Файл: «Основные этапы развития проектного менеджмента. «Гуру» проектного менеджмента».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Представление о проектном менеджменте. Этапы развития проектного менеджмента
1.1. Понятие и задачи проектного менеджмента. Жизненный цикл проекта
1.2. Этапы развития проектного менеджмента
1.3. «Гуру» проектного менеджмента
2. Сущность управления проектами и разработка проекта
Развитие проектного менеджмента в России имеет определённый путь, достигнутый отечественными специалистами и реализованный поэтапно в нескольких отраслях. Начальная логическая схема проекта носит больше информативный характер и далее начинает внедряться в автоматизированное управление. Формирование и достижение системы проектов управления в России связано с достижениями профессионалов, которые владеют инструментами и реализации управленческих кадров.
Таким образом, этапы проектного менеджмента представляют собой огромную работу и продвижение дисциплины, укрепление и дополнение базы информации, внедрение новых методик развития систем управления, а также создание единых стандартов, помогающих при этапах проектов.
1.3. «Гуру» проектного менеджмента
Одним из первых исследователей управления проектами (исследователей труда) стал Фредерик Тейлор (1856–1915 гг.). В своих исследованиях он применял научно обоснованные доводы, что труд можно анализировать и улучшать, выделяя его элементарные составляющие. Свои идеи он воплощал в жизнь на сталелитейных заводах, управляя такими процессами, как засыпка песка, поднятие и перемещение деталей. До этого единственным способом повысить производительность былопринуждение рабочих работать больше и дольше. В разрез с этим представлением Тейлор ввел понятие эффективной работы. После смерти на надгробии Тейлора в Филадельфии сделали надпись, свидетельствующую о важности его вклада в историю управления: «Отец научного управления».
Ученик Тейлора, Генри Гант (1861–1919 гг.), подробно изучал последовательность операций при работе. Основные его исследования в управлении были сконцентрированы на кораблестроении во время Первой мировой войны. Диаграммы Ганта, включая отрезки задач и маркеры вех, отображают последовательность и продолжительность всех задач в процессе. Диаграммы Ганта оказались настолько полезным средством анализа для руководителей, что они практически не претерпели изменений за последние 100 лет[18].
В последствии диаграмма Ганта стала инструментом де-факто, а изобретателю присвоили звание «отца техники планирования». Диаграмма Ганта оказалась настолько серьезным аналитическим инструментом, что на протяжении почти ста лет не претерпевала изменений. И только в 1990-х годах для более подробного описания зависимостей между задачами были добавлены связи[19].
Для почтения памяти и взноса в науку Американское общество инженеров-механиков учредило медаль имени Генри Ганта.
Благодаря работам Тейлора, Ганта и других ученых управление проектами управление проектам стало отдельной дисциплиной или функцией бизнеса, которая на современном этапе развития бизнеса требует детального изучения. В промежутке между Первой и Второй Мировыми воинами маркетинговые подходы, основы индустриальной психологии и человеческие отношения стали неотъемлемыми частями управления проектами.
Во время Второй мировой войны сложность правительственных и военных проектов, сокращение работоспособного населения привели к необходимости создания новых организационных структур. Велись разработки сложных сетевых графиков, которые назвали диаграммами PERT, рассчитывались методы определения критического пути проектов, которые предоставили возможность руководителям лучше контролировать очень сложные проекты с большим количеством инженерных работ (такие как создание боевых систем, требующее выполнения огромного количества задач и многочисленных операций в различные моменты времени).
В дальнейшем эти методы получили признание и стали широко использоваться в различных отраслях производства, в связи с необходимостью руководителей создавать новые стратегии развития предприятий, которые позволили бы справиться с ростом жесткой конкуренции в условиях быстро меняющегося мира. В начале 1960-х гг. в для улучшения функционирования компаний стали применяться принципы общих теорий систем. Ричард Джонсон, Фремонт Каст и Джеймс Розенцвейг В книге «Теория систем и управление ими» Ричарда Джонсона, Фремонта Каста и Джеймса Розенцвейга современная компания была представлена в виде человеческого организма — со скелетом, мускулами, кровеносной и нервной системами[20].
Француз Анри Файоль (Henri Fayol, 1841–1925) – создатель классической теории управления. Известен тем, что определил пять основных функций менеджмента, ставших основой управления проектами.
Работы автора «научного менеджмента», Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederick Winslow Taylor, 1856–1915), стали прототипами многих современных инструментов, включая иерархическую структуру работ (WBS).
В 50-х годах прошлого столетия проектный менеджмент окончательно сформировался как отдельная область знаний. В эти годы появились две основных математических модели управления расписанием проектов – метод критического пути и метод анализа и оценки программ PERT. Метод критического пути появился благодаря трудам специалистов корпораций «Дюпон» и «Ремингтон Рэнд», работавших над проектами по ремонту оборудования заводов «Дюпон».
История появления методики PERT типична для многих изобретений периода холодной войны. В целях управления очередным проектом ВМФ США – разработкой баллистической ракеты «Поларис» компанией «Локхид» и консалтинговой фирмой «Буз, Аллен энд Гамильтон» был создан метод планирования работ на основании оптимальной логической схемы процесса, названный методом анализа и оценки программ.
