Файл: Биология как одна из теоретических основ медицины, ее задачи, объект и методы исследования. Разделы дисциплины биологии и их значение для деятельности врача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высокая степень развития мозга и коллективный труд привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды. В настоящее время естественный отбор в человеческих популяциях и силу со­циальной природы человека потерял свою видообразуюшую функцию (но он про­исходит, носит стабилизирующий характер), и дальнейший прогресс человечества будет целиком зависеть от социальных факторов.

Все это привело к упрочнению независимости человека or окружающей при­роды, созданию искусственной среды, возникновению общества. Таким образом, эволюция человека вышла из-под ведущею контроля биоло­гических факторов и приобрела социальный характер. Поэтому человек занимает совершенно особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим, и социальным существом. На основе биологических и социальных факторов антропогенеза построены биологическая и социальная программы. Биологическая программа определяет развитие человека как вида. Эта про­грамма о морфологических и физиологических особенностях человека, как жи­вотных, записанная в молекулах ДНК, которая передается по наследству потомст­ву через половые клетки родителей. На основе этого развиваются морфофизиологические особенности человека: S Структура мозга; S Сенсорные органы; S Способности, память, темперамент; S Скорость проведения возбуждения и торможения. Это материальная основа, на которой будет закладываться социальная сущ­ность человека (труд, сознание, речь, стереотип поведения). Сразу после рождения мозг человека развивается под действием социальной формы воздействия, что определяет его сущность и потребность быть личностью. Социальная программа определяет развитие человека как личности и содер­жит комплекс знаний, умений, навыков и духовных ценностей, которые по на­следству не передаются. Их преемственность осуществляется посредством вос­питания, обучения и образования в человеческом обществе. Известны случаи, ко­гда маленькие дети были длительно изолированы от человеческого общества и после возвращения их в нормальные условия специфические человеческие черты восстанавливались у них с большим трудом или совсем не развивались.


    1. Доказательства животного происхождения человека (палеонтологические, сравнительно-эмбриологические, сравнительно-анатомические, молекулярно-генетические и др.). Сходства и различия между человеком и человекообразными обезьянами


Доказательства животного происхождения человека


В основе доказательств животного происхождения человека лежат доказательства эволюции органического мира.

I. Палеонтологические доказательства

1. Ископаемые формы.

2. Переходные формы.

3. Филогенетические ряды.

Палеонтологические находки позволяют восстановить внешний облик вымерших животных, их строение, черты сходства и различия с современными видами. Это дает возможность проследить развитие органического мира во времени. Например, в древних геологических пластах обнаружены остатки лишь представителей беспозвоночных, в более поздних — хордовых животных, а в молодых отложениях — животных, сходных с современными.

Палеонтологические находки подтверждают наличие преемственности между различными систематическими группами. В одних случаях удалось найти ископаемые формы(напр. синантроп),в других переходные формы, сочетающие признаки древних и исторически более молодых представителей.

В антропологии такими формами являются: дриопитеки, австралопитеки и др.

В животном мире такими формами являются: археоптерикс - переходная форма между рептилиями и птицами; иностранцевия - переходная форма между рептилиями и млекопитающими; псилофиты - между водорослями и наземными растениями.

На основании таких находок удается установить филогенетические (палеонтологические) ряды -формы, последовательно сменяющие друг друга в процессе эволюции.

Таким образом, палеонтологические находки четко свидетельствуют о том, что по мере перехода от более древних земных слоев к современным происходит постепенное повышение уровня организации животных и растений, приближение их к современным.

II. Биогеографические доказательства

1. Сопоставление видового состава с историей территорий.

2. Островные формы.

3. Реликты.  

Биогеография изучает закономерности распределения растительного (флоры) и животного (фауны) мира на Земле.

Установлено: чем раньше произошла изоляция отдельных частей планеты, тем сильнее различия организмов, населяющих эти территории - островные формы.

Так, животный мир Австралии весьма своеобразен: здесь отсутствуют многие группы-животных Евразид,,зато сохранились такие, которых нет в других районах Земли, например яйцекладущими сумчатые млекопитающие (утконос, кенгуру и др.). В то же время животный мир некоторых островов сходен с материковым (например. Британские острова, Сахалин), что говорит об их недавней изоляции от континента. Следовательно, распределение видов животных и растений по по-верхности планеты отражает процесс исторического развития Земли и эволюции живого.


Реликты -ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох. Реликтовые формы свидетельствуют о флоре и фауне далекого прошлого Земли.

Примерами реликтовых форм являются:

1. Гаттерия - рептилия, обитающая в Новой Зеландии. Этот вид является единственным ныне живущим представителем подкласса Первоящеров в классе Рептилий.

