Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Общая характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формы государственного устройства, а так же из развитие и модернизация абсолютно всегда идут вместе с изменением налоговой системы любой страны, именно поэтому налоги являются очень важным и необходимым звеном экономических отношений в обществе. В наше время и в нашем развитом обществе налоги являются значимой формой доходов государства. Так же, налоги применяются для экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику, на состояние НТП (научно-технического прогресса). Мировой опыт показывает, что  налоговый  механизм  заключает  в себе  абсолютные  возможности  воздействия  на  развитие   предпринимательской деятельности. Основным источником образования бюджета государства являются именно налоговые  сборы.  Ведь, как мы знаем, любому  государству необходимы резервы денежных средств  для  выполнения своих  функций . Источником этих финансовых ресурсов  могут  быть  только  средства,  которые государство собирает со своих "слуг" в виде физ. и  юр. лиц. Из этих средств финансируются деятельность всего государства, а именно: государственные и  социальные  программы. Так же содержаться  структуры , обеспечивающие  существование   и   функционирование самого государства.

Помимо описанного выше,  с  помощью  налогообложения  государство  может  вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую.  Еще налогообложение выполняет функцию   перераспределения   доходов   жителей страны, социальной  защиты  низших  слоёв  общества,  а так же  регулирует  личные доходы населения страны.[3]

Данную тему я выбрала, так как проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ.

Тема налогообложения будет актуальна всегда, потому что налоги - это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения вышепоставленной цели таковы: необходимо дать понятие налогам, раскрыть смысл и значимость прямых налогов, сравнить их с косвенными налогами, так же поставленной задачей является изучение основных видов налогов, их классификаций и происхождения, то есть история. Далее необходимо сделать анализ всей истории прямого налогообложения в России в течение всего времени существования государства, изучить важные элементы основных прямых налогов и их долю в налоговых поступлениях страны, выявить пути улучшения прямого налогообложения. А еще: проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых налогов, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2015-2018 гг. и выявить основные направления улучшения прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Объектом исследования является налоговая система России.

Предметом - основные тренды и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Так же, 3 главы включают в себя в совокупности 5 подглав.

1. Теоретические основы прямого налогообложения

История происхождения и развития налогов и налогообложения в России

1.1. Общие положения

Достаточно известные историки обращались не раз к изучению истории налогообложения в России, например: Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, В.Н. Татищев и др. Так же история налогообложения в РФ была интересна не только историкам, но и экономистам - Э.Я. Бретель, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.

Юристы прошлых лет тоже интересовались данным вопросом и активно его исследовали. В истории звучали такие фамилии, как С.В. Зaвaдcкий, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский.

Самой первой книгой, в которой есть хотя бы упоминание, а эта книга содержит даже положения об обязательных платежах в пользу церквей, является сборник церковного права «Номоканон». Он был издан и написан в Киеве в 1624г.

Прошло немалое количество лет, но интерес к истории налогообложения и отдельных ее периодов так и не утих. На данный момент изучение этого вопроса мы видим в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника.

1.2. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)

В древнеславянском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга( 912). При этом древние летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. [2]


При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее князья. От Ярослава Всеволодовича (1191—1246), в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.[5]

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI вв. существовала яеуся - пошлина на продажу алкогольных напитков.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Период сбора урожая был главным вестником прихода времени уплаты налога.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г. [8]


В феодальный период (XIII—XIV вв.), появилось целое разнообразие пошлин. В них входили: судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира» взималась за убийство, пошлина « продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Во второй половине XVI в. все сборы начали происходить в деньгах. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска. [4]

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

Во времена правительства Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Общим посадским тяглом обложили обычных служилых людей, живущих в посадах. Все виды прямых налогов в те времена назывались - «тягло».

Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.


В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». [9]

Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с давних времен. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму природу налога.

1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды

Классификаций налог существует достаточно в зависимости от различных признаков, например: в зависимости от уровня установления (федеральные, региональные и местные), категорий плательщиков (физлица и организации), назначения (общие и специальные) и др. Но мы рассмотрим классификацию, которая считается самой распространенной и важной, это классификация по способу взимания. Так, налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Для того, чтобы более ясно понимать картину необходимо рассмотреть отличие прямых налогов от косвенных.

Действующее налоговые законодательство не устанавливает, что налоги бывают прямыми и косвенными. Такая классификация налогов по методу взимания происходит скорее из их сути и характеристики налогоплательщиков и элементов налогообложения в отношении конкретного налога. [1]

Прямой налог означает, что взимается он с дохода или имущества налогоплательщика и уплачивается им за счет своих средств, то есть налогоплательщик всегда знает, что он платит именно налог. Косвенный же налог рассматривается как установление надбавки к цене товаров и услуг, которая уплачивается конечным покупателем., то есть он может быть не всегда замечен налогоплательщиком.

Типичными примерами прямых налогов являются налог на прибыль и НДФЛ, а также налог на имущество.

Наиболее явный пример косвенного налога – это НДС (налог на добавленную стоимость).

Наглядно можно понять какой налог является прямым, а какой косвенным по таблице перечня установленных в РФ прямых и косвенных налогов.