2. Сущность управления проектами и разработка проекта
2.1. Сущность управления проектами
Управление проектами – синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические, исследовательские, реорганизационные и др.). Однако подлинно самостоятельной дисциплиной проектный менеджмент стал благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, а также благодаря методам и средствам, успешно используемым для самых различных проектов[21].
Управление проектом достигается путем итеративного применения процессов управления. Наибольшее внимание обычно уделяется процессам управления проектами в следующих функциональных областях:
1. Управление предметной областью проекта (содержанием и границами) – определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта (в сфере информационных и коммуникационных технологий, особенно в области разработки программных продуктов, эту деятельность называют управлением конфигурацией).
2. Управление проектом по временным параметрам – разбиение проекта на группы работ и отдельные работы; определение последовательности выполнения работ, продолжительности и расписания работ – календарного плана проекта; контроль изменений календарного плана проекта.
3. Управление стоимостью проекта – определение видов и количества ресурсов, необходимых для осуществления проекта; определение стоимости ресурсов и работ; учет и контроль расходов и доходов, а также изменений бюджета.
4. Управление качеством – определение стандартов качества, относящихся к проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятий по обеспечению качества; контроль качества.
5. Управление персоналом – распределение полномочий, ответственности и отношений координации и субординации персонала проекта построение организационных и ресурсных диаграмм; подбор проектной команды и персонала, задействованного в реализации проекта; совершенствование проектной команды.
6. Управление коммуникациями – определение источников и потребителей информации внутри и вне проекта, сроков и периодичности предоставления информации, способов доставки информации; описание видов распространяемой информации; управление процедурами распространения информации в ходе реализации проекта.
7. Управление проектными отклонениями:
– управление рисками;
– выявление факторов, которые могут повлиять на проект определение зависимостей возможных результатов проекта от наступления ситуаций риска; разработка методов и стратегий управления рисками; планирование, реализация и контроль противорисковых мероприятий;
– управление проблемами – выявление возникающих вопросов (технических, функциональных, влияющих на основной бизнес и др.), их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг проблем проекта;
– управление изменениями – выявление изменений ранее согласованных параметров, их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг изменений проекта.
8. Управление контрактами – определение требуемых товаров и услуг, потенциальных поставщиков; поддержание формализованных отношений с поставщиками. Проект не существует сам по себе, а находится в динамичной
внешней среде и подвержен влиянию различных факторов, таких как: особенности, объем, степень сложности, риск, комплектность, значение, уникальность.
Отличаясь от традиционного менеджмента по своей структуре, содержанию и принципам, проектный менеджмент, тем не менее, тесно связан с ним. Функции управления проектами охватывают такие элементы традиционного функционального менеджмента, как финансовый менеджмент, управление персоналом, операционный менеджмент, логистика, инновационный менеджмент, управление качеством, маркетинг и др.
По мнению специалистов Microsoft, применение методов управления проектами будет иметь успех при наличии следующих основных элементов:
1) ограничение масштаба проекта – четкое определение продукта, ограничения по времени и персоналу;
2) возможность разделения продукта на части – модуляризация по техническим характеристикам, функциям, подсистемам и объектам;
3) возможность разбиения проекта – выделение команд и групп, разрабатывающих отдельные технические характеристики, поэтапных подпроектов;
4) создание малых групп и управление ими – большое количество малых производственных групп, обладающих независимостью и ответственностью;
5) небольшое количество жестких правил, применяемых для усиления координации и синхронизации – ежедневное формирование продукта, немедленный поиск и исправление ошибок, поэтапная стабилизация;
6) хорошие коммуникации, как внутри команд и функциональных групп, так и между ними – разделение ответственности, открытая культура;
7) гибкость производственного процесса, необходимая для приспособления к меняющимся условиям – развитие специфических свойств продукта
Функции проектного менеджмента – это планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организация его осуществления, мониторинг, оценка, отчетность, экспертиза, проверка и приемка, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектом включают управление содержанием и объемами работ, временем, продолжительностью, стоимостью, качеством, закупками и поставками, распределением ресурсов, человеческими ресурсами, рисками, запасами ресурсов, информацией и коммуникациями, а также интеграционное управление.
Проектный менеджмент - одна из самых актуальных и прогрессивных управленческих технологий, продолжает быстро развиваться. И если сначала проекты представляли собой грандиозные программы по масштабам работ, количеству исполнителей и объему капиталовложений на государственном уровне или уровне мощных промышленных корпораций, то теперь в США и других странах уже накоплен большой опыт использования систем управления проектами во многих сферах жизнедеятельности, требующих меньших затрат. Предпосылками распространения этого инструмента в региональном (территориальном) управлении в РФ есть факторы, которые условно можно поделить на две группы:
1) мировые тенденции общественного и экономического развития, а также изменение парадигмы управления территориями;
2) новые подходы в отечественной практике разработки региональных и местных стратегий, инвестиционных проектов и опыт реализации донорских проектов.
Управление проектами - это применение методов, инструментов, техник и компетенцией к проекту (ISO 21500:2012). В целях управления «можно выделить четыре базовых элемента любого проекта: