Файл: Особенности отраслевого конкурентного анализа на примере банковской отрасли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА
Исследование соотношения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность»
1.2. Конкурентная среда: сущность и особенности понятия
1.3. Исследование видов конкурентного анализа
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ
2.1. Анализ конкурентных сил отечественной банковской отрасли
ВВЕДЕНИЕ
Ведение бизнеса – это постоянное соперничество, конкуренция за покупателей, поставщиков, долю рынка. Завоевание того или иного конкурентного преимущества, позволяющего вывести бизнес на качественно новый уровень, в существенной степени зависит от умения правильно оценить конкурентную среду отрасли, а затем и ниши, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
Транснационализация, цифровизация бизнеса, повсеместное распространение Интернета привели к усложнению хозяйственных связей и увеличению количества вызовов внешней среды, от ответа на которые зависит жизнеспособность бизнеса, в связи с чем конкурентный анализ является актуальной темой исследования. Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей реализации отраслевого конкурентного анализа на примере отечественной банковской отрасли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить взаимосвязь между понятиями «конкуренция» и «конкурентоспособность»;
- проанализировать понятие «конкурентная среда» и определить его особенности в современной науке;
- используя современные методы отраслевого конкурентного анализа, проанализировать конкурентную среды банковской отрасли, выявить особенности ее текущего состояния с учетом возможных отклонений от идеальных моделей анализа.
Таким образом, объектом данного исследования является банковская отрасль, а предметом – особенности конкурентной среды банковского сектора Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА
Исследование соотношения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность»
Развитие социально-экономической системы в условиях рыночной экономики предполагает, среди прочего, наличие конкуренции на рынке, с помощью которой обеспечивается равенство прав поставщиков и потребителей. Таким образом, для успешного развития экономики страны необходимо наличие на внутреннем рынке конкурентоспособных социально-экономических систем, и для выбора корректной линии поведения на рынке необходимо четкое понимание сути понятий.
В «Большом экономическом словаре» А. Б. Борисова конкуренция определяется как организованная, законная форма соперничества за существование, являющаяся одним из механизмов отбора и регулирования рыночной экономики[1]. В свою очередь, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова конкуренция трактуется как соревнование, соперничество за получение больших преимуществ и выгод[2]. С точки зрения психологии, конкуренция является основной формой взаимодействия в социуме, сопровождающейся противоборством добивающихся одной и той же цели индивидов или групп, характеризующаяся персональной вовлеченностью в борьбу[3].
Вместе с термином «конкуренция» рассматривают производный термин – «конкурентоспособность». Предполагаем, что рассмотрение понятий в связке указывает на единую сущность терминов, в основе которых лежит соперничество, борьба интересов. Также из рассмотренных определений понятия можно сделать вывод, что общество рассматривает конкуренцию как данность, сопровождающая жизнь общества, при этом указание на законность и организованность соперничества указывает на то, что обществом порицается недобросовестная конкуренция. В свою очередь, конкурентоспособность – это качество субъекта, его способность поддерживать конкурентную борьбу.
С исторической точки зрения, рыночная конкуренция возникла с распространением частной собственности, ранее всего в Англии и Голландии (17 в.), позже всего – в России. В литературе часто встречается аксиома, согласно которой принципы демократии и рыночной экономики – питательная среда для формирования и распространения конкуренции и конкурентоспособности.
А. Смит, один из пионеров исследований в области рыночной экономики рассматривал конкуренцию как соперничество между индивидуальными производителями товаров и услуг и покупателями за более выгодные предложения и покупки[4]. Н. А. Михайличенко считают, что конкуренция – это соперничество между организациями на рынке за получение более выгодных условий воспроизводства товаров и, соответственно, наибольшей прибыли[5]. Таким образом, экономическая конкуренция возможна только в условиях наличия более чем одного игрока на рынке, каждый из которых, владея правом собственности, осуществляет конкурентную борьбу с целью получения преимуществ или увеличения своей доли рынка. Рынок – это место совершения сделок купли-продажи товаров и услуг, осуществляемых в существующих условиях конкуренции, т. е. с соблюдение заданных норм и правил.
Одной из движущих сил экономики является модель совершенного рынка, на котором должно соблюдаться однородное качество, внешний вид, цена для определенных видов товаров, соблюдение одинаковых условий конкурентной борьбы для всех продавцов и покупателей с одинаковым доступом к информации в отсутствие личностных, временных и пространственных предпочтений.
Понятие конкурентоспособности в отношении товара можно рассматривать в узком и в широком смысле. В узком смысле конкурентоспособность товара – это способность товара выдерживать соперничество с аналогичными товарами других организаций при поддержании средней цены на рынке. При этом в отношении предприятия конкурентоспособность рассматривается преимущественно как возможность или способность.
Например, М. В. Лутошкина считает, что конкуренция – это способность предприятия выпускать и продавать актуальные для рынка товары и противостоять конкурентной борьбе на долговременной основе[6].
С другой стороны, Р. Р. Ахматшин предлагает рассматривать конкурентоспособность предприятия как возможность эффективно использовать конкурентные преимущества, имеющиеся ресурсы и потенциал для обеспечения стабильной, прибыльной хозяйственной деятельности[7].
