Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1. Эволюционные преобразования в подходах к управлению
1.2. Общие принципы ситуационного подхода
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1. Условия эффективного применения и алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
2.2. Ограничения в применении ситуационной теории
2.3. Применение ситуационного подхода на примере компании Nokia
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких–то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.
Ситуационный подход помогает выявить взаимозависимости между организационными подсистемами, а также между организационной системой в целом и средой; подчеркивает динамическую природу организаций и пытается объяснить, как они действуют в различных условиях и ситуациях. Использование подхода позволяет оказать менеджерам помощь, предлагая стратегии организационного дизайна, обеспечивающие наибольшую вероятность успеха в конкретной ситуации.
Актуальность и необходимость изучения и разработки эффективных методов управления обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Ситуационный подход рассматривают в качестве одного из крупнейшего научного результата в области менеджмента.
Появившись в конце 60–х годов, одновременно с системным, ситуационный подход – это не свод определенных принципов и управленческих процедур, он представляет собой лишь методологию и образ мышления в области управления организацией.
Ключевое положение ситуационного подхода развивает тезисы системного подхода: каждая организация – это открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Цель работы – изучить ситуационный подход к менеджменту. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
– привести эволюционные преобразования в подходах к управлению;
– охарактеризовать общие принципы ситуационного подхода;
– описать условия эффективного применения и алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте;
– сформулировать ограничения в применении ситуационной теории;
– рассмотреть применение ситуационного подхода на примере компании Nokia.
Предмет исследования – менеджмент. Объект исследования – ситуационный подход к менеджменту.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1. Эволюционные преобразования в подходах к управлению
Изучая представления о роли и месте управления организациями, содержании управленческой деятельности, ее принципах и методах осуществления, мы видим, что они неоднократно подвергались существенным изменениям с того момента, когда управление рассматривалось как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Вместе с развитием связей с общественностью развивались установки и взгляды на управление, менялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись и развивались новые средства коммуникации и обработки информации. В то же время меняется и практика управления. Сама наука управления претерпевала изменения. Однако несмотря на то, что управленческая практика развивалась значительно быстрее благодаря управленческой мысли, новые идеи ведущих умов в области менеджмента, выработка новых подходов к осуществлению управленческой деятельности обозначили точку, за которой начались масштабные реформы в управленческой практике[1].
Формирование и развитие идей в менеджменте всегда связано с тремя явлениями – задачами, людьми и управленческой деятельностью. На начальном этапе развития науки управления акцент делался только на одном из этих явлений. Значительно позже так называемый синтетический подход, основанный на идеях всех школ менеджмента, связывающих все явления бизнеса в единое и органичное целое, стал получать все большее развитие и влияние.
Историков менеджмента Л. Мамфорда, Р. Ходжетса и других давно интересует вопрос о том, когда управленческая деятельность стала самостоятельной сферой и перестала быть лишь косвенным проявлением власти.
Эволюционные преобразования в подходах к управлению – это изменения, происходящие в общепринятых в научном сообществе и среди менеджеров–практиков концепциях управления.
Эволюционные преобразования в подходах к управлению происходят не постепенно, а «ступенчато», в некоторые моменты – радикально настолько, что появляется возможность говорить об управленческой революции[2].
Управленческая революция – это переход между двумя качественными состояниями развития менеджмента. Исследователи выделяют следующие управленческие революции:
Первая управленческая революция (4–5 тыс. лет назад), когда каста священников в Шумере, Аккаде и Египте превратилась в касту религиозных функционеров (первых менеджеров). Это произошло благодаря переформулированию религиозных принципов, переходу от человеческих жертвоприношений к символическим жертвам (скоту, маслу, ремесленным изделиям, деньгам и т.д.). Дань, собираемая с населения, пускалась в дело или накапливалась. Это позволило жрецам быстро стать самым богатым и влиятельным слоем населения. Они не были собственниками – как позже капиталистические предприниматели – поскольку приносимое в жертву формально становилось «собственностью богов», и жрецы не могли явно присваивать его в личное пользование,
Вторая управленческая революция (1792–1750 гг. до н.э., правление Хаммурапи). Знаменитый кодекс Хаммурапи регулировал все многообразие отношений между социальными группами вавилонского общества. Сущность второй управленческой революции состояла в утверждении светской манеры управления, появлении формальной организационной системы, возникновении основных принципов лидерства, инструментов поведенческой мотивации,
Третья управленческая революция (605–562 гг. до н.э., правление царя Навуходоносора II). Трансформации в науке управления были тесно связаны с реализацией таких масштабных проектов, как Вавилонская башня и висячие сады, а также развитием текстильных фабрик и зернохранилищ. Поэтому нововведения касались управления технически сложными проектами, контроля качества выпускаемой продукции. Эта революция носила производственно–строительный характер,
Четвертая управленческая революция (XVIII–XIX века). Она была обусловлена великой индустриальной революцией, вследствие которой стал развиваться европейский капитализм. Если раньше совершение открытий в сфере менеджмента носило случайный характер, между ними были огромные временные промежутки, то теперь они приобрели регулярный характер. По мере развития индустрии – начиная от мануфактуры и до крупных фабрик – происходило отдаление владельцев капитала от непосредственного ведения экономической деятельности, направленной на получение прибыли.
