Файл: Методы оценки эффективности бизнес-планов индивидуального предпринимателя (Теоретические аспекты разработки и построения бизнес-плана).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности. В целом финансовая, оперативная и инвестиционная политика предприятия должна соответствовать направлениям и стратегическим целям, выделенным в бизнес-плане.

Цель работы: составить перспективный бизнес-план создания предприятия в сфере услуг ИП Иванов И.И.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие основные задачи работы:

- сделать описание проекта;

- сделать общую характеристику продукции;

- проанализировать рынок и основных конкурентов;

- составить маркетинговый план;

- составить производственный план;

- составить организационный план;

- составить план по рискам;

- составить финансовый план проекта.

Методологической и методической базой написания работы явились труды ведущих учёных-экономистов.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы экономических исследований: статистический, системно-структурный, анализа, синтеза.

Работа содержит бизнес-план вновь создаваемого предприятия в сфере услуг ИП Иванова И.И.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки и построения бизнес-плана

1.1.Сущность бизнес-планирования в предпринимательстве

Слово «бизнес» означает любую профессию, бизнес, приносящий доход. Человек, занимающийся бизнесом - это бизнесмен, то предприниматель.

В новых бизнес-справочниках предпринимательство - это экономическая деятельность рыночного субъекта, целью которого является получение прибыли за счет создания и продажи определенных продуктов (товаров, работ, услуг). Термин «бизнес» также можно рассматривать как синоним термина «предпринимательство» [4, с.11].