Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли (на примере интернет - магазина «OZON.RU»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2380
Скачиваний: 37
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
1.1 Понятия электронной коммерции
1.2 Преимущества и недостатки электронной коммерции
1.3 Электронные платежные системы
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ - МАГАЗИНА OZON.RU
2.1 Общая характеристика интернет - магазина OZON.RU
ВВЕДЕНИЕ
Процесс перехода к постиндустриальному обществу в мировой экономике обусловил стремительное развитие информационных технологий и, в частности, сети Интернет, которая стала условием возникновения нового сектора экономики – электронной коммерции.
Появившись в начале 60-х гг. XX века в сфере торговли авиабилетами, электронная коммерция получила свое официальное определение в сентябре 1988 года в рамках Всемирной Торговой Организации. В современный период электронная коммерция – это многогранное явление, требующее пристального внимания со стороны исследователей.
Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса, именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития экономики страны. Во всем мире оборот электронной торговли увеличивается ежегодно достаточно высокими темпами, так как электронная среда предоставляет большие возможности для продвижения товаров.
В настоящее время позицию лидера в данной отрасли занимает Китай. Его особенность заключается в том, что основная доля на рынке интернет-торговли принадлежит холдингу Alibaba Group, в состав которого входят несколько интернетплощадок, направленных на определенную группу партнеров и покупателей. В России электронная коммерция развивается стремительными темпами, но все же это относительно молодое направление в российской экономике. Модель «бизнеспотребитель» (B2C) является наиболее активно развивающейся областью.
Электронная коммерция в России и в Китае как основа электронного бизнеса на современном этапе содержит ряд вопросов, поэтому анализ и выявление ее структурных элементов, основных тенденций и закономерностей развития двух рынков является предпосылкой для дальнейшего развития китайской и российской B2C-модели электронной коммерции.
Изучение маркетинговых стратегий основных B2C-площадок обеих стран в области электронной коммерции поможет выявить наиболее перспективные направления для взаимовыгодного сотрудничества не только в сегменте электронной торговли B2C, но и на экономические отношения в целом. По нашему мнению, использование опыта Китая в организации работы B2C-сферы будет полезен для российского рынка электронной торговли. Ориентация на опыт Китая обусловлена его нынешним и прогнозируемым превосходством на мировом рынке.
Актуальность заключается в том, что мировой оборот электронной торговли растет очень быстро, и большинство транзакций осуществляется по моделям «бизнесбизнес» (B2B) и «бизнес-потребитель» (B2C). Растущая популярность электронной коммерции во всем мире, ее перспективы и новизна, а также успехи Китая в этой области в сочетании с необходимостью перенимания опыта для России определили тему этой работы.
Цель работы – провести сравнительный анализ B2C-платформ электронной коммерции России и Китая на примере OZON.ru, соответственно, для актуализации их маркетинговых стратегий. В связи
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- обобщить теоретические основы электронной коммерции;
- выявить особенности электронной коммерции в секторе B2C и ее основными платформами;
- проанализировать сферу электронной коммерции в России и Китае и их B2Cплатформ, выявить сходства, различия и модели развития;
- разработать рекомендации по развитию OZON.ru и других российских B2Cплатформ, опираясь на опыт Китая;
- сделать вывод о целесообразности перенимания китайского опыта электронной коммерции для России.
Объектом исследования являются российский рынки электронной коммерции ООО «ОЗОН», предметом – маркетинговые стратегии платформ электронной коммерции B2C – OZON.ru, соответственно.
Предметом курсовой работы является анализ электронной коммерции OZON.ru.
Теоретической базой курсовой работы стали работы следующих авторов: Кумова В.В., Пакратова Л.Т., Сулова Д.Л.,Гильц Н.Е., Дашков Л.П., Королева В.Л., Лапин А.Н., Мартыненко К.В., Майзнер Н.А., Мокерова О.П.,Николаева Т.И., ПамбухчиянцО.В.,Панкратов Ф.Г., Савицкая Г.В.,Сидоров В.П.,Хваткин Н.Г.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1.ТЕОРЕТИСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
1.1 Понятия электронной коммерции
Электронная коммерция – вид деятельности, при которой продвижение товаров и услуг от производителей к клиентам осуществляется через электронные компьютерные сети. Другими словами, электронная коммерция- это реклама, покупка, продажа товаров, услуг или работ с помощью компьютерных сетей, в основном с помощью сети Интернет [1]. Электронная коммерция может предоставить отличные возможности для улучшения коммерческой деятельности фирмы.
