Файл: «Организация валютного контроля в Российской Федерации» (Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 4264

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. 

Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

1.5 Органы, осуществляющие валютный контроль в России

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 10 декабря 2003 г. (с изменениями на 22 июля 2008 года).[1]

Валютный контроль — это контроль государства за соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В соответствии с валютным законодательством целью валют­ного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномо­ченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не явля­ющиеся уполномоченными банками профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (ре­гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель­ной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валют­ном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезиден­тами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и веде­нием счетов.[1]

Исключительно органы валютного контроля и их должност­ные лица в пределах своей компетенции имеют право:


  1. выдавать предписания об устранении выявленных наруше­ний актов валютного законодательства РФ и актов органов ва­лютного регулирования;
  2. применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.[1]

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютно­го контроля требовать от проверяемых субъектов предоставле­ния документов, которые непосредственно не относятся к про­водимой валютной операции.

Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализу­ется через деятельность Департамента международного сотруд­ничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного кон­троля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ Федеральная таможенная служба России является органом валютного контроля. Иные таможен­ные органы являются агентами валютного контроля, подотчет­ными Федеральной таможенной службе России.

В целях осуществления валютного контроля в структуре Федеральной таможенной службы России создаются специальные подразделения:

а) в Федеральной таможенной службе России — Управление валютного контроля;

б) в реги­ональных таможенных управлениях — отделы валютного конт­роля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля;

в) в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля;

г) в таможенных постах — отделы таможенного оформления и таможенного контроля.[8]

Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфи­на России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному кон­тролю и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России.

Основными задачами Департамента валютного контроля яв­ляются: совершенствование нормативно-правовой базы и орга­низационной системы валютного контроля; координация дея­тельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и прове­дения валютного контроля; осуществление в пределах своей ком­петенции контроля за соблюдением резидентами и нерезиден­тами валютного законодательства РФ.


Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает валют­ный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и ин­теллектуальная собственность); обоснованности расчетов и пла­тежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пре­делах таможенной территории Российской Федерации; полно­ты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормотворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязатель­ные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидента­ми (п. 2 ст. 9).

Центральный банк РФ издает инструкции, положения и ука­зания по отдельным направлениям валютного контроля. Объек­тами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются:

    1. Обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России;
    2. Организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации;
    3. Выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации, в частности государственных ценных бумаг;
    4. Уплата обя­зательных платежей государству в иностранной валюте;
    5. Переме­щение российской и иностранной валюты и валютных ценнос­тей через границу Российской Федерации.[8]

Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, кото­рые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ по­рядка реализации гражданам на территории Российской Феде­рации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по ре­зультатам проведенных проверок направляют в Главное управ­ление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выяв­ленных нарушениях и принятых мерах.

В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодатель­ства главное территориальное управление Банка России прини­мает решение об аннулировании выданного ему разрешения.

Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомле­ния об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализа­ции гражданам товаров (работ, услуг) на территории Россий­ской Федерации, которые были переведены в пользу предпри­ятия после даты аннулирования разрешения последнего.


1.6 Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Рассмотрим ключевые проблемы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, они связаны с нормативно-правовой базой и с деятельностью агентов:

    1. Недоработка основных документов, регламентирующих порядок валютного контроля;
    2. Не определена ответственность экспортеров (импортеров) за недополучение экспортной выручки за отгруженные товары (необоснованный перевод иностранной валюты за границу);
    3. Отсутствие правовой базы механизма взаимоотношений стран СНГ.

Сегодня существует проблема неурегулированности механизма взаимодействия как между органами и агентами валютного контроля, так и органов между собой. Другой проблемой является отсутствие комплексности процесса: не все субъекты внешнеэкономической деятельности охвачены валютным контролем, а также не отработаны механизмы внутреннего толлинга. Деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля сопровождается своими проблемами, которые касаются взаимоотношений банка с клиентом, несовершенством оценочных показателей банка и механизма мотиваций участников внешнеэкономической деятельности, недостаточной разработанностью аспекта внутреннего контроля за внешнеэкономической деятельностью банка.

Проблемой является и неурегулированность механизма расчетно-платежных взаимоотношений со странами СНГ, которая заключается в:

  1. Отсутствие отработанного механизма валютного регулирования и валютного контроля;
  2. Неразработанностью механизма расчетно-платежных отношений;
  3. Ослабление валютного контроля экспортеров (импортеров);
  4. Неразработанность организационной структуры.

Процесс валютного регулирования и контроля сопровождается рядом информационных проблем:

  1. Отсутствие гласности;
  2. Недоступность информации;
  3. Отсутствие единой информационной базы;
  4. Отсутствие комплексной оценки состояния валютного контроля в банке [1].

Одной из главных проблем российской экономики в настоящее время является вывод капитала за рубеж.

Для решения данной проблемы можно предложить следующие меры:

  1. Совершенствование валютного законодательства в части контроля за движением валютных ценностей;
  2. Создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях;
  3. Усиление работы по предотвращению сомнительных операций клиентов банков;
  4. Повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики;
  5. Формирование развитого и устойчивого банковского сектора;
  6. Проведение структурных преобразований в экономике с целью снижения зависимости от мировых цен на нефть.

Предложенные направления совершенствования валютного регулирования будут содействовать повышению его качественного уровня.

Проблемы повышения эффективности валютного регулирования

Для активизации роли валютного регулирования в обеспечении относительной финансовой стабильности и ускорении экономического роста России необходимо повысить его качество и результативность:

1. Более гибко изменять соотношение между рыночным и государственным валютным регулированием, учитывая валютно-экономическое положение страны и приоритет общенациональных интересов перед частнособственническими;

2. Создать условия справедливой рыночной конкуренции для повышения эффективности рыночного валютного регулирования курса рубля, формирования и использования государственных международных резервов;

3. Повысить эффективность государственных мер по сдерживанию продолжающегося оттока капитала из России в иностранные банки, особенно офшорные зоны, в зарубежные активы, в том числе недвижимость.

Проблемы валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль взаимосвязаны. Цель этого контроля как средства реализации валютной политики - обеспечить соблюдение резидентами и нерезидентами российского валютного законодательства при осуществлении своей деятельности, в том числе внешнеэкономической, а также обоснованность платежей в иностранной валюте, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

Несмотря на отмену валютных ограничений по счетам не только текущих операций платежного баланса, но и финансовых , сохраняется надзор за международным движением капитала и финансовых инструментов, притоком и оттоком российских и иностранных капиталов, динамикой средств на корреспондентских счетах отечественных банков в зарубежных банках-корреспондентах, в том числе в офшорных зонах. Эффективность валютного контроля во многом зависит от качества проверки надлежащего оформления документов по внешнеэкономическим контрактам в целях своевременного выявления нарушений валютного законодательства.

Согласно законодательству органами валютного регулирования и валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ, в осуществлении валютной политики участвуют Министерство финансов, Министерство экономического развития. Федеральная налоговая служба, Счетная палата.

Центробанк и Правительство РФ наделены широкими полномочиями по всем основным направлениям валютной политики, включая контроль. Агенты валютного контроля - Федеральная таможенная служба, уполномоченные коммерческие банки, находящиеся под надзором Банка России, - не имеют таких широких полномочий, как органы валютного контроля, которым они подотчетны, и ориентированы на осуществление определенных функций.