Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты роль НДФЛ)).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Налог на доходы физических лиц в полном объеме поступает в местный бюджет, бюджеты городов. Чем крупнее город, тем больший вклад он вносит в развитие своего региона. Именно потому каждый субъект РФ заинтересован в развитии городских округов на своей территории, в повышении их конкурентоспособности и привлекательности, что возможно только при достаточной финансовой базе и самостоятельности городских бюджетов. Степень финансовой самостоятельности городских округов зависит в первую очередь от их способности аккумулировать налоговые и неналоговые доходы. Безвозмездные поступления играют роль инструментов межбюджетного регулирования, а также источников целевого финансирования мероприятий национального или регионального масштаба. Поэтому в целях обеспечения объективности оценок при рассмотрении роли НДФЛ в бюджетах городских округов безвозмездные поступления не будут учитываться.
Целью данной работы является исследования налога с физических лиц и их экономическое значение, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты НДФЛ;
- провести оценку зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц и перспективы реформирования налога на доходы физических лиц.
Объект исследования - НДФЛ.
Предмет исследования - налог с физических лиц и их экономическое значение.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области финансов, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛЬ НДФЛ
1.1 Поступления НДФЛ в бюджет
Показатели доли и структуры налоговых доходов по городам - столицам субъектов ПФО по плану на 2016 г. представлены в табл. 1.1 (городские округа расположены по мере снижения численности населения).
Таблица 1.1 - Структура налоговых доходов городов столиц субъектов ПФО РФ
Городской округ |
Доля налоговых доходов в общем объеме доходов |
Удельный вес в налоговых доходах бюджета городских округов |
||||
НД ФЛ |
Налогов на совокупный бюджет |
Ме стных нало гов |
Государ ственной пошлины |
Про чих нало гов |
||
Нижний Новгород |
73,3 |
70,5 |
10,5 |
17,1 |
1,9 |
0,0 |
Казань |
79,4 |
52,0 |
17,5 |
28,7 |
1,8 |
0,0 |
Самара |
91,0 |
72,1 |
6,7 |
20,4 |
0,8 |
0,0 |
Уфа |
64,7 |
72,4 |
13,7 |
8,3 |
2,6 |
3,0 |
Пермь |
86,9 |
65,3 |
4,2 |
23,1 |
0,8 |
6,6 |
Саратов |
88,0 |
68,4 |
9,6 |
20,7 |
1,3 |
0,0 |
Ульяновск |
83,7 |
76,7 |
6,8 |
14,0 |
1,7 |
0,8 |
Ижевск |
82,8 |
79,7 |
8,2 |
10,9 |
1,2 |
0,0 |
Оренбург |
87,5 |
54,9 |
26,1 |
17,0 |
2,0 |
0,0 |
Пенза |
82,3 |
66,6 |
15,9 |
13,1 |
1,5 |
2,9 |
Киров |
70,1 |
68,5 |
10,3 |
13,7 |
1,2 |
6,3 |
Чебоксары |
75,8 |
64,5 |
14,7 |
19,2 |
1,4 |
0,2 |
Саранск |
80,1 |
70,8 |
14,2 |
13,2 |
1,8 |
0,0 |
Йошкар- Ола |
86,1 |
70,3 |
19,9 |
6,6 |
2,7 |
0,5 |
Из представленных данных можно наблюдать, что наименьшую долю налоговые доходы занимают в бюджете городского округа Уфа (64,7 %), что объясняется сравнительно низкой величиной местных налогов при поступлениях по НДФЛ в объеме выше среднего значения по всем городам (72,4%), а также самой высокой суммой и долей неналоговых доходов по данному городскому образованию из числа анализируемых.
С показателями неналоговых доходов городского округа Уфа сопоставимы величины аналогичных показателей только по городскому округу Нижний Новгород, а также, с некоторым отставанием, по городскому округу, Казань. Именно у этих городов самые высокие показатели доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Бюджеты остальных городских округов в большей степени формируются за счет налоговых доходов. Самая высокая доля налоговых доходов - в Самаре (91,0%), при том, что и сумма неналоговых доходов бюджета города в абсолютном выражении сравнительно высока и уступает только 5 городам. В среднем бюджеты городских округов - столиц регионов ПФО на 80,8% формируются из налоговых доходов (без учета безвозмездных поступлений).
Данные, представленные в таблице 1.1 показывают, что во всех анализируемых городах налог на доходы физических лиц является основным источником налоговых доходов. Этим и подчеркивается его высокая роль. Доля НДФЛ в общем объеме налоговых доходов города варьирует от 52% в городском округе Казань до 79,7% в городском округе Ижевск, а в среднем его доля составляет 68%. Доли местных налогов и налогов на совокупный доход разделяют второе или третье места и даже в сумме не сравнимы с величиной поступлений по НДФЛ.
Хотя зависимость между величинами долей по НДФЛ и по иным налогам (местный и на совокупный доход) обратно пропорциональна и довольно ярко выражена. Как по сумме поступлений, таки по доле местных налогов лидируют бюджеты городского округа Казань (28,7%) и городского округа Пермь (23,1%), при том, что величина доли НДФЛ в них составляет 52,0 и 65,3% соответственно. Низкая доля НДФЛ в налоговых доходах бюджета Оренбурга (54,9%) наблюдается на фоне высокой суммы поступлений налогов на совокупный доход, которая уступает только аналогичному показателю по городскому округу Казань, при том, что численность населения в этих городах различается более чем в 2 раза. Таким образом, чем более высокий уровень доходов получает бюджет городского округа по неналоговым поступлениям, а также по местным налогам, отчислениям от налогов на совокупный доход и региональных налогов, тем меньше доля НДФЛ в его бюджете.
