финансовых потрясений. Принципами официальной информационной политики должны стать регулярность и своевременность, доступность и полнота предо­ставления информации, а также контроль за использованием конфи­денциальной информации. В периоды неустойчивой рыночной конъюнктуры Координационный совет при Председателе Правительства РФ по вопросам финансовой "стабильности должен выступать единым центром, координирующим информационную поли­тику, задающим ее направления и содержание.

В целом не вызывает сомнения, что в результате принятых мер положение на отечественных финансовых рынках существенно изме­нится. Еще рано оценивать последствия решений властей, однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики. Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние между­народного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они будут носить разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть полу­чен, если интервенции станут постоянными, «толкая» рынок вверх, что стимулирует инвестиции в основной капитал за счет выпуска акций. Однако замещение частного инвестора государством вряд ли пойдет на пользу экономике. Новые меры правительства по поддержанию финансовой стабильности должны пройти первую апробацию и за­тем быть пересмотрены с учетом их эффективности. В любом случае инновации властей можно оценить положительно, поскольку они носят более прогрессивный и системный характер, чем технические меры — увеличение объема бюджетных депозитов, снижение дисконта по обеспечению и пр., которые принимались ранее.


Заключение.

Целью курсовой работы являлось то, что необходимо было охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления её совершенствования на современном этапе.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.