У электронной коммерции есть масса плюсов по сравнению с традиционной, такие как:
- компания открывает для себя новый рынок сбыта - Интернет;
- электронная коммерция позволяет уменьшить цену на послепродажную поддержку покупателя;
- позволяет расширять круг потребителей;
- делает учет индивидуальных нужд покупателей проще;
- позволяет быстро реагировать на изменения рынка;
- весь ассортимент товаров и услуг предоставляется в удобном структурированном виде;
- электронная коммерция не зависит от времени и места.
Электронная коммерция по своей структуре схожа с традиционной торговлей. Электронная торговля основана на традиционной торговле, однако использование электронных сетей делает ее более гибкой.
Основными сферами деятельности электронной коммерции можно назвать:
- интернет-маркетинг;
- продажа товаров;
- предоставление услуг;
- интернет-банкинг;
- страхование;
- ведение бухгалтерского учета;
- послепродажное обслуживание.
Большим плюсом электронной коммерции является возможность осуществлять свою деятельность как на национальном, так и на международном уровнях. Пожалуй, единственная сложность, с которой можно столкнуться при работе на интернациональном уровне – это различия в законодательстве, которые могут усложнить деловые операции [3].
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли.
Таблица 1
Сравнение электронной и традиционной торговли
Виды торговли |
Традиционные |
Электронные |
Режимы работы |
С перерывами |
Без перерывов |
Продажи |
С перерывами |
Без перерывов |
Способ связи с покупателем |
Телефон, факс, электронная почта |
Телефон, факс, электронная почта, социальные сети |
Поддержка покупателя |
Устно, факс, электронная почта |
Специальные информационные страницы, создание форумов, группы в социальных сетях, обратная связь на сайт |
Продвижение на рынок |
Традиционная реклама, объявления |
Традиционная реклама, объявления, поисковые машины, электронные каталоги, рассылки, интернет-реклама, партнерские сети |
Рассмотрим субъектов электронной коммерции. Во-первых, это финансовые институты. Это те организации, которые оказывают услуги, связанные с финансами, например, банки или платежные системы. Основную роль здесь играют именно банки, так как именно в них все остальные субъекты электронной коммерции имеют счета, по которым производится реальное движение средств, соглашение о котором тем или иным способом декларируется в одной из платежных схем для Интернет-коммерции. Следующим субъектом являются бизнес-организации, которые представляют из себя любые организации, взаимодействующие через Интернет. В более узком смысле это организации, что-либо продающие или приобретающие через Интернет. И наконец клиенты – покупатели или потребители услуг.
Выделяют следующие классы систем электронной коммерции:
- B2B (Business-to-Business) – Бизнес-Бизнес. В данном классе систем взаимодействуют два бизнеса. Можно сказать, что B2B это отношения купли-продажи между компаниями. Примером B2B могут быть: сервисные службы, внедрение и сопровождение ИС, простая продажа товаров и услуг. B2B это решения для корпоративной электронной коммерции.
- B2C (Business-to-Customer) – Бизнес-Потребитель. Самый привычный и простой для понимания класс, при котором взаимодействуют продавец и покупатель. Здесь можно приводить массу примеров, таких как: приобретение товаров или услуг, приобретение страховок, получение консультаций и т.д.
- B2G (Business-to-Government) – Бизнес-Государство (Правительство). Особый вид торговли, при которой клиентами являются правительственные организации. G2C (Government-to-Citizens) – Правительство-Граждане. При данном классе, государство дает доступ и обеспечивает граждан всей необходимой государственной информацией, с помощью электронных сервисов. Примером можно назвать сайт государственных услуг.
- G2G (Government-to-Government) – Правительство-Правительство. Сфера отношений друг с другом государственных органов. Позволяет удешевлять работу правительства. Под G2G понимается информатизация всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней и межведомственных взаимоотношений [4-5].
