Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во–вторых, каждая из концепций и методов управления имеет свои сильные и слабые стороны, а также сравнительные характеристики в тех случаях, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть возможные последствия применения этой методологии и концепции, как положительные, так и отрицательные.

В–третьих, менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

В–четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные методы, которые вызывали бы наименьший негативный эффект и скрывали бы наименьшие недостатки в конкретных ситуациях, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным способом в существующих обстоятельствах.

Ситуационные теории, описывающие, как приспособить организацию к конкретным требованиям, как наиболее рационально и безболезненно вносить изменения и перестановки, как создавать и развивать адаптивный потенциал, отрицают существование универсальных подходов к управлению.

С точки зрения этих теорий, менеджмент – это, прежде всего, искусство менеджеров понимать ситуацию, выявлять ее особенности и выбирать соответствующий менеджмент, а затем следовать научным рекомендациям в области менеджмента, которые носят универсальный и обобщающий характер.

Таким образом, во второй главе были рассмотрены особенности практического применения ситуационного подхода в управлении, а именно: четыре обязательных условия эффективности использования ситуационной теории, которые описывают, как адаптировать организацию к конкретным требованиям, как вносить изменения и перестановки наиболее рациональным и безболезненным способом, как создавать и развивать адаптивный потенциал.

Таким образом, мы познакомились с алгоритмом применения ситуационного подхода, который включает этапы сбора и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией при решении поставленной задачи, а также прогнозирования последствий управляющих воздействий для данной ситуации. Мы также выделили три ограничения, которые препятствуют эффективному функционированию ситуационного подхода.


2.3. Применение ситуационного подхода на примере компании Nokia

Nokia – финская транснациональная компания, один из мировых лидеров в области мобильных коммуникационных технологий, ведущий поставщик оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP–сетей.

Началом истории компании считается 1865 год. Компания имела пять основных видов деятельности: производство резиновых изделий, кабелей и электроники, переработка древесины и выработка электроэнергии.

В конце 1980–х Nokia попала в кризисное состояние. Рассмотрим эту ситуацию с позиции ситуационного подхода. Ситуационные факторы:

1. Экономическая ситуация:

– общий спад мировой экономики;

– в 1991 году СССР рухнул, а на него была ориентирована четверть экспорта компании;

2. Потребители: происходит сокращение их числа – все больше людей предпочитало дешевые корейские и тайваньские изделия, качественным, но дорогим изделиям Nokia;

3. Технологии: происходит развитие телекоммуникационных технологий, уже появились в продаже сотовые телефоны, однако все они были похожи, как близнецы, – громоздкие коробки темных цветов;

4. Руководство:

– в 1988 году глава концерна Кари Каирамо покончил жизнь самоубийством;

–отношения в высшем руководстве компании – довольно напряженные, часто возникали конфликты[10].

В 1992 году президент успешно развивающегося мобильного подразделения Йорма Оллила становится главой всей компании.

Проанализировав ситуацию, он:

– сфокусировался на телекоммуникационных технологиях, отказавшись от всех остальных производств;

– провёл смену руководства: на место старой управленческой команды пришли его коллеги и единомышленники;

– изучив настроения потребителей, компания занялась дизайном своих телефонных аппаратов, чтобы придать им индивидуальность и удовлетворить желания большинства покупателей, выпустила один из самых легких и компактных телефонов.

Результат: это позволило Nokia отвоевать значительную часть рынка, компания стала крупнейшим в мире производителем сотовых телефонов.

2008–2009 годы. Мировой экономический кризис.

Ситуационные факторы:

1. Потребности подчиненных: самореализация, возможность творчески проявить себя, развитие, возможность высказывать свои идеи руководству;

2. Характер выполняемой работы: различный, в зависимости от занимаемой должности;

3. Воздействия внешней среды: вследствие кризиса происходит потеря спроса на сотовые телефоны;


4. Потребности потребителя: недорогая продукция. Возрос интерес к смартфонам и сенсорным телефонам;

5. Информация, которую имеют руководитель и подчиненные: не полная, так как ситуация на рынке быстро меняется, трудно дать точный прогноз;

6. Важность качества выполняемой работы: очень высокая;

7. Степень мотивации подчиненных: высокая – работники хотят трудиться, а также участвовать в процессе управления, но это относится не ко всем.

Действия руководства:

– несмотря на кризис, компания всё так же производит постоянное перемещение людей с места на место, чтобы у них появился опыт работы в различных сферах бизнеса;

– компания призывает всех сотрудников быть открытыми к новым идеям и веяниям, при малейшей возможности проводятся опросы сотрудников, чтобы побудить людей осмыслить стратегию фирмы и обрести целостное видение проблемы;

– уделяется большое влияние личным интересам и потребностям каждого из сотрудников, индивидуальный подход к ним. Например, организация труда предполагает различные режимы и условия работы;

– разработана современная система бонусов для успешных сотрудников, которая предполагает не только экономические, но также и социальные «мотиваторы»;

– осуществляется инвестирование в продвижение и развитие новых решений и продуктов, дальнейшее развитие сенсорных технологий;

– произведено снижение цен на продукцию;

– прекращен выпуск телефонов у контрактных производителей, теперь Nokia будет делать телефоны только на своих заводах;

О результатах сейчас говорить довольно сложно, поскольку кризис ещё не преодолён, ситуация остаётся довольно непредсказуемой, однако следует отметить, что:

– в разгар кризиса Nokia смогла удивить всех рекордными продажами своего первого сенсорного аппарата Nokia 5800 XpressMusic;

– в настоящее время доля рынка Nokia оценивается в 40 %[11].

