Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты роль НДФЛ)).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
Основные различия при исчислении подоходного налога с населения в развитых странах заключается в определении:
- объема и состава дохода, подлежащего налогообложению;
- понятие «единицы налогообложения»;
- состава и характера налоговых льгот, при подсчете окончательных налоговых обязательств;
- шкалы налогообложения.
Во многих зарубежных странах поступления от подоходного налога являются самой крупной доходной статьей. Доля подоходного налога в ВВП в Дании составляет от 26% до 21%, в Швеции на его долю приходится 18 процентов. В Германии на долю подоходного налога в ВВП приходится 9 процентов. В остальных странах доля подоходного налога в ВВП колеблется от 10% до 14 процентов. Поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты составляют 4,1 % ВВП России.
Поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.
Налог на доходы физических лиц занимает важное место в бюджетноналоговой системе Российской Федерации. Значимость налога на доходы физических лиц определяется следующими факторами: его ролью в процессе формирования доходов бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов (налог перераспределяется между ними), связью налога с доходами каждого гражданина Российской Федерации[4].
Наметившаяся в последние годы тенденция к стабилизации экономики, рост оплаты труда способствуют увеличению поступлений налога на доходы физических лиц как в целом по России, так и в разрезе субъектов Федерации. Роль данного налога состоит в том, чтобы стимулировать оплату труда и перераспределять доходы физических лиц.
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 годы отражены в таблице 2.1.
Из данных, приведенных в таблице 2.1 видно, что темп роста налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет страны возрастает: в 2015 году по сравнению с 2013 годом поступления увеличились на 12,4%.
Таблица 2.1 - Поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему РФ
Наименование налогов |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2015/ 2013,% |
|||
Сумма млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма млн.руб. |
Уд. вес, % |
||
Поступило - всего |
11321616,52 |
100 |
12606342 |
100 |
13720353,3 |
100 |
121,2 |
Налог на прибыль организаций |
2071665,8 |
18,3 |
2372842,8 |
18,8 |
2598848,2 |
19 |
125,4 |
НДС |
1977094,1 |
17,5 |
2300680,5 |
18,3 |
2590082,8 |
18,9 |
131,0 |
НДФЛ |
2497785,03 |
22,1 |
2679498,9 |
21,4 |
2806507,6 |
20,5 |
112,4 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2598036,8 |
22,9 |
2933893,1 |
23,3 |
3250749,2 |
23,7 |
125,1 |
Удельный вес в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 году налог на доходы физических лиц занимает 22,1%, в 2014 году - 21,4%, а в 2015 году - 20,5 процентов.
То есть мы видим, что налог на доходы физических лиц имеет тенденцию устойчивого роста, без сильных колебаний и скачков.
Реформа налогообложения, проводимая в России в течение нескольких лет, дает положительные результаты. Она в значительной степени расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет части доходов физических лиц. Вместе с тем сложившаяся к настоящему времени система налогообложения доходов физических лиц не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.
Ставки налога на доходы физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков в России выше чем в зарубежных странах. Более того, регулирование нагрузки на заработную плату крайне нестабильно, в результате чего работодатели склоняются к выдаче вознаграждений «в конверте», что порождает рост теневой экономики и коррупции.
В практике мирового налогообложения преобладает прогрессивная шкала подоходного налога. Опыт большинства стран свидетельствует, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот путем создания новых рабочих мест и социальных выплат.
В России ставка налога на доходы физических лиц имеет плоскую шкалу, то есть все физические лица платят один и тот же процент с дохода независимо от величины дохода. Плоская 13%-ная шкала налога несправедлива по отношению к работникам с низкой заработной платой. Для реализации принципа справедливости налогообложения доходов физических лиц, способствовало бы введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.
К сожалению, налоговая система России пока уступает зарубежным странам. Поэтому дальнейшее продолжение реформирования налога на доходы физических лиц необходимо. В случае реформирования налога на доходы физических лиц, можно добиться таких положительных эффектов, как снижение уровня социального неравенства, поддержка незащищённых слоёв населения, снижение количества разводов и улучшение демографической ситуации в целом.
2.2 Пути повышения эффективности использования НДФЛ
Увеличение поступлений НДФЛ в бюджеты городских округов возможно либо за счет расширения налогового потенциала, либо за счет повышения эффективности его администрирования (рис.). Так как городской округ относится к муниципальным образованиям, то выделенные на рисунке возможности роста поступлений НДФЛ применимы для повышения роли НДФЛ не только в городских, но и в иных местных бюджетах. Фактически на рисунке систематизированы основные предложения, активно обсуждаемые в научной литературе по налогообложению.
