Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты роль НДФЛ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Налог на доходы физических лиц в полном объеме поступает в местный бюджет, бюджеты городов. Чем крупнее город, тем больший вклад он вносит в развитие своего региона. Именно потому каждый субъект РФ заинтересован в развитии городских округов на своей территории, в повышении их конкурентоспособности и привлекательности, что возможно только при достаточной финансовой базе и самостоятельности городских бюджетов. Степень финансовой самостоятельности городских округов зависит в первую очередь от их способности аккумулировать налоговые и неналоговые доходы. Безвозмездные поступления играют роль инструментов межбюджетного регулирования, а также источников целевого финансирования мероприятий национального или регионального масштаба. Поэтому в целях обеспечения объективности оценок при рассмотрении роли НДФЛ в бюджетах городских округов безвозмездные поступления не будут учитываться.

Целью данной работы является исследования налога с физических лиц и их экономическое значение, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты НДФЛ;

- провести оценку зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц и перспективы реформирования налога на доходы физических лиц.

Объект исследования - НДФЛ.

Предмет исследования - налог с физических лиц и их экономическое значение.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области финансов, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛЬ НДФЛ

1.1 Поступления НДФЛ в бюджет

Показатели доли и структуры налоговых доходов по городам - столицам субъектов ПФО по плану на 2016 г. представлены в табл. 1.1 (городские округа расположены по мере снижения численности населения).

Таблица 1.1 - Структура налоговых доходов городов столиц субъектов ПФО РФ

Городской

округ

Доля налоговых доходов в общем объеме доходов

Удельный вес в налоговых доходах бюджета городских округов

НД

ФЛ

Налогов на совокупный бюджет

Ме

стных

нало

гов

Государ

ственной

пошлины

Про

чих

нало

гов

Нижний

Новгород

73,3

70,5

10,5

17,1

1,9

0,0

Казань

79,4

52,0

17,5

28,7

1,8

0,0

Самара

91,0

72,1

6,7

20,4

0,8

0,0

Уфа

64,7

72,4

13,7

8,3

2,6

3,0

Пермь

86,9

65,3

4,2

23,1

0,8

6,6

Саратов

88,0

68,4

9,6

20,7

1,3

0,0

Ульяновск

83,7

76,7

6,8

14,0

1,7

0,8

Ижевск

82,8

79,7

8,2

10,9

1,2

0,0

Оренбург

87,5

54,9

26,1

17,0

2,0

0,0

Пенза

82,3

66,6

15,9

13,1

1,5

2,9

Киров

70,1

68,5

10,3

13,7

1,2

6,3

Чебоксары

75,8

64,5

14,7

19,2

1,4

0,2

Саранск

80,1

70,8

14,2

13,2

1,8

0,0

Йошкар- Ола

86,1

70,3

19,9

6,6

2,7

0,5


Из представленных данных можно наблюдать, что наименьшую долю налоговые доходы занимают в бюджете городского округа Уфа (64,7 %), что объясняется сравнительно низкой величиной местных налогов при поступлениях по НДФЛ в объеме выше среднего значения по всем городам (72,4%), а также самой высокой суммой и долей неналоговых доходов по данному городскому образованию из числа анализируемых.

С показателями неналоговых доходов городского округа Уфа сопоставимы величины аналогичных показателей только по городскому округу Нижний Новгород, а также, с некоторым отставанием, по городскому округу, Казань. Именно у этих городов самые высокие показатели доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Бюджеты остальных городских округов в большей степени формируются за счет налоговых доходов. Самая высокая доля налоговых доходов - в Самаре (91,0%), при том, что и сумма неналоговых доходов бюджета города в абсолютном выражении сравнительно высока и уступает только 5 городам. В среднем бюджеты городских округов - столиц регионов ПФО на 80,8% формируются из налоговых доходов (без учета безвозмездных поступлений).

Данные, представленные в таблице 1.1 показывают, что во всех анализируемых городах налог на доходы физических лиц является основным источником налоговых доходов. Этим и подчеркивается его высокая роль. Доля НДФЛ в общем объеме налоговых доходов города варьирует от 52% в городском округе Казань до 79,7% в городском округе Ижевск, а в среднем его доля составляет 68%. Доли местных налогов и налогов на совокупный доход разделяют второе или третье места и даже в сумме не сравнимы с величиной поступлений по НДФЛ.

Хотя зависимость между величинами долей по НДФЛ и по иным налогам (местный и на совокупный доход) обратно пропорциональна и довольно ярко выражена. Как по сумме поступлений, таки по доле местных налогов лидируют бюджеты городского округа Казань (28,7%) и городского округа Пермь (23,1%), при том, что величина доли НДФЛ в них составляет 52,0 и 65,3% соответственно. Низкая доля НДФЛ в налоговых доходах бюджета Оренбурга (54,9%) наблюдается на фоне высокой суммы поступлений налогов на совокупный доход, которая уступает только аналогичному показателю по городскому округу Казань, при том, что численность населения в этих городах различается более чем в 2 раза. Таким образом, чем более высокий уровень доходов получает бюджет городского округа по неналоговым поступлениям, а также по местным налогам, отчислениям от налогов на совокупный доход и региональных налогов, тем меньше доля НДФЛ в его бюджете.