2. Латимерия (целокант) - кистеперая рыба, обитающая в глубоководных участках у берегов Восточной Африки. Единственный представитель отряда Кистеперых рыб, наиболее близкий к наземным позвоночным.

3. Гинкго двулопастный - реликтовое растение. В настоящее время распространено в Китае и Японии только как декоративное растение. Облик гинкго позволяет представить древесные формы, вымершие в юрском периоде.

В антропологи под реликтовым гоминидом подразумевается мифологический «Снежный человек».

III. Сравнительно-эмбриологические

1. Закон зародышевого сходства К. Бэра.

2. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера.

3. Принцип рекапитуляции.

Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Данные сравнительной эмбриологии указывают на сходство зародышевого развития всех позвоночных.

Закон зародышевого сходства Карла Бэра (1828) (такое название закону дал Дарвин), свидетельствует об общности происхождения: эмбрионы разных систематических групп имеют между собой гораздо больше сходства, чем взрослые формы тех же видов.

В процессе онтогенеза вначале появляются признаки типа, затем класса, отряда и последними появляются признаки вида.

Основные положения закона:

1) В эмбриональном развитии эмбрионы животных одного типа последовательно проходят стадии - зигота, бластула, га-струла, гистогенез, органогенез;

2) эмбрионы в своем развитии переходят от

более общих признаков к более частным;

3) эмбрионы разных видов постепенно обособляются друг от друга, приобретая индивидуальные черты.

Немецкие ученые Ф. Мюллер (1864) и Э. Геккель (1866) независимо друг от друга сформулировали биогенетический закон, который был назван Законом Геккеля-Мюллера: зародыш в процессе индивидуального развития (онтогенеза) кратко повторяет историю развития вида (филогенез).

Повторение структур, характерных для предков, в эмбриогенезе потомков было названо - рекапитуляпиями.

Примерами рекапитуляции являются: хорда, пять пар сосков, большое количество волосяных зачатков, хрящевой позвоночник, жаберные дуги, 6-7 зачатков пальцев, общие стадии развития кишечника, наличие клоаки, единство пищеварительной и дыхательной систем, филогенетическое развитие сердца и основных сосудов, жаберные щели, все стадии развития кишечной трубки, рекапитуляции в развитии почки (предпочка, первичная, вторичная), недифференцированные половые железы, половые железы в брюшной полости, парный
мюллеров канал из которого образуется яйцевод, матка, влагалище; основные этапы филогенеза нервной системы (три мозговых пузыря).

Рекапитулируют не только морфологические признаки, но и биохимические и физиологические - выделение зародышем аммиака, а на поздних стадиях развития - мочевой кислоты.

Согласно сравнительно-эмбриологических данных на ранних стадиях эмбрионального развития у зародыша человека появляются признаки, характерные для типа Хордовые, позже формируются признаки подтипа Позвоночные, затем класса Млекопитающие, подкласса Плацентарные, отряда Приматы.

IV. Сравнительно-анатомические

1. Общий план строения тела.

2. Гомологичные органы.

3. Рудименты и атавизмы.

Сравнительная анатомия изучает общность и различия в строении организмов. Первым убедительным доказательством единства органического мира явилось создание клеточной теории.

Единый план строения: для всех хордовых характерно наличие осевого скелета - хорды, над хордой располагается нервная трубка, под хордой - пищеварительная трубка, на брюшной стороне - центральный кровеносный сосуд.

Наличие гомологичных органов — органов, которые имеют общее происхождение и сходный план строения, но выполняющие разные функции.

Гомологичными являются передние конечности крота и лягушки, крылья птиц, ласты тюленей, передние ноги лошади и руки человека.

У человека, как у всех хордовых, органы и системы органов имеют сходное строение и выполняют сходные функции. Как и все млекопитающие человек имеет левую дугу аорты, постоянную температуру тела, диафрагму и др.

Органы, которые имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции, называются аналогичными(напр., крыло бабочки и птицы). Для установления родства между организмами и доказательства эволюции аналогичные органы значения не имеют.

Рудименты - неразвившиеся органы, которые в процессе эволюции утратили свое значение, но были у предков. Наличие рудиментов можно объяснить только

тем, что у предков эти органы функционировали и были хорошо развиты, но в процессе эволюции утратили свое значение.

У человека их насчитывается около 100: зуб мудрости, слабо развитый волосяной покров, мышцы, двигающие ушную раковину, копчик, ушные раковины, аппендикс, мужская маточка, мышцы, поднимающие волосы; рудименты голосовых мешков в области гортани; надбровные дуги; 12-пара ребер; зубы мудрости, эпикант, непостоянное количество копчиковых позвонков, плечеголовной ствол.