Файл: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯНТИЯ «АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯНТИЯ «АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ».
1.1. Понятие аппарата государственной власти, его сущность и структура
1.2 Принципы разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.
2.1. Место и роль органов государственной власти в общей системе
2.2. Положение Президента в системе органов государственной власти.
2.3. Органы законодательной власти.
2.4. Органы исполнительной власти
- Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным Конституцией, законами или другими правовыми актами, порядком.
- Орган государственной власти наделен властными полномочиями, то есть его решения носят обязательный для всех характер и, при необходимости, подкрепляются принудительной силой государства.
- Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Орган государственной власти, ни при каких условиях, не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.
Органы государственной власти состоят из назначенных государственных служащих или выборных депутатов, которые наделены определенными властными полномочиями. Но ест и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.
Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет непосредственное отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме закона, обязательного для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения. Более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что и является одной из характерных черт местного самоуправления.
Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:
• в соответствии с конституционной моделью разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви
власти;
• в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъекта федерации;
• по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.
2.2. Положение Президента в системе органов государственной власти.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - президент.
Президент является безусловным и верховенствующим главой исполнительной власти, поэтому, он имеет в своей компетенции довольно широкий круг административных полномочий, относящихся к деятельности аппарата Правительства. Кроме того, следует отметить, что его личной компетенцией и прерогативой является обязанность по установлению численно-количественного состава, а также комплектование кабинета, который представляет собой – совещательный орган. В состав данного совещательного органа может входить глава государства и иные руководители государственных органов - министерств и ведомств. Президент, далее, вправе назначать федеральных должностных лиц. 2
Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
При различных формах правления функции главы государства выглядят по-разному:
- в парламентских монархиях (например, Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они несущественны, глава государства "царствует, но не управляет";
- в республиках парламентского типа (Италия, ФРГ и др.) функции главы государства также выражены слабо;
- в полупрезидентских или президентских республиках (США, Франция) власть главы государства сильная. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять вне основных властей.
В президентских республиках власть главы государства всегда единолична. Президент избирается народом и не контролируется парламентом. Он вправе сам действовать независимо от законодательной и судебной власти и комплектовать состав правительства в силу принципа разделения властей. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется Конституцией и, принимаемыми на ее основе, законами.
Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом. Конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции[12]:
- является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В качестве примера можно сослаться на его указ “О гарантиях прав и свобод гражданина в Российской Федерации” от 22 июня 1994 г.2
- в установленном Конституцией РФ порядке, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной
целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
- в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президента РФ можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти, так как под его руководством находятся все органы исполнительной власти.
2.3. Органы законодательной власти.
В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выявилась идея парламентаризма - главенства представительного выборного органа (парламента), осуществляющего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает демократический характер всей системе правления.
Идеи народного представительства, которые выдвинули Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк и другие выдающиеся мыслители, в разных странах, в зависимости от конкретных условий, воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США почти сразу была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом.
Но независимо от формы правления, органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.
Как отмечает Д. Локк: "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".
Органы законодательной власти обладают верховенством, так как именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, и определяют, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. Придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.
При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Парламент Англии, Конгресс США, Национальное собрание и Сенат Франции, также как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
В России, в силу ее федеративного устройства, нужно различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), и органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.
Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Таким образом, положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.
2.4. Органы исполнительной власти
Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. В исполнении законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.
Исполнительная власть, на вершине которой находится правительство,
сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-технические, технико-технологические, организационные, людские и иные ресурсы.
Именно она обладает сегодня наиболее полной, если не сказать исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общественного организма и на международной арене.
Как не вспомнить здесь ставшее уже крылатым изречение: "Кто владеет информацией, владеет миром".
"Силовые" органы, которые являются частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а поэтому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но они не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства.
В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.
В пределах своей компетенции, органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления
в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".
Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, это зависит от формы правления государства.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство представляет собой группу ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно по общему правилу должно пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.