Ключевыми факторами, оказывающими прямое влияние на объем налога на доходы физических лиц, являются численность населения территории и уровень средней оплаты труда. Сумма же поступлений НДФЛ в бюджет городского округа зависит прежде всего от величины установленного норматива отчисления НДФЛ из консолидированного бюджета региона. Увеличение норматива отчислений приводит к существенному росту поступлений НДФЛ в бюджет городского округа.
Абсолютная же сумма поступлений НДФЛ как в консолидированный бюджет региона, так и в местные бюджеты зависит прежде всего от численности населения, которая является доминирующим фактором, влияющим на поступления этого налога.
Перед администрациями городских округов, отстающих по уровню своего экономического развития от городов- столиц соседних регионов, в силу ряда причин, в большинстве своем от них независящих, стоит сложная задача по расширению объема налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты в целом, а также и по налогу на доходы физических лиц в частности. Укрепление бюджетов городских округов за счет повышения роли НДФЛ вполне оправданно, так как основные расходы местные бюджеты несут в связи с оказанием государственных услуг своим гражданам. Муниципалитеты, в том числе и городские округа, имеют некоторые рычаги влияния на работодателей - налоговых агентов, а также на самозанятых граждан, работающих ни их территориях. Муниципалитеты наделены полномочиями по организации взаимодействия с другими государственными, в том числе налоговыми, органами на предмет администрирования НДФЛ. В связи с проблемой низкой собственной финансовой базы бюджетов городских округов поиск возможностей укрепления финансовой самостоятельности за счет повышения поступлений НДФЛ является рациональным и вполне реальным решением.
1.2 Взимание налога
Налог на доходы физических лиц взимается ежемесячно в размере, установленном НК РФ, подлежит перечислению в бюджет и учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 68.1 «Налог на доходы физических лиц».
В Российской Федерации, как и в различных других странах, все налогоплательщики делятся в соответствии ст.207 Налогового кодекса РФ на резидентов и нерезидентов. Это связано с тем, что в международной практике резиденты несут полную налоговую ответственность, это означает, что уплачивают налог со всех доходов, полученных от источников внутри страны и за ее пределами, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность - уплачивают налог только с доходов, полученных внутри страны[1].
Деление налогоплательщиков на налоговых резидентов РФ и лиц, не являющимися резидентами нашей страны, представляет немаловажную значимость в режиме обложения их доходов налогом, так же как и в основной массе развитых стран.
Чтобы определить статус налогового резидента Российской Федерации, надо обратиться к ст.11 Налогового кодекса РФ. В ней указано: если налогоплательщик пребывал и проживал в стране не менее 183 дней в году, то он будет являться резидентом. Помимо данного аспекта определения резиденства, в некоторых странах установлены и иные: основное жилище, центр жизненных или экономических интересов и т.д. При определении резидентства не имеет значения, национальность, возраст физического лица и гражданство.
В России сохраняется пропорциональная (прямая) шкала налогообложения. Использование прямой шкалы считается нарушением важного принципа налогообложения, сформулированного еще А. Смитом - принцип равенства и справедливости, в соответствии с которым распределение налогового бремени должно быть равным и любой налогоплательщик должен вносить справедливую часть в государственный бюджет. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в оплате нужд страны прямо пропорционально доходам, получаемым ими под покровительством и при помощи государства.
Судя по вышеизложенному можно сделать заключение, что принципы подоходного налогообложения, указанные в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ в основном сопоставляются с принципами научной теории и мировой практики построения системы подоходного налогообложения, при этом правила их применения сближаются. Но нужно последующее усовершенствование законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики, существующих в развитых странах.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда установлены налогоплательщики и такие элементы, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Основные элементы налогообложения установлены в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.
1.3 Налогоплательщики НДФЛ
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ[2]. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. А налоговой базой согласно положениям статьи 210 НК РФ является денежное выражение полученных доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сум- му налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ (рис. 1.2).
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В соответствии со статьей 224 НК РФ по НДФЛ установлены следующие налоговые ставки: 35, 30, 15, 13, 9%. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц схематически приведен на рис. 1.2.
Рис. 1.2 - Порядок определения налоговой базы, облагаемой по ставке 13 %
Большая часть доходов, выплачиваемых организацией сотрудникам на протяжении календарного года, облагают налогом на доходы физических лиц. Также налогом облагаются заработная плата, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты (к примеру, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время) и т.п. Кроме того, налог на доходы физических лиц платят с материальной выгоды. Она появляется:
- если работник приобретает бесплатно либо по сниженным ценам товары (ценные бумаги, работы, услуги) от организации;
- если работник приобретает от организации заем (ссуду) и уплачивает проценты за пользование им согласно ставке, что ниже, чем 3/4 ставка рефинансирования Банка России (по займам, выданным в рублях) или 9 % годовых (по займам, выданным в валюте).
Порядок исчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ. Сумма налога к уплате исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается налогоплательщиком по месту своего жительства не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ИП и другие лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют суммы налога самостоятельно. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей, уплаченных в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.