На смену капиталисту (руководителю–собственнику) пришли акционеры. Форма собственности приобрела диверсифицированный характер, владельцы капитала стали долевыми. Непосредственно управление доверили наемным менеджерам–несобственникам, которые могли принадлежать к любому социальному классу (не обязательно привилегированному). Новое соотношение ролей способствовало ускорению развития промышленности, отделению управления от капитала и производства, а позднее – трансформации менеджмента и администрации в самостоятельную экономическую силу,
Пятая управленческая революция. Во время классического капитализма менеджер еще не превратился в «главного героя», это произошло позже. Первые школы бизнеса и профессионального обучения руководителей возникли позже, в эпоху монополистического капитализма. Новый радикальный общественный переворот был обусловлен отделением класса профессиональных менеджеров от капиталистов – это и стало пятой управленческой революцией.
В настоящее время существует несколько основных подходов к управлению:
Процессный подход. Управление воспринимается как процесс, состоящий из планирования, организации, мотивации и контроля. Иными словами, управление реализуется как непрерывная серия управленческих функций, связанных между собой. Каждая функция, каждое действие представляет собой отдельный процесс, значимый для конечного успеха компании. Процесс управления складывается как сумма этих процессов.
Системный подход. В его рамках производится обозначение целей, задач в наглядной форме, построение дерева целей. Далее систему разбивают на подсистемы, организацию – на подразделения. Руководители должны воспринимать организацию как систему, состоящую из таких взаимосвязанных элементов, как персонал, технология, структура и задачи, ориентированные на достижение разных целей в условиях изменения внешней среды. Если осуществляется замена какого–либо элемента, остальные элементы в той или иной степени испытывают влияние этой замены[3].
Ситуационный подход. В этом подходе предусмотрен анализ результатов деятельности предприятия в разных ситуациях, исследование динамики изменения этих результатов. Эффективность разных управленческих методов и инструментов при этом зависит от конкретной ситуации. Поскольку и во внутренней среде (организации), и во внешней среде (ее окружении) существует обилие факторов, невозможно определить единственный «лучший» способ управления.
Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию.
Остановимся более подробно на особенностях ситуационного подхода.
1.2. Общие принципы ситуационного подхода
Ситуационный подход основан на принципе, что эффективность различных методов управления зависит от конкретной ситуации в организации. Итак, основным понятием в ситуационной теории является управленческая ситуация, определяемая как определенная совокупность обстоятельств, которые в определенный период времени влияют на функционирование организации.
Исходя из принципов ситуационного подхода, динамизм организации обусловлен многими переменными факторами внутренней и внешней среды и отрицает возможность использования универсального метода управления. Наиболее эффективным методом управления является тот, который наилучшим образом соответствует конкретной ситуации. Данный подход направлен на разработку и применение на практике инструментария анализа текущей ситуации для принятия на ее основе управленческих решений.
Важнейшая задача менеджера, согласно ситуационной теории, – это умение правильно интерпретировать ситуацию на основе анализа переменных: размеров организации, динамики, неопределенности и сложности внешней среды, особенностей производственного процесса.
Ситуационная теория в процессе управления выделяет 4 основных макроэтапа:
1. Формирование управленческой компетентности у менеджера: овладение инструментами и методами управления, доказавшими свою эффективность на практике.
2. Выявление возможных последствий (положительных или отрицательных) от применения тех или иных понятий и методов применительно к ситуации, их анализ и сравнение.
3. Интерпретация ситуации: выявление ее ключевых факторов–ситуационных переменных, оценка эффекта воздействия на эти переменные.
4. Согласование выбранных менеджером методов управления с конкретными условиями с целью максимизации положительных и минимизации отрицательных эффектов[4].
В то же время отметим, что ключевым в процессе управления является третий этап, который заключается в выборе наиболее важных внутренних и внешних переменных для данной ситуации.
Основные положения ситуационной теории были обоснованы эмпирическими исследованиями, определяющими взаимосвязь теории и практики управления в рамках данной концепции управления.