Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯНТИЯ «АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современное состояние государственной системы характеризуется непрекращающимся развитием. Государственный аппарат, как правило, представляет собой сложно организованную систему различных элементов, образующих общую историческую концепцию развития общества. С целью организации деятельность общества, государством разрабатывается и реализуется ряд мероприятий, как внешней, так и внутренней направленности (государственные программы, политические стратегии).

Примерно в середине восьмидесятых годов XX века в России были проведены новые реформы, которые коснувшихся всех сторон общественного развития. Появились новые основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата).

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный государственный аппарат в России в настоящее время находится на стадии реконструкции, становления и развития.

Целью настоящего исследования является изучение схемы построения аппарата государственной власти, а также сущности государственного аппарата, как постоянно функционирующей системы. Важным является также определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей.

Задачи исследования поставлены в соответствие с вышеуказанной целью:

- рассмотреть понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата

- дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.

Объект исследования - механизм государства как целостная система.

Предметом настоящего исследования выступают тенденции и перспективы работы государственных органов, а также органов местного самоуправления в условиях формирования демократического, социального, правового государства и гражданского общества.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: анализ, сравнение, индукция, дедукция, синтез.

Теоретическую основу работы составляют учебная литература по теории государства и права по конституционному праву., а также статьи в периодических изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации.

Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления Государственной Думы и Совета Федерации.


Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования, поэтому она отражает классическое логическое построение, то есть в ее состав входят: введение, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯНТИЯ «АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ».

1.1. Понятие аппарата государственной власти, его сущность и структура

Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.1

Механизм государства — система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов2.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные органы власти - это государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т. п[1].

Государственные органы власти создаются в целях осуществления хозяйственной деятельности, в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

Понятие «аппарат государственной власти» часто сравнивают с понятием «аппарат государства», который представляет собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В свою очередь, любой государственный орган является первичным элементом структуры государственного аппарата. Органы государственного аппарата, осуществляют властные полномочия. Между собой органы государственного аппарата связаны отношениями субординации и координации. В обязанности органов государственного аппарата входит также участие в решении наиболее общих задач и осуществление его функций[2].


Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, созданное государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией, и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов, показанных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Формы деятельности государственных органов[3]

Основные признаки, характеризующие понятие органов государства, следующие[4]:

- осуществляют от имени государства его функции и задачи, посредством определенного вида деятельности в доверенной области;

- обладают властными полномочиями, что и отличает их от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной структурой, то есть численному составу (штатам), строением по видам отдельных служб и имеют территориальный масштаб деятельности[5];

- образуются в порядке, установленном законом.

Наиболее существенным признаком государственного органа является наделение его полномочиями государственно-властного характера. Он, в совокупности с другими признаками, позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны[6].

Основными свойствами государственного органа является то, что он может издавать юридические акты, которые обязательны для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры убеждения, принуждения и поощрения для обеспечения требований данных актов; осуществлять надзор за их реализацией.

1.2 Принципы разделения властей в Российской Федерации

Для того чтобы исключить возможность противоправного захвата власти, принцип разделение властей в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного строя.


Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную[7].

При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов».

Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.

В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ[8]. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеет права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.

Конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким «противовесам» следует отнести следующие элементы, показанные на рисунке 2[9].

Рисунок 2 – Противовесы государственной власти

Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается в принципах, показанных на рисунке 3.

Рисунок 3 – Принципы аппарата государственной власти

Проанализировав нормативную базу и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами, можно сгруппировать по группам, показанным на рисунке 4.

Рисунок 4 – Группировка по отношениям между субъектами[10]

В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь власти и Президента РФ[11].


Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает практический опыт функционирования государственной вла­сти в России, обладая относитель­ной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности, государственные власти далеко не всегда уравновешива­ют друг друга.

К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства.

В отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвями власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.

Выводы по первой главе

Устройство аппарата государственной власти и его внутренних элементов характеризуется следующим образом: разделение властей между государственными органами происходит обусловлено разнообразие имеющихся у государства социально-политических, экономических и прочих функций, установленных соответствующими нормативно-правовыми документами, согласно имеющихся у них компетенций.

Таким образом, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению функций всего аппарата государственной власти.

Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется в плане общего принципа, который следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении их полномочий.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.

2.1. Место и роль органов государственной власти в общей системе

Органы государственной власти в структуре государственного аппарата занимают центральное место и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы, каждый в своей области и своими специфическими методами, выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков: