Файл: Введение 2 Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.

Участие граждан, как индивидуально, так и через общественные организации в обеспечении правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений имеет существенное значение, ведь государственные органы, призванные обеспечивать личное, имущественное и общественное спокойствие не могут выполнять поставленные задачи в полной мере без участие самих граждан. В этих целях и создаются общественные органы, органы общественной самодеятельности, привлекаются к защите прав и законных и интересов граждан лица в индивидуальном порядке (внештатные сотрудники милиции).

В этой работе принимают участие:

  • общественные пункты охраны порядка;

  • общественные ИДН;

  • ДНД;

  • советы профилактики учебных и трудовых коллективов;

  • товарищеские суды;

  • общественные воспитатели и шефы;

  • внештатные сотрудники милиции;

  • другие добровольные помощники.

Взаимодействие - это совместная, согласованная по месту, вре­мени и целям деятельность служб и подразделений органов власти и государственного управления, общественных объединений, населения по борьбе с преступлениями и правонарушениями, выявлению и устранению причин противоправного поведения и условий, способствующих совершению антиобществен­ных поступков.

Оно предполагает:

  • налаживание взаимного обмена информацией;

  • совместное планирование мероприятий;

  • совместное проведение предусмотренных планом и внеплановых мероприятий;

  • анализ положения дел;

  • подведение итогов проделанной работы;

  • обобщение и распространение передового опыта.

Формы и методы взаимодействия ОВД и общест­венности весьма многообразны. К ним относятся совместное патрулиро­вание, проведение рейдов ППНМ с дружинниками, внештатными сотрудниками; согласованная расстановка сил при выстав­лении постов, например, в случаях возникновения эпидемий, эпизоотии; помощь общественности со стороны ОВД в ее право­охранительной деятельности (например, обучение формам и методам борьбы с правонарушениями, планирования работы); различные организа­ционные мероприятия, направленные на обеспечение совместной и согла­сованной деятельности по охране общественного порядка (совместные семинары, совещания и. д.).


Взаимодействие милиции и общественности рассматривается как вид управления. Содержанием формы управления являются соответствую­щие задачи и функции субъектов. Под методом управления понимается способ воздействия на управляемые объекты. Метод управления отве­чает на вопросы: как реализуются задачи, с помощью каких конкретных приемов и средств.

Рассматривая взаимодействие как согласованную или совместную деятельность милиции и общественности, формы взаимодействия можно определить как внешнее выражение согласованной или совместной деятельности милиции и общественности по охране общественного по­рядка и борьбе с правонарушениями. Формами взаимодействия будут, например, совместная разработка и реализация комплексных планов профилактики, совместные совещания, семинары по вопросам право­охранительной деятельности.

Методами же организации взаимодействия, то есть приемами, спосо­бами воздействия на управляемые объекты, в данном случае приемами и способами, с помощью которых достигается, обеспечивается единство действий, объединение правоохранительной деятельности милиции и об­щественных организаций, следует признать, согласование, организацию, показ передового опыта, а также правовое обеспечение взаимодействия милиции и общественных организаций. Методами взаимодействия необхо­димо также признать такие мероприятия, как совместный анализ и оценка оперативной обстановки, планирование совместной работы, обмен инфор­мацией, совместное подведение итогов работы.

Разграничение форм и методов взаимодействия носит в определен­ной мере условный характер. Однако их можно подразделить на две группы, понимая формы и методы взаимодействия в узком и в широком смысле.

В узком смысле к таким формам можно отнести совместные патру­лирование милиции и дружинников, различные рейды, проверки торговых предприятий и т. д.

В широком смысле - обучение общественников формам и методам борьбы с правонарушениями, методическая помощь со стороны милиции в планировании работы, информирование об оперативной обстановке, проведение инструктажей и т. д.

Охрана общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране не может происходить в отсутствии участия граждан, которые содействуют государственным органам, в том числе и органам внутренних дел. Формы участия граждан в охране общественного порядка: как индивидуально – внештатные сотрудники милиции, так и путем участия в общественных объединениях, которые представлены в следующих формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.



Порядок приема, организации работы с внештатными сотрудниками милиции регламентирует «Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», утвержденная Приказом МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту работы и жительства, учебы, активно участвующие в общественной жизни и способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ним задачи. Внештатные сотрудники милиции оказывают милиции содействие в проведении мероприятий по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и решению иных задач на общественных началах в свободное от работы и учебы время. Порядок подбора и оформления внештатных сотрудников милиции: после изучения моральных и деловых качеств кандидата, проведения необходимых проверок по месту работы, учебы, месту жительства, спецучетам сотрудник милиции докладывает об этом письменно рапортом начальнику органа внутренних дел, зачисление кандидата внештатным сотрудником милиции, как и отчисление из их рядов проводится путем издания приказа начальника по органу внутренних дел. Руководство внештатными сотрудниками милиции осуществляется непосредственно закрепленными за ними инспектором, либо оперуполномоченным сотрудником органов внутренних дел, которое заключается в планировании их работы, даче конкретных поручений, обучении и проведении с ними воспитательной работы.


Заключение



Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

Литература






  • Уголовный кодекс Республики Беларусь

  • Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», Приказ МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

  • Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции." М., 1997. С. 94-118

  • Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102

  • Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

  • Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1999, стр.178.

  • Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.- М.: Издательство МГУ, 1994, стр.137.

  • Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972.

  • Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский, «Криминологоя», М., 1988 г.,

  • Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности Красноярск, 1999.

  • Долгова А.И. Криминология. М., 1997

  • Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений: (Правовые проблемы). Томск: 1985.

1 "Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции." М., 1997. С. 94-118

2 Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102

3 Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.


4 Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1999, стр.178.

5 - Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.- М.: Издательство МГУ, 1994, стр.137.

6 - Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1999, стр.184.

7 ст. 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь

1 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972.

8 Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский, «Криминологоя», М., 1988 г., С. 161