Таким образом, руководство компании Nokia применяет ситуационный подход к управленческим решениям, а именно: анализирует сложившуюся ситуацию, а затем уже осуществляет определённые действия, выбирая наиболее оптимальные способы для достижения поставленных целей. Приложенные усилия себя оправдывают: вот уже несколько десятилетий компания успешно развивается и не собирается останавливаться на достигнутом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы был изучен ситуационный подход к менеджменту.


Основу ситуационного подхода составляет предположение, что уместность и эффективность использования разных управленческих подходов зависит от сложившейся ситуации. Поскольку таких факторов много как внутри организации, так и за ее пределами – в окружающей среде – невозможно назвать один «наилучший» способ управления. В конкретной ситуации лучшим будет тот способ, который этой ситуации соответствует.

Ситуационный подход, как и системный, не может рассматриваться как простой набор предписываемых руководств. Он скорее представляет собой способ мышления в сфере организационных проблем и их решения. Ситуационный подход опирается на то, что, хотя в общем управленческий процесс одинаков, в разных случаях конкретный набор применяемых специфических приемов уникален. Ситуационный подход ориентирован на то, чтобы прямым образом приложить достижения науки к реальным условиям и ситуациям. Ситуация – это центральный момент рассматриваемого направления менеджмента.

Под ситуацией понимают набор сложившихся обстоятельств, влияющих на организацию в рассматриваемый момент времени. Поскольку в фокусе внимания находится ситуация, в ситуационном подходе подчеркивается значение ситуационного мышления. Оно позволяет руководителю разобраться, какие методы и приемы дадут лучший эффект в той или иной ситуации. При этом простого перечисления переменных, оказывающих влияние на результат в наибольшей степени, недостаточно для выбора оптимального рационального решения. Сложность связана с тем, что множество ситуационных процессов влияют друг на друга и не могут рассматриваться изолированно, а охватить вниманием их все – более чем проблематично.

Ситуационный подход не оспаривает разработанные ранее принципы управления. Он, однако, утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться, они определяются именно ситуацией управления. Содержание управления, а в значительной мере – и искусство руководства им заключаются в умении правильного выбора оптимальных приемов и методов руководства из всего их множества.

Важным итогом ситуационного подхода является и то, что он, в отличие от разработанных ранее теорий, претендовавших на роль универсальных и "единственно верных", показал, что лучшего способа управления нет в принципе. Эффективность любого из них относительна и определяется ситуацией управления. Ситуационный подход в целом следует охарактеризовать как концепцию "управленческой относительности", резко контрастирующую с абсолютизмом многих иных подходов и их претензиями на универсальность. Не случайно, поэтому переход от "универсализма" к "ситуационизму" иногда сравнивают с "переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого черно–белого кино к цветному со стереоскопическим звуком".


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 242 с.

2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М.: Юнити, 2000. – 405 с.

3. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. – М.: 2006. – 321 с.

4. Валовой, Д.В. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран / Д.В. Валовой. – М.: 2006. – 346 с.

5. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: 2008. – 176 с.

6. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2006. – 321 с.

7. Виханский, О.С. Российский менеджмент. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: учеб. пособие для вузов / О.С. Виханский. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2007. – 300 с.

8. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. – СПб: Питер, 2001. – 276 с.

9. Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугов. – М.: "Высшая школа", 2001. – 311 с.

10. Герчикова, И.Н. Управление персоналом: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: "Высшая школа", 2001. – 421 с.

11. Глущенко, В.В. Менеджмент / В.В. Глущенко – М., 2007. – 270 с.

12. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. – М.: 2008. – 354 с.

13. Драчёва, Е.Л. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Л. Драчёва, Л.И. Юликов. – М.: Академия, 2002. – 431 с.

14. Данилов, В.И. Управление персоналом в системе государственной службы: учеб. пособие / В.И. Данилов, Е.А. Китин, Э.А. Нехвядович. – СПб, 2007. – 470 c.

15. Деминг, У.Э. Новая экономика / У.Э. Деминг. – М.: Эксмо, 2006. – 364 с.

16. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – М.: ЗАО "Олимп–Бизнес", 2003. – 417 c.

17. Коллинз, Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет / Дж. Коллинз. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт–Петербурге, 2001. – 132 с.

18. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – Мн.: "Новое знание", 2002. – 389 с.

19. Шаш, Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент / Н.Н. Шаш. – М.: ИД "РАВНОВЕСИЕ", 2007. – 347 с.

  1. Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугов. – М.: "Высшая школа", 2001. – С. 84.

  2. Глущенко, В.В. Менеджмент / В.В. Глущенко – М.: 2007. – С. 50.

  3. Валовой, Д.В. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран / Д.В. Валовой. – М.: 2006. – С. 103.

  4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – Мн.: "Новое знание", 2002. – С. 120.

  5. Данилов, В.И. Управление персоналом в системе государственной службы: учеб. пособие / В.И. Данилов, Е.А. Китин, Э.А. Нехвядович. – СПб, 2007. – С. 190.

  6. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. – М., 2008. – С. 177.

  7. Коллинз, Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет / Дж. Коллинз. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт–Петербурге, 2001. – С. 65.

  8. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. – М.: 2006. – С. 168.

  9. Шаш, Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент / Н.Н. Шаш. – М.: ИД "РАВНОВЕСИЕ", 2007. – С. 131.

  10. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: 2008. – С. 153.

  11. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: 2008. – 159 с.