Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товара.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности товаров
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров
1.2 Факторы, влияющие на качество товаров.
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров
2.1 Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten
2.2 Анализ содержания маркировки продукции Premium","Балтика – Парнас № 5" и "EFES Pilsener"
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные
Рисунок 1. Факторы внешней среды предприятия
Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования. Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов. В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров
Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско- дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению. Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на
предпочтительность товаров. В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапа:
1. Принятие решений “что производить?” и подготовка технических условий. Например. При выпуске автомобиля той или иной марки важно решить: "для кого автомобиль" (для узкого круга весьма состоятельных людей или для массового потребителя).
2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.
3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.
4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.
5. Разработка долгосрочных планов по качеству. Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством. Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту1. Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом "конкурентоспособность" - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя.
Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Глава 2. Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten Premium", "Балтика – Парнас № 5" и "EFES Pilsener"
2.1 Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten
Россия - традиционно пивная страна. В этой связи любопытен такой факт: в 1910 году в России действовала одна тысяча фирменных пивоваренных заводов, которые ежегодно варили до 500 миллионов ведер этого напитка. При этом русское пиво по своему качеству нередко не уступало любому европейскому! Ныне идет возрождение пивных традиций России, расширяется производство этого поистине народного напитка. В настоящее время в России начали варить пиво с использованием пшеницы
("Русь", 11% светлое и другие), дрожжей низового и верхового брожения.
Действуют пивзаводы большой, средней и малой мощности, а так же микро-мини пивоварни с суточным выпуском 500-2000 л, оснащенные аппаратами и устройствами не только зарубежного, но и отечественного производства. Широко развивается выпуск напитков типа пива, где часть экстракт-вкусо-ароматического сырья заменяется на нетрадиционные виды: концентрат квасного сусла ("Пи-кур" и др.), трава стланика ("Северное"), полыни горькой ("Россер"), плоды черемухи обыкновенной ("Черемуховый цвет") и т. д. Расширение ассортимента Российского пива поистине не знает границ. Но много, это не всегда качественно. Как же определить добротность этого напитка? Главными показателями качества пива является прозрачность, цвет, вкус, хмелевая горечь, аромат и пенообразование, которые определяют по 25-бальной шкале. Пиво высшего качества по максимальным показателям оценивается следующими баллами:
1 прозрачность - 3,
2 цвет - 3,
3 вкус - 5,
4 хмелевая горечь - 5,
5 аромат - 4,
6 пенообразование - 5.
Для сравнительной оценки товара, выбрала три сорта пива, трех разный пивоваренных компаний:
1. Пивоварня "Москва - Эфес"
Рисунок 2. Пиво "EFES Pilsener"
Традиционное светлое лагерное пиво типа "Пилс".
Плотность пива - 12%
Содержание алкоголя - 5%.
Без консервантов.
EFES Pilsener - это первая международная марка, сваренная в России.
2. ОАО "Пивоваренная компания Балтика"
Рисунок 3. Пиво "Балтика - Парнас № 5"
Светлое пиво с легким хмелевым и солодовым ароматом
Содержание алкоголя - 5,6% Начальная плотность сусла - 13,0 %.
3. Калужская пивоваренная компания
Рисунок 4. Пиво "Holsten Premium"
Плотность пива - 11%
Крепость: 5.0 %
Неповторимый вкус и безупречное качество сделали пиво HOLSTEN одной из самых популярных международных марок пива. По проведенной экспертизе была составлена таблица по оценки качества пива.
2.2 Анализ содержания маркировки продукции Premium","Балтика – Парнас № 5" и "EFES Pilsener"
Таблица 1
Оценка качества пива
показатели качества пива |
"Holsten Premium" |
"EFES Pilsener" |
"Балтика - Парнас № 5" |
Прозрачность |
3 |
3 |
2 |
Цвет |
3 |
3 |
3 |
Вкус |
4 |
4 |
3 |
Хмелевая горечь |
5 |
5 |
4 |
Аромат |
4 |
4 |
3 |
Пенообразование |
5 |
4 |
4 |
итого: |
24 |
23 |
19 |
Прозрачность:
-с блеском без взвесей оценивается 3 баллами,
-прозрачность без блеска с единичными мелкими взвесями - 2,
-пиво слабо опалесцирующее - 1,
-мутное - 0 (нестандартное).
Цвет должен соответствовать типу пива и находится на минимально установленном уровне для данного сорта пива, в этом случае его оценивают 3 баллами,
-при среднем уровне - 2 баллами,
-на максимально допустимом - 1 баллом, а пиво с цветом, не соответствующим его типу, является неудовлетворительным (за исключением нефильтрованного пива, наличие осадка в котором допустимо).
Вкус: Гармоничный полный чистый вкус,
- без привкусов- 5 баллов, чистый вкус,
- но не очень гармоничный- 4,
-нечистый, незрелый, слабо выраженный вкус - 3,
-пустой вкус и посторонние привкусы- 2 балла.
Хмелевая горечь:
-мягкая, слаженная получает 5 баллов,
не очень слаженная, грубоватая - 4 балла,
-грубая, остающаяся или слабая - 3 балла,
-не хмелевая, грубая - 2 балла.
Аромат:
-чистый, свежий, соответствующий данному типу пива, оценивается 4 баллами;
-хороший аромат, но слабо выраженный - 3,
-в аромате заметны лёгкие посторонние оттенки молодого пива, дрожжевой - 2,
выражен посторонний тон в аромате - 1 балл.
Пена и насыщенность углекислым газом:
-обильная, устойчивая, высотой не 40 мм, стойкостью 4 мин с высоким содержанием углекислого газа – 5 баллов,
- компактная, устойчивая, 30 мм и 3 мин при редком и быстром выделении пузырьков газа- 4 балла,
-пена высотой 20 мм и 2 мин при слабом выделении пузырьков газа- 3 балла, -пена высотой менее 20 мм и менее 2 мин - 2 балла (нестандартное).