Файл: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. Е. Репина «На дерновой скамье».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Большой вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефремович Репин, который принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины XIX века. Он работал в портретной области и исторической живописи. Стремился сделать искусство понятным и народным, отражающим основные образцы жизни, не признавал искусство за искусство.

И. Е. Репин величайший реалист, который часто жаловался на бедность своей фантазии. Он не мог писать по воображению, он писал только картины, посвященные ярким событиям и человеческим характерам, глубоко проникал в существо предметов и явлений. И. Е. Репин выступал за искусство, просвещенное светом разума, требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Он создал искусство высокого стиля, которое отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Именно поэтому изучение творчества И. Е. Репина актуально в наше время. И в данной работе будет подробно рассмотрена работа художника «На дерновой скамье».

Целью курсовой работы является: проанализировать колористическую, цветовую и тональную организацию живописного произведения И. Е. Репина «На дерновой скамье».

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с биографией художника Е. И. Репина

- изучить историю написания картины «На дерновой скамье»

- проанализировать сюжет, цветовую и тональную организацию живописного произведения «На дерновой скамье».

Предмет исследования – жизнь и творчество И. Е. Репина

Объект исследования – художественное произведение И. Е. Репина

«На дерновой скамье».

При написании работы мною были использованы следующие методы исследования:

- стилистический анализ

- эстетическая оценка

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения и приложения – краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

В первой главе рассматривается биография и творчество И. Е. Репина. Мы узнаем о его семье, о том какой путь ему нужно было пройти, чтобы стать великим художником.

Во второй главе работы мы переходим непосредственно к самому произведению И. Е. Репина «На дерновой скамье». Изучаем историю создания картины. Определяем сюжет, цветовую и тональную организацию живописного произведения.

Во введении мы определяем цели, задачи, актуальность выполненной работы. В заключении подводим итоги работы. В приложении мы разместили фотографию картины И. Е. Репина «На дерновой скамье».


ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Е. И. РЕПИНА

1. СЕМЬЯ, ДЕТСТВО, УЧЕБА

Илья Ефремович Репин родился 5 августа в 1844 году на Украине в городе Чугуеве в семье военного поселенца, который занимался торговлей лошадьми. И. Е. Репин в детстве увлекался вырезанием из бумаги лошадок, которые впоследствии приклеивал к оконному стеклу. Однажды ему подарили краски, и он уже ничем кроме рисования больше не мог заниматься. Начальные художественные навыки И. Е. Репин получил, когда ему было тринадцать лет в школе военных топографов, где учили чертить и рисовать, после его учителя стал местный живописец и иконописец И. М. Бунаков, делавший росписи в церквях. В 17 лет его стали приглашать работать в соседние губернии расписывать церкви и писать образца.

В детстве Репин учился грамоте у пономаря сельской церкви, арифметике – у дьяка. Его мать, Татьяна Степановна рассказывала ему притчи из житий святых, которые Репин воспринимал как чудесные сказки. Отец мало занимался воспитанием своего сына, поскольку много времени уделял военной службе, и был полон забот о заработках. Сначала много вслух читала его сестра Устя, которая была на два года старше брата и приносила книги из библиотеки пансиона, в котором училась. И. Е. Репин вместе с Устей читал произведения Вальтера Скотта, переписку Ивана Грозного с Курбским. Брат и сестра дружили, все у них было общим – игры мысли, книги. Но после смерти Усти большая детская дружба неожиданно закончилась, И. Е. Репин очень тяжело пережил утрату и оплакивал ее очень долгое время.[1]

В школе он так и не смог пройти обучение. В Корпусе топографов ему дали только представление о том, как пользоваться цветом при раскрашивании географических карт. Но даже это казалось Репину очень интересным и полезным. Он был очень опечален, когда корпус топографов расформировали.

Около года он провел в мастерской местного художника Бунакова и в пятнадцать лет стал иконописцем, далеко уезжал от дома. После окончания рабочего дня в церкви Репин зажигал свечу и ночи напролет читал «Давида Копперфильда» Диккенса, забывая о религиозных сюжетах, вживаясь в реальную жизнь, созданную английским писателем. Когда не было книг, он читал наизусть поэмы и стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова.


Приобретенные знания казались Репину убогими, они вызывали у него отчаяние. В такие минуты спасала мечта об Академии. И вот желанный миг настал. Это время Репин характеризовал как медовый год его счастья. За долгие годы мечтаний, стремлений, отчаяния он наконец попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам. Он быстро показал себя в императорской академии, учился с большим увлечением. Рисовал часами, уединившись с натурой. Освоил навыки лепки, познавая законы пластики. Сочинял эскизы картин, давая волю воображению.[2]

К 1859 году он мечтал поступить в Академию художеств в С. Петербурге. В 1863 году он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников. Его наставником стал И. Н. Крамской. Он пытался подражать своим учителям, но его рисунки стали выглядеть грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!».

Он не верил в свою исключительность и гениальность. Спокойно относился к неудачам, не испытывал гордости, когда достигал успеха.

В январе 1864 года, когда Репину исполнилось двадцать лет, он поступил в Академию художеств, в которой посещал занятия по начертательной геометрии, занятия скульптурой, всемирную историю, живопись. Уже через месяц после поступления ему за рисунки ставили первые номера, поскольку он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, который был популярен во всей чугуевской округе.