- C2C (Customer-to-Customer) – Потребитель-Потребитель. В данном случае продажа товаров или предоставление услуг осуществляется непосредственно от одного человека (потребителя) другому. Примером может служить доска объявлений, сайты для фрилансеров, или онлайн аукционы.
- C2B (Consumer-to-Business) – Потребитель-Бизнес (Компания). При данном виде электронной коммерции у потребителей появляется возможность самостоятельно устанавливать стоимость товаров или услуг, предлагаемых компаниями. По такому принципу работает компания Priceline, где пользователи сами указывают цену, за которую они хотели бы приобрести товар[6].
- B2P (Business-to-Partners) или другое название B2L (Businessto-alliance) – Бизнес-Партнеры. Представляет собой взаимодействие бизнеса с компаниями-партнерами или филиалами, совместные предприятия и общение с поставщиками услуг. B2E (Business-to-Employee) – Бизнес-Сотрудник.
1.2 Преимущества и недостатки электронной коммерции
Как уже было ранее рассмотрено в пункте структура электронной коммерции, одним из преимуществ электронной торговли является возможность для компании или частному лицу выйти на глобальный рынок. С помощью электронной коммерции бизнес перестает быть ограничен каким-либо местом, и даже малые предприятия, индивидуальные предприниматели могут получить доступ к продаже или покупке товар и услуг на международном рынке[7].
Электронная торговля полностью стирает временные ограничения. Она дает возможность вашей работать без перерывов и выходных 24/7, круглый год, без праздников и выходных, что в значительной степени может увеличить количество продаж и прибыль. Для клиентов электронная торговля также предлагает значительное количество преимуществ. Так, например, у них появляется возможность выбирать более дешевые или качественные товары из огромного и легко доступного источника. Покупки онлайн – очень удобный и простой способ приобретения товаров или услуг, который сильно экономит время, по сравнению с традиционными магазинами. Также у потребителей есть возможность читать отзывы о товаре или услуге и непосредственно о самой торговой площадке, размещенные другими клиентами, как непосредственно на самих сайтах электронной коммерции, так и в других источниках, например, ЯндексМаркет. Данная возможность может помочь покупателям сделать решение о покупке на том или ином ресурсе. Электронная коммерция может значительно сократить расходы коммерческих фирм, связанных с маркетингом, обработкой и хранением информации, контролем запасов и обслуживанием клиентов. Компании тратят меньше времени на реорганизацию бизнес-процессов, то есть настройку продуктов для удовлетворения спроса частных клиентов, а также начинают быстрее оказывать свои услуги. Электронная коммерция позволяет уменьшать затраты на инфраструктуру для ведения бизнеса, за счет отказа от ненужных торговых помещений, что повышает объем средств и дает возможности для инвестирования. Одновременно с этим, электронная торговля способствует более эффективному обслуживанию клиентов и позволяет собирать информацию о покупателях и их поведении, что в свою очередь помогает разрабатывать более эффективную маркетинговую и рекламную стратегию.
Один из недостатков электронной коммерции касается некоторых технологических ограничений, которые ограничивают число людей, пользующихся данной системой. Существенным минусом электронной торговли можно назвать то, что далеко не все люди могут пользоваться интернетом из-за отсутствия знаний и навыков или технических средств. Некоторые люди просто отказываются верить подлинности совершенно безличных бизнес операций, как и в случае электронной коммерции. Некоторым людям также становится боязно при требовании раскрыть личную и частную информации из соображения безопасности, так как ни раз законность и достоверность различных сайтов электронной коммерции подвергались сомнению. Несомненным недостатком электронной торговли является то, что она плохо подходит для продаж скоропортящихся товаров, например, продуктов питания. Такого рода покупки люди предпочитают совершать в обычных продуктовых магазинах и рынках. В данном случает данный сектор бизнеса плохо подходит для электронной торговли. Это может подтвердить и тот факт, что порой время, которое требуется на доставку материальных товаров, может быть очень велик и достигать нескольких месяцев. Также могут возникнуть некоторые сложности с возвратом товара и денежных средств, если клиент не удовлетворен качеством покупки и на это также потребуется значительно больше времени, чем в традиционном магазине.