Для повышения эффективности использования НДФЛ в качестве инструмента межбюджетного регулирования и усиления его роли в формировании как консолидированного бюджета субъекта РФ, так и местных бюджетов необходимы решительные и скоординированные действия региональной и муниципальной власти во взаимодействии с функционирующими на их территории налоговыми администрациями в условиях децентрализации налоговой системы и гармонизации налоговых отношений как по вертикали (между федеральными, региональными и местными уровнями) так и по горизонтали (между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в рамках одного субъекта)[5].
Рис. 2.1 - Возможности увеличения поступлений НДФЛ в местные бюджеты
Едиными принципами системы подоходного налогообложения физических лиц для большинства стран являются следующие:
- налоговое резидентство;
- налогооблагаемая база как совокупный доход налогоплательщика;
- наличие необлагаемого минимума, различные семейные, профессиональные и социальные скидки. Следовательно, налогооблагаемый доход существенно ниже полученного совокупного дохода;
- ставки налогообложения носят прогрессивный характер и, как правило, находятся в диапазоне от 10 до 50 %;
- во многих странах ставка налога определяется в зависимости от вида получаемого дохода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно размер налога НДФЛ может составлять от 9 до 35 % от зарплаты. В нашей статье мы подробно расскажем про изменение подоходного налога в 2017 году и как считать налоги НДФЛ, а также про категории налогоплательщиков, иностранных граждан и граждан РФ, и их ставки НДФЛ на 2017 год.
Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:
Заработная плата граждан вкупе со значительной частью иных доходов облагается НДФЛ. При этом ставка НДФЛ 2017 напрямую зависит от статуса налогоплательщика, резидент он или нерезидент РФ.
Резиденты/нерезиденты. В случае пребывания налогоплательщика более 183-х календарных дней в течение последнего года в РФ его официально считают резидентом РФ. Время нахождения в стране не прерывается, человек не выезжает за пределы государства для кратковременного (меньше полугода) обучения либо лечения.
В противном случае, при нахождении менее 183 календарных дней на территории РФ, налогоплательщик получает статус нерезидента.
Ставка НДФЛ в 2017 году у нерезидента/резидента. Зачастую доходы резидентов облагают по ставке 13%, а нерезидентов – 30%.
Однако на протяжении года налоговый статус сотрудника может поменяться. Когда нерезидент станет резидентом, налог требуется взимать в соответствии со ставкой 13 процентов. Важно учесть, что налоговый статус необходимо уточнять в обязательном порядке на конец года и, если понадобится, произвести пересчет НДФЛ по соответствующей ставке.
Описанный статус применяется как к иностранным гражданам, получающим доход на территории РФ, так и к гражданам РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - №9. - URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2015/09/9736
- Беспалов М.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Позднякова С.В. Концептуальные основы, приоритеты современной российской налоговой политики //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 5. С. 77-80.
- Зеничева Т.В., Меркулова Е.Ю. Налоговые риски в современных налоговых системах //Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики - материалы Международной научной конференции. Редакционная коллегия: Е.Ю. Меркулова, Ю.Ю. Косенкова (ответственный редактор); Министерство образования и науки РФ, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2014. С. 213-219.
- Логвин Д.Д., Борисова А.А. Сущность и принципы налоговой политики государства // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 7-8 ноября 2016 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал); [отв. Ред. Е.Ю. Меркулова]. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. С. 184-190.
- Логвин Д.Д., Тарасенко К.С. Налоговые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности и снижения уровня теневой экономики // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 7-8 ноября 2016 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал); [отв. Ред. Е.Ю. Меркулова]. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. С. 201-211.
- Логвин Н.В., Авдеева М.В. Принципы формирования налоговой политики // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 7-8 ноября 2016 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал); [отв. Ред. Е.Ю. Меркулова]. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. С. 212219.
- Налоги и налогооблажение: учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический институт. — Курск, 2010. — 356 с.
- Позднякова С.В. Количественный и качественный аспект налогового контроля в масштабах российской федерации и на примере ИФНС по городу Тамбову //Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. С. 135-143.
- Позднякова С.В. Количественный и качественный аспект налогового контроля в масштабах российской федерации и на примере ИФНС по городу Тамбову //Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. С. 135-143.