Его наставник И. Н. Крамской учил его понимать и видеть искусство. «Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического» катехизиса.

Как и у многих художников, первые годы обучения для Репина были очень трудными. Он испытывал в это время большую финансовую нужду. Однако родители не могли ему помочь, поскольку сами жили в нужде. Несмотря на все трудности, Репин успешно учился.

То, что давалось легко молодым людям, учившимся с детства, Репину, вышедшему из бедной семьи, доставалось с большим трудом. Образование, полученное от дьяка, значительно отличалось от образования гимназии. Но он не отчаивался и наверстывал упущенное. Помимо академического курса изучал много дополнительного материала. Но он был разочарован, поскольку не все преподаватели были такими о каких он мечтал в юношестве.[3]


Помимо устранения пробелов в знаниях, навыках рисования И. Е. Репин был вынужден думать о том, где взять деньги на обед. Он лазил по железным крышам и красил их суриком, обновлял краску экипажей богачей. О том в какой жил он нужде знали только близкие товарищи, они помогали ему найти заказчиков на рисование портретов.

Он очень ценил свои успехи, и очень радовался, когда узнал о том, что он больше не вольнослушатель, а ученик Академии, как все через восемь месяцев после поступления, что значительно облегчило его финансовое положение, так как теперь ему нужно было платить за обучение меньшую сумму денег, чем это было раньше. Потом он начал занимать первые места за рисунки, получать медали, которые отмечали эскизы его композиций.[4]

У И. Е. Репина были серьезные проблемы со здоровьем, учиться и зарабатывать себе на жизнь ему стало не по силам. По этой причине он подал свое первое прошение о пособии в совет Академии. Он постоянно напоминал о своем прошении, указывал на свои успехи и доказывал, что помочь ему – не значит выбросить деньги на ветер. Однако его доводы не были принят к сведению. Совет Академии отказал в просьбе Репину и также реагировал на дальнейшие просьбы о материальной помощи. Он понял, что надеяться можно только на себя: писал портреты, проводил уроки. Репин во многом себе отказывал ради главного, однако его бережливость многие воспринимали за скупость.[5]

В феврале 1872 года Репин венчался с Верой Шевцовой в академической церкви, у него началась семейная жизнь. Весной он поехал в Москву вместе со своей женой, где они ходили по музеям и выставкам. По вечерам Репин писал письма Стасову, содержащие впечатления о картинах московских художников.[6]

Осенью у Репиных родилась дочь, которую назвали Верой. Об этом событии Репин сообщил Стасову. Он заботился о своей жене и дочери. Родители готовились к крестинам, на которые пригласили Стасова и Мусоргского.[7]

Крестины прошли очень весело и радостно. Мусоргский весь вечер развлекал маленькое общество своим искусством.[8]

И. Е. Репин жил в Париже с 1873 по 1876 годы, когда стал пенсионером Академии художеств. В это время возникло сообщество русских художников, группировавшихся вокруг А. П. Боголюбова. В него входили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Савицкий и др. К этому кружку был близок живший в Париже И. С. Тургенев.


Вывод: Илья Ефремович Репин родился 5 августа в 1844 году на Украине в городе Чугуеве в семье военного поселенца. В 17 лет его стали приглашать работать в соседние губернии расписывать церкви и писать образца. В детстве Репин учился грамоте у пономаря сельской церкви, арифметике – у дьяка. Он быстро показал себя в императорской академии, учился с большим увлечением. Он не верил в свою исключительность и гениальность. Спокойно относился к неудачам, не испытывал гордости, когда достигал успеха. Уже через месяц после поступления ему за рисунки ставили первые номера, поскольку он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, который был популярен во всей чугуевской округе. В феврале 1872 года Репин венчался с Верой Шевцовой в академической церкви, у него началась семейная жизнь. Осенью у Репиных родилась дочь, которую назвали Верой.

И. Е. Репин жил в Париже с 1873 по 1876 годы, когда стал пенсионером Академии художеств. В это время возникло сообщество русских художников, группировавшихся вокруг А. П. Боголюбова. В него входили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Савицкий и др. К этому кружку был близок живший в Париже И. С. Тургенев.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА.

Во время обучения в Академии художеств главными наставниками Репина были И. Н. Крамской и В. В. Стасов. И. Е. Репин часто приходил к Крамскому и показывал академические рисунки и свои первые самостоятельные опыты, который следил за его успехами, беседовал с ним об искусстве, призывал работать с натуры. Именно И. Н. Крамской оказал огромное влияние на мировоззрение И. Е. Репина. На протяжении долгих лет жизни Репин оставался верным демократическим идеалам своей юности и искусству критического реализма.

После занятий с Крамским Репин помимо обязательных заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, портретами родных и близких ему людей: матери Т.С. Репиной, и брата, В.Е. Репина; своей будущей жены, В.А. Шевцовой, и другие.

Первое произведение, которое принесло Репину известность «Воскрешение дочери Ираира». Он написал её перед окончанием Академии для конкурса, за участие в котором получил большую золотую медаль и возможность съездить во Францию и Италию на шесть лет. Писать картины на традиционный евангельский сюжет Репину предложили профессора. Создавая данную работу Репин все время сверялся с академическими требованиями, но шел дальше их. Композиция была составлена строго по всем правилам, цветовые отношения подобраны благородно, движения и жесты сдержанны, подчеркнут глубокий смысл изображенного события.