Файл: «Организация валютного контроля в Российской Федерации» (Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 4264
Скачиваний: 56
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля
1.3 Оценка эффективности, механизмы, инструменты и принципы валютного контроля
1.4 Основные направления и формы валютного контроля в РФ
1.5 Органы, осуществляющие валютный контроль в России
1.6 Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в РФ
Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений.
Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.
1.5 Органы, осуществляющие валютный контроль в России
Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 10 декабря 2003 г. (с изменениями на 22 июля 2008 года).[1]
Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.[1]
Исключительно органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
- применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.[1]
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютного контроля требовать от проверяемых субъектов предоставления документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции.
Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализуется через деятельность Департамента международного сотрудничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.
Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ Федеральная таможенная служба России является органом валютного контроля. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля, подотчетными Федеральной таможенной службе России.
В целях осуществления валютного контроля в структуре Федеральной таможенной службы России создаются специальные подразделения:
а) в Федеральной таможенной службе России — Управление валютного контроля;
б) в региональных таможенных управлениях — отделы валютного контроля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля;
в) в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля;
г) в таможенных постах — отделы таможенного оформления и таможенного контроля.[8]
Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфина России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России.
Основными задачами Департамента валютного контроля являются: совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля; координация деятельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и проведения валютного контроля; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ.
Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает валютный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность); обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации; полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.
В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормотворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидентами (п. 2 ст. 9).
Центральный банк РФ издает инструкции, положения и указания по отдельным направлениям валютного контроля. Объектами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются:
-
- Обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России;
- Организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации;
- Выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации, в частности государственных ценных бумаг;
- Уплата обязательных платежей государству в иностранной валюте;
- Перемещение российской и иностранной валюты и валютных ценностей через границу Российской Федерации.[8]
Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, которые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по результатам проведенных проверок направляют в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодательства главное территориальное управление Банка России принимает решение об аннулировании выданного ему разрешения.
Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомления об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализации гражданам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, которые были переведены в пользу предприятия после даты аннулирования разрешения последнего.
1.6 Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в РФ
Рассмотрим ключевые проблемы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, они связаны с нормативно-правовой базой и с деятельностью агентов:
-
- Недоработка основных документов, регламентирующих порядок валютного контроля;
- Не определена ответственность экспортеров (импортеров) за недополучение экспортной выручки за отгруженные товары (необоснованный перевод иностранной валюты за границу);
- Отсутствие правовой базы механизма взаимоотношений стран СНГ.
Сегодня существует проблема неурегулированности механизма взаимодействия как между органами и агентами валютного контроля, так и органов между собой. Другой проблемой является отсутствие комплексности процесса: не все субъекты внешнеэкономической деятельности охвачены валютным контролем, а также не отработаны механизмы внутреннего толлинга. Деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля сопровождается своими проблемами, которые касаются взаимоотношений банка с клиентом, несовершенством оценочных показателей банка и механизма мотиваций участников внешнеэкономической деятельности, недостаточной разработанностью аспекта внутреннего контроля за внешнеэкономической деятельностью банка.
Проблемой является и неурегулированность механизма расчетно-платежных взаимоотношений со странами СНГ, которая заключается в:
- Отсутствие отработанного механизма валютного регулирования и валютного контроля;
- Неразработанностью механизма расчетно-платежных отношений;
- Ослабление валютного контроля экспортеров (импортеров);
- Неразработанность организационной структуры.
Процесс валютного регулирования и контроля сопровождается рядом информационных проблем:
- Отсутствие гласности;
- Недоступность информации;
- Отсутствие единой информационной базы;
- Отсутствие комплексной оценки состояния валютного контроля в банке [1].
Одной из главных проблем российской экономики в настоящее время является вывод капитала за рубеж.
Для решения данной проблемы можно предложить следующие меры:
- Совершенствование валютного законодательства в части контроля за движением валютных ценностей;
- Создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях;
- Усиление работы по предотвращению сомнительных операций клиентов банков;
- Повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики;
- Формирование развитого и устойчивого банковского сектора;
- Проведение структурных преобразований в экономике с целью снижения зависимости от мировых цен на нефть.
Предложенные направления совершенствования валютного регулирования будут содействовать повышению его качественного уровня.
Проблемы повышения эффективности валютного регулирования
Для активизации роли валютного регулирования в обеспечении относительной финансовой стабильности и ускорении экономического роста России необходимо повысить его качество и результативность:
1. Более гибко изменять соотношение между рыночным и государственным валютным регулированием, учитывая валютно-экономическое положение страны и приоритет общенациональных интересов перед частнособственническими;
2. Создать условия справедливой рыночной конкуренции для повышения эффективности рыночного валютного регулирования курса рубля, формирования и использования государственных международных резервов;
3. Повысить эффективность государственных мер по сдерживанию продолжающегося оттока капитала из России в иностранные банки, особенно офшорные зоны, в зарубежные активы, в том числе недвижимость.
Проблемы валютного контроля
Валютное регулирование и валютный контроль взаимосвязаны. Цель этого контроля как средства реализации валютной политики - обеспечить соблюдение резидентами и нерезидентами российского валютного законодательства при осуществлении своей деятельности, в том числе внешнеэкономической, а также обоснованность платежей в иностранной валюте, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.
Несмотря на отмену валютных ограничений по счетам не только текущих операций платежного баланса, но и финансовых , сохраняется надзор за международным движением капитала и финансовых инструментов, притоком и оттоком российских и иностранных капиталов, динамикой средств на корреспондентских счетах отечественных банков в зарубежных банках-корреспондентах, в том числе в офшорных зонах. Эффективность валютного контроля во многом зависит от качества проверки надлежащего оформления документов по внешнеэкономическим контрактам в целях своевременного выявления нарушений валютного законодательства.
Согласно законодательству органами валютного регулирования и валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ, в осуществлении валютной политики участвуют Министерство финансов, Министерство экономического развития. Федеральная налоговая служба, Счетная палата.
Центробанк и Правительство РФ наделены широкими полномочиями по всем основным направлениям валютной политики, включая контроль. Агенты валютного контроля - Федеральная таможенная служба, уполномоченные коммерческие банки, находящиеся под надзором Банка России, - не имеют таких широких полномочий, как органы валютного контроля, которым они подотчетны, и ориентированы на осуществление определенных функций.