Файл: Биология как одна из теоретических основ медицины, ее задачи, объект и методы исследования. Разделы дисциплины биологии и их значение для деятельности врача.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНТРОПОЛОГИЯ
-
Антропология, разделы и ее значение для медицины. Теории антропогенеза. Место человека в системе животного мира.
Антропология - наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас,
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Предметом антропологии являются вариации биологического типа человека во времени (эволюция) и в пространстве (расоведение и морфология).
Разделы антропологии:
1. Морфология - изучает вопросы, связанные:
а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;
б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старения включительно;
в) с явлениями полового диморфизма;
г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
В основе изучения морфологии лежат такие дисциплины как анатомия, эмбриология, гистология и др.
Раздел морфологии состоит из:
мерологии (греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь;
соматологии (греч. «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д.
2. Антропогенез — раздел, изучающий процессы эволюционного формирования физического типа человека. В этом разделе рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного вида. Необходимыми
вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: геология, археология, психология, физиология ВНД, палеонтология;
Раздел антропогенеза включает:
Приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян);
эволюцию человека;
палеонтологию (изучение ископаемых форм человека).
Таким образом, данный раздел изучает процесс происхождения человека и его становление как биологического вида в рамках социогенеза - становления общества.
3. Расогенез (расоведение или этническая антропология) - изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования. Данный раздел опирается на данные генетики, биометрии, археологии, этнографии, языковедения, истории.
ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ Медицинская антропология изучает изменчивость организма и личности в норме и патологии, факторы благополучия и риска, предболезнь, изменчивость этиологии и патогенеза заболеваний в связи с конституциональными, генетическими, экологическими и социальными факторами. Идеи антропологии всегда находили применение в медицине. Уже Гиппократ выделял сухую, влажную, вялую, упругую конституции, рекомендуя принимать их во внимание при лечении болезней. Гален ввел понятие о габитусе — совокупности особенностей внешнего строения тела. Учение о габитусе как о признаках предрасположенности к заболеваниям сложилось к XVII — XVIII веку. Однако полное слияние антропологии и медицины относится к концу XIX - началу XX века. Выделение медицинской антропологии получило официальное признание в 1968 году на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в г.Токио. Медицинская антропология включает гуманитарное и естественнонаучное направления.
Предметом гуманитарного направления является проблема «тела, нормы, патологии, здоровья, болезнь и лечение в различных этнических, исторических, социальных и культурных обществах».
Теоретическим стержнем естественнонаучного направления является учение о конституции человека как совокупности свойств организма, определяющих его реактивность и особенности индивидуального развития. Естественнонаучное направление включает:
анатомическую антропологию,
физиологическую антропологию,
биохимическую антропологию,
психологическую антропологию.
Направления:
Биомедицинская антропология - основа профилактической медицины, изу
чающая изменчивость в пределах нормы, факторы благополучия и риска.
Клиническая антропология - основа клинической медицины, изучающая
изменчивость этиологии и патогенеза в связи с изменчивостью конституциональных факторов. Главным является связь конституции и болезней.
Систематическое положение человека Согласно современной систематике, человек как биологический вид относится к
Надцарству - Эукариоты
Царству - Животные
Подцарству - Многоклеточные
Типу - Хордовые
Подтипу — Позвоночные
Классу - Млекопитающие
Подклассу - Плацентарные
Отряду - Приматы
Подотряду - Узконосые обезьяны
Надсемейство - Человекообразные обезьяны или гоминоиды (Hominoidea)
Семейству - Гоминиды (Hominidae)
Подсемейству - Гоминины (Homininae)
Роду - Люди (Homo)
Виду - Человек разумный (Homo sapiens)
Подвид - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)
-
Движущие силы антропогенеза. Биосоциальная природа человека: соотношение биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека (возрастание роли социальных эволюционных факторов (передача накопленных знаний, технологий, традиций) и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн)). Биологическая и социальная программы.
Появление человека - огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих дай всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм - область изучения биологических наук. Однако человеческий организм - это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук. У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями - преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.
Таким образом, человек - биосоциальное существо, основными факторами эволюции которого являются:
S Биологические - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
S Социальные - общественный образ жизни, труд, речь, мышление и т.д. Уменьшение площади лесов вынудило предков человека перейти к наземному образу жизни и способствовало развитию прямохождения. Это содействовало постепенному высвобождению передних конечностей от функции передвижения. В последующем руки совершенствовались, приобретали способность к разнообразным движениям и начали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления простейших орудий труда. Дальнейшее совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности и В результате естественного отбора («Рука — это не только орган труда, но и продукт труда»). Самые примитивные орудия труда уменьшали зависимость человека от окружающей природы.
Таким образом, наземный образ жизни - освобождение передних конечностей - совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности. Выживание предков человека в условиях жесткой конкуренции требовало объединения особей. Стадный образ жизни, при котором слабость одной особи компенсировалась усилиями совместно обороняющегося стада, а опыт, приобретенный индивидуумом, быстро становился достоянием других членов стада. Высокий уровень развития мозга и психики, использование различных предметов в качестве орудий для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой для развития мышления и трудовой деятельности
Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались и органы (.,, раздельной речи человека. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть иьт-> но лишь приблизительно только на основании косвенных археологических и анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регулЯНй ей речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе
Homo habilis, aoi. раст которого составляет 2 млн лет, но голосовой аппарат еще не был развит, у представителей Homo erectus появляется речь в виде отдельных выкриков.
Родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандеп. тальцы обладали примитивной речью в виде лепета (ранние неандертальцы), ко. торая была заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой. Прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, по. средством которой происходила передача поколениям накопленного производства, опыта и сведений из общественной жизни коллективов, привело к формированию сложного социального общества.
Важным этапом в развитии первобытного человека было использование огня Впервые использовать огонь (сохраняя его от пожарищ) начали поздние архан- тропы (Homo erectus), палеоантропы (Homo sapiens neanderthalensis) - научились добывать огонь. Возможность использования огня для согревания позволила рас селиться в областях с более холодным климатом. Употребление термически обра ботанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, умень шению лицевого черепа и, одновременно, к лучшему усвоению пищи и увеличе нию головного мозга (улучшение питания, достаточное поступление незамени мых аминокислот и др.). Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию новых общественных отношений между первобытными людьми. Вывод:
Развитие головного мозга, мышления и сознания стимулировало совершенствование труда и речи. С другой стороны, усложнявшиеся процессы изготовления орудий труда и предметов быта способствовали совершенствованию головного мозга и органов чувств. Развитие трудовой деятельности ослабило действие биологических и усилило роль социальных факторов в антропогенезе. Человек стал не только приспосабливаться к среде обитания, но и постепенно научился изменять ее в нужном для себя направлении.
На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы (прямохождение, совершенствование руки, развитие головного мозга). Сфера действия естественного отбора постепенно сужалась в результате трудовой деятельности и создания искусственных условий существования (одежда, жилище, огонь и др.). У первых современных людей роль биологических факторов эволюции значительно снизилась (утратили свое значение движущий и дизруптивный отбор), о чем говорит общность морфоф"- зиологических показателей ископаемых людей современного типа и ныне живущих, а роль социальных факторов возросла.