Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф. Фидлером была разработана ситуационная модель лидерства, согласно которой и изменяется ориентация лидерского стиля. По результатам оценки различных ситуационных факторов (степень власти, характер производственных задач, взаимоотношения между руководителем и подчиненными) определяются благоприятные или неблагоприятные ситуации для менеджера, при которых является эффективной ориентация на задачу, и умеренные ситуации, при которых следует сосредоточиться на взаимоотношения (рис.1).

Рисунок 1. Модель Ф. Фидлера

При этом сам стиль лидерства, присущий менеджеру, предлагается сохранить неизменным. Это является недостатком данной модели, поскольку разные ситуации могут потребовать от руководителя применения разных стилей руководства. Это затрудняет повышение эффективности управления при несоответствии управленческого стиля ситуации.

Модель П. Херси и К. Бланшара наоборот основана на выборе любого из стилей лидерства в зависимости от «зрелости» подчиненных: сочетании их готовности и способности к выполнению заданий, являющихся ключевыми переменными в этой модели. Другие переменные: ориентация на задачу (объем руководства) и качество взаимоотношений «лидер – подчиненный» (ориентация на взаимоотношения) определяет стиль лидерства. При этом, каждый из выделенных стилей лидерства соответствует определенному уровняю «зрелости» (рис. 2).

Рисунок 2. Модель ситуационного руководства Херси и Бланшара

В этой модели управление носит двунаправленный характер, поскольку действия руководителя являются ответом на действия подчиненного. Мы считаем, что недостатком данной модели является сложность ее использования для группы сотрудников с разным уровнем способностей и готовности решать задачи, что может потребовать от руководителя одновременного применения различных стилей лидерства[5].

Еще одна ситуационная модель "путь–цель", разработанная Т. Митчеллом и Р. Хаусом. Согласно этой модели, руководитель поощряет подчиненных к достижению целей организации, влияя на то, как эти цели достигаются. Таким образом, руководитель может влиять на подчиненных посредством: увеличения личной выгоды подчиненных при достижении цели; устранения препятствий и ловушек для повышения личной удовлетворенности на пути к получению прибыли. В то же время Т. Митчелл и Р. Хаус предлагают использовать следующие методы управления:


– объяснение того, что ожидается от подчиненного; поддержка, наставничество и устранение помех;

– направление подчиненных на достижение конкретной цели; создание у подчиненных потребностей, которые руководитель компетентен и способен удовлетворить;

– удовлетворение потребностей подчиненных при достижении цели.

В своей модели эти исследователи рассматривали стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, побуждающий подчиненных участвовать в принятии решений, и стиль, ориентированный на достижение результатов.

Существуют и другие ситуационные модели лидерства. Рассмотренные модели отличаются основными принципами применения и, соответственно, эффективностью. Отметим, что модель П. Херси и К. Бланшара обладает большей гибкостью и приспособляемостью к различным ситуационным переменным[6].

Таким образом, важнейшим результатом ситуационного подхода в менеджменте стало то, что, в отличие от ранее разработанных теорий, он показал, что лучшего и универсального способа управления нет и быть не может в принципе. Эффективность того или иного стиля управления является относительной категорией и определяется ситуацией управления.

2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

2.1. Условия эффективного применения и алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте

Среди "синтетических" учений по управлению значительное место занимает ситуационная теория. Суть этих теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому при выполнении всех необходимых действий, таких как планирование, управление или контроль, менеджеры должны учитывать ситуацию, в которой они действуют.

Ситуационные теории организации дают рекомендации по управлению конкретными ситуациями. В этом случае есть четыре обязательных шага, которые должны быть реализованы менеджером для достижения эффективного управления в каждой конкретной ситуации:


– руководство должно уметь анализировать ситуацию с точки зрения того, какие требования ситуация предъявляет к организации и что характерно для данной ситуации;

– должен быть выбран соответствующий подход к управлению, который наилучшим образом отвечал бы требованиям, выдвигаемым к организации ситуацией;

– руководство должно создать в организации потенциал и необходимую гибкость для перехода к новому стилю управления, соответствующему сложившейся ситуации;

– руководство должно внести соответствующие изменения, чтобы адаптироваться к ситуации[7].

Очевидно, что происходит постепенное смещение акцентов с активного использования системного подхода в управлении организацией на ситуационно гуманизированный.

Ситуационные теории, описывающие, как адаптировать организацию к конкретным требованиям, как наиболее рационально и безболезненно вносить изменения и перестановки, как создавать и развивать адаптивный потенциал, отрицают существование универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеобъемлющих принципов построения и реализации любого менеджмента.

