Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯНТИЯ «АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (к примеру, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (например, министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, данные органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), а также иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет разработку государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности неподконтрольны и неподотчетны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти.

Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые в свою очередь возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).


Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно заметна и важна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ, в основном, оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.

Кроме этого, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, произволу чиновников, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.

2.5. Органы судебной власти.

Система судебных органов занимает важное место в структуре государственного аппарата. Основной их функцией является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: - "право там, где средства его защиты".

В качестве носителя судебной власти выступает система судебных органов. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Если в государстве есть сильная судебная система, сильно само государство, так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий на выполнение принимаемых ими решений и лишаются соблазна действовать не правовыми средствами

Органы правосудия являются третьей ветвью власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особой ролью органов судебной власти является то, что именно они играют роль арбитра в спорах о праве.

Только судебная власть, а никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. И именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, “военные суды и другие специальные народные суды”. А в США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. В Конституции США в связи с этим установлено, что “судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст.3, разд.1).


Однако, несмотря на особенности структуры и прочие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.

Так, например, в конституционных актах большинства современных государств есть положения о, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.

Во многих конституциях современных государств закреплены принципы открытости судебного разбирательства, гласности судопроизводства.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам[13] (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров[14] (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд осуществляет контроль над всеми государственными органами в РФ, дает заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд также решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ[15] (ст. 125 Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы, юрисдикция Европейского Суда распространяется теперь и на территорию России. Ныне это высший судебный орган для России и ее граждан.

Кроме этого, значительное место в государственном механизме ряда стран занимает система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, которые содержатся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.


В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Прокуратура Российской Федерации относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ.

2.6. Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления выступают в качестве одного из постулатов, гарантирующих соблюдение демократических основ системы управления обществом и государством. То есть, местное самоуправление также представляет собой важнейший структурный элемент в системе устройства аппарата власти в большинстве стран мира.

На муниципальном уровне публичная власть осуществляется уже не государственными органами, а непосредственно органами местного самоуправления и образуемыми им органами, и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.

Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (в соответствии с законодательством и под свою ответственность) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

Следующая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но также и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, это значит на местном уровне “власти” должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.


В настоящее время муниципальные системы высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности и частью конституционного механизма государства.

Например, в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”. Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус исключительных обладателей “всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти …”, кроме тех случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.

Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный принцип – норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяет его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления (ст.1 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления РФ)1. Включение в Конституцию России статей, касающихся органов местного самоуправления показывает, что основным признаком правового государства является принципиальное изменение отношения государства к местным органам власти.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации власти, принадлежащей ему власти. Предполагает самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.

Перечень полномочий органов дает возможность выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:

  • обеспечение участия населения в решении местных дел;
  • управление муниципальной собственностью;
  • обеспечение развития соответствующей территории;
  • охрана общественного порядка;
  • защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").