На наш взгляд в силу того, что на современном рынке наблюдается усложнение хозяйственных связей в связи с цифровизацией и трансграничностью бизнеса, конкуренция представляет собой комплексное понятие, охватывающее состояние рынка с точки зрения концентрации игроков в сочетании с уровнем и характером притязаний потребителей. В таком случае конкурентоспособность необходимо рассматривать с системной, стратегической точки зрения, т. к. бизнес можно назвать жизнеспособным только при условии наличия возможности оперативного и соответствующего ответа на вызовы внешней среды, к которым можно отнести и цены, и различные инновации, и культивация внутренних возможностей организации (производственный, финансовый, кадровый потенциалы).
1.2. Конкурентная среда: сущность и особенности понятия
Качество конкуренции определяется качеством правового регулирования, представлениями потребителей о товаре и уровнем инноваций, т. е. глобально – поведением всех субъектов рынка. Именно поведение субъектов формирует конкурентную среду, в соответствии с состоянием которой фирма формирует собственную стратегию развития и опираясь на которую принимаются текущие управленческие решения.
М. Портер писал, что следующие свойства страны могут оказывать влияние на формирование конкурентной среды:
- факторные условия – конкретные факторы, необходимые для успешного конкурирования в определенной отрасли;
- условия спроса – характеристики рыночного спроса на определенные товары или услуги;
- наличие и состояние родственных или поддерживающих отраслей, способствующих достижению конкурентоспособности на мировом рынке;
- стратегия фирмы, структура, конкуренты – условия, определяющие порядок создания и управления фирмами, характер конкуренции на внутреннем рынке.
Экономическая среда трактуется как совокупность экономических условий развития бизнеса, предполагающих наличие экономической свободы, свободы перемещения, наличия стимулов к труду[8]. В таком случае конкурентная среда и конкурентная среда по М. Портеру – родственные понятия с похожей сущностью, поскольку и на экономическую, и на конкурентную среду оказывают влияние факторные условия, спрос, возможность поддержания отрасли и стратегия совокупности действующих в отрасли фирм[9].
Каждое из перечисленных условий формирует конкурентную среду, т. е. характер взаимодействия, поведение субъектов рынка.
Направление исследования, выбранное в данной работе, предполагает исследование конкурентной среды отрасли. Отрасль можно определить как совокупность производств, производящих однородный продукт, совокупность производственных единиц, осуществляющие сходный тип производственной деятельности. Таким образом, конкурентная среда отрасли – это особенности поведения участников рынка со сходным типов производственной деятельности (товаров, услуг).
Для характеристики конкурентной среды можно использовать классификацию видов конкуренции, например:
1. Конкуренция, классифицируемая по масштабам развития: индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная (мировая).
2. Конкуренция, классифицируемая по характеру развития: ценовая (применение ценовых методов для достижения конкурентных преимуществ, например, искусственное сбивание цен, ценовая дискриминация) и неценовая (обеспечивается преимущественно за счет неценовых методов, например, совершенствования качества продукции, создания и адаптации новых технологий производства, продвижение бренда)[10].
3. Конкуренция, классифицируемая по соотношению спроса и предложения: чистая (совершенная, не встречается на реальном рынке вследствие невозможности обеспечения идеальных условий), олигополистическая (действие небольшого числа конкурентов с большой рыночной силой), монополистическая (естественная монополия – достижение наименьшей цены при укрупнении производства, искусственная – намеренное сосредоточение экономических отношений определенным участником рынка, новаторская – достигается за счет применения уникальной технологии или инновации)[11].
Классификация видов конкуренции позволяет определить интенсивность конкурентной борьбы для определенной отрасли, основываясь на количестве игроков, технико-технологической и производственной специфике отрасли, участии государства в деятельности отрасли.
Системный подход позволяет характеризовать конкурентную среду с точки зрения определенной фирмы такими понятиями как внутренняя и внешняя среда, т. е. силы, которые не поддаются контролю предприятия, но влияющие на возможности и стратегию фирмы. Внутренняя среда (микросреда) – это силы, оказывающие влияние на саму форму, формирующиеся внутри нее. Факторами внутренней среды считаются трудовые, технологические, экономические факторы, например, производство, персонал, финансы, культура и имидж, менеджмент, т. е. факторы, в большей степени поддающиеся влиянию изнутри[12].
Внешнюю среду фирмы можно разделить на ближний круг и дальний круг (иногда называется макросредой), классифицируемые в зависимости от возможностей взаимного влияния между фирмой и факторами[13]. Так, прямое воздействие на фирму могут оказать такие факторы внешней среды, как акционеры, конкуренты, поставщики, правительство и органы власти. Косвенное воздействие на форму оказываются политические, правовые, социокультурные, экономические, технологические, физико-географические факторы внешней среды.
Таким образом, конкурентная среда – это понятие, характеризующее поведение всех участников рынка (как потребителей, так и поставщиков, и продавцов, и регуляторов), изменяющееся в зависимости от изменения политических, экономических, социальных и культурных факторов.
1.3. Исследование видов конкурентного анализа
Отраслевой конкурентный анализ представляет ценность для компании в части определения слабых и сильных мест, угроз и возможностей роста, инвестора в части наиболее выгодного и надежного вложения средств и для государства в части формирования эффективной экономической политики.
По результатам анализа литературы можно выделить следующие основные направления реализации отраслевого конкурентного анализа:
- анализ основных экономических характеристик отрасли (объем рынка, темпы роста, совокупный финансовый результат, доля отрасли в ВВП страны и ВРП региона);