С точки зрения этих теорий, менеджмент – это, прежде всего, искусство менеджеров понимать ситуацию, выявлять ее особенности и выбирать соответствующий менеджмент, а затем следовать научным рекомендациям в области менеджмента, которые носят обобщающий и универсальный характер.

Решение управленческих задач является основой работы менеджеров. В связи с растущей сложностью и динамичностью бизнеса, принятие сложных решений перестало быть обязанностью только топ–менеджеров, и теперь менеджеры всех уровней сталкиваются с этим в организации.

В настоящее время существует множество моделей, программных пакетов и аналитических инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как ни привлекательны эти теории, трудность заключается в том, что реальность более сложна и противоречива, чем это показано в таких моделях.

Вне математического подхода существует ряд неоспоримых допущений, например, что принятие решений – это всегда один и тот же процесс, основанный на точной информации, свободный от эмоций и предрассудков, т. е. рациональный. Реальность такова, что менеджеры принимают решения, основанные на сочетании интуиции, опыта и анализа. Этот недостаток устраняется ситуационной теорией, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие решения ограниченно рациональными.


Таким образом, деловой мир, который в настоящее время переживает стремительные изменения, сегодня заинтересован в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в применении ситуационных инструментов управления для повышения эффективности управления.

Такие инструменты, активизирующие все звенья организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченное рациональное решение управленческих задач каждым руководителем, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться все большим спросом.

Алгоритм принятия решений по управлению ситуацией может включать в себя следующие операции:

– обнаружение проблем (мониторинг);

– сбор информации о ситуации;

– анализ информации о ситуации;

– диагностика проблемы и ситуации, в которой она должна быть решена;

– определение целей управления ситуацией при решении поставленной задачи;

– разработка критериев оценки эффективности решения;

– формирование списка возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме, являющейся источником проблемы;

– прогнозирование влияния этих воздействий на ситуацию;

– проверка и оценка решений;

– прием, регистрация, доведение до исполнителей, исполнение и контроль решений[8].

Ситуационный подход акцентирует внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому алгоритм принятия решения включает этапы сбора и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией при решении задачи, а также прогнозирования последствий управляющих воздействий для ситуации.

2.2. Ограничения в применении ситуационной теории

Менеджеры, использующие ситуационный подход, должны знать об ограничениях или ограничениях, существующих в их собственных организациях. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологические, человеческие и проблемные.

Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организаций требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, стоят очень дорого. Из–за таких огромных капитальных затрат таким компаниям трудно быстро изменить технологию для удовлетворения новых потребностей.


Технология также во многом определяет степень взаимозависимости между различными сегментами организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческих навыков.

Ограничение в постановке задачи вытекает из фактического характера работы, выполняемой рабочими. Некоторые сотрудники могут работать методично, практически не меняя своих действий. Как и в случае с конвейером. Другие могут быть вовлечены в более сложные и менее регламентированные работы, такие как проведение телевизионной инспекции, где рабочие должны устранить различные дефекты в продуктах.

Человеческие ограничения отражают уровень компетентности людей, работающих в организации. Одним из случайных факторов здесь является определение мотивации групп работников. Заинтересованы ли они в заработной плате и гарантии занятости? Или сотрудники больше заинтересованы в продвижении по службе, личностном развитии и отношении к своей личности?

Системный подход акцентирует внимание на интеграции связей между различными организациями. Сосредоточившись на природе этих отношений, ситуационный подход сделал эту проблему более актуальной. В результате ситуационный подход в настоящее время является ведущим подходом в управленческой мысли. Однако этот подход также подвергается критике.

Некоторые считают, что она не имеет достаточного теоретического обоснования, что проявляется в отсутствии базы знаний, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, ее защитники утверждают, что один из самых полезных ответов на вопрос "Как мы собираемся это сделать? " и "Что мы будем делать дальше?" является: "Все зависит от того...". При ситуационном подходе, прежде чем принимать какое–либо управленческое решение, современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, рассмотрев все различные школы управленческой мысли, определить, какое сочетание методов управления наиболее целесообразно[9].

Теории ситуационного управления дают рекомендации о том, как действовать в конкретных ситуациях. В этом случае есть четыре обязательных шага, которые должны быть реализованы менеджером для достижения эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

Во–первых, менеджер должен быть знаком с профессиональными инструментами управления, которые доказали свою эффективность. Это включает в себя понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, а также количественных методов принятия решений.