Ключевыми факторами, оказывающими прямое влияние на объем налога на доходы физических лиц, являются численность населения территории и уровень средней оплаты труда. Сумма же поступлений НДФЛ в бюджет городского округа зависит прежде всего от величины установленного норматива отчисления НДФЛ из консолидированного бюджета региона. Увеличение норматива отчислений приводит к существенному росту поступлений НДФЛ в бюджет городского округа.

Абсолютная же сумма поступлений НДФЛ как в консолидированный бюджет региона, так и в местные бюджеты зависит прежде всего от численности населения, которая является доминирующим фактором, влияющим на поступления этого налога.

Перед администрациями городских округов, отстающих по уровню своего экономического развития от городов- столиц соседних регионов, в силу ряда причин, в большинстве своем от них независящих, стоит сложная задача по расширению объема налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты в целом, а также и по налогу на доходы физических лиц в частности. Укрепление бюджетов городских округов за счет повышения роли НДФЛ вполне оправданно, так как основные расходы местные бюджеты несут в связи с оказанием государственных услуг своим гражданам. Муниципалитеты, в том числе и городские округа, имеют некоторые рычаги влияния на работодателей - налоговых агентов, а также на самозанятых граждан, работающих ни их территориях. Муниципалитеты наделены полномочиями по организации взаимодействия с другими государственными, в том числе налоговыми, органами на предмет администрирования НДФЛ. В связи с проблемой низкой собственной финансовой базы бюджетов городских округов поиск возможностей укрепления финансовой самостоятельности за счет повышения поступлений НДФЛ является рациональным и вполне реальным решением.

1.2 Взимание налога

Налог на доходы физических лиц взимается ежемесячно в размере, установленном НК РФ, подлежит перечислению в бюджет и учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 68.1 «Налог на доходы физических лиц».

В Российской Федерации, как и в различных других странах, все налогоплательщики делятся в соответствии ст.207 Налогового кодекса РФ на резидентов и нерезидентов. Это связано с тем, что в международной практике резиденты несут полную налоговую ответственность, это означает, что уплачивают налог со всех доходов, полученных от источников внутри страны и за ее пределами, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность - уплачивают налог только с доходов, полученных внутри страны[1].


Деление налогоплательщиков на налоговых резидентов РФ и лиц, не являющимися резидентами нашей страны, представляет немаловажную значимость в режиме обложения их доходов налогом, так же как и в основной массе развитых стран.

Чтобы определить статус налогового резидента Российской Федерации, надо обратиться к ст.11 Налогового кодекса РФ. В ней указано: если налогоплательщик пребывал и проживал в стране не менее 183 дней в году, то он будет являться резидентом. Помимо данного аспекта определения резиденства, в некоторых странах установлены и иные: основное жилище, центр жизненных или экономических интересов и т.д. При определении резидентства не имеет значения, национальность, возраст физического лица и гражданство.

В России сохраняется пропорциональная (прямая) шкала налогообложения. Использование прямой шкалы считается нарушением важного принципа налогообложения, сформулированного еще А. Смитом - принцип равенства и справедливости, в соответствии с которым распределение налогового бремени должно быть равным и любой налогоплательщик должен вносить справедливую часть в государственный бюджет. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в оплате нужд страны прямо пропорционально доходам, получаемым ими под покровительством и при помощи государства.

Судя по вышеизложенному можно сделать заключение, что принципы подоходного налогообложения, указанные в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ в основном сопоставляются с принципами научной теории и мировой практики построения системы подоходного налогообложения, при этом правила их применения сближаются. Но нужно последующее усовершенствование законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики, существующих в развитых странах.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда установлены налогоплательщики и такие элементы, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Основные элементы налогообложения установлены в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

1.3 Налогоплательщики НДФЛ

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ[2]. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.


Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. А налоговой базой согласно положениям статьи 210 НК РФ является денежное выражение полученных доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сум- му налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ (рис. 1.2).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В соответствии со статьей 224 НК РФ по НДФЛ установлены следующие налоговые ставки: 35, 30, 15, 13, 9%. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц схематически приведен на рис. 1.2.

Рис. 1.2 - Порядок определения налоговой базы, облагаемой по ставке 13 %

Большая часть доходов, выплачиваемых организацией сотрудникам на протяжении календарного года, облагают налогом на доходы физических лиц. Также налогом облагаются заработная плата, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты (к примеру, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время) и т.п. Кроме того, налог на доходы физических лиц платят с материальной выгоды. Она появляется:

  • если работник приобретает бесплатно либо по сниженным ценам товары (ценные бумаги, работы, услуги) от организации;
  • если работник приобретает от организации заем (ссуду) и уплачивает проценты за пользование им согласно ставке, что ниже, чем 3/4 ставка рефинансирования Банка России (по займам, выданным в рублях) или 9 % годовых (по займам, выданным в валюте).

Порядок исчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ. Сумма налога к уплате исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается налогоплательщиком по месту своего жительства не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ИП и другие лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют суммы налога самостоятельно. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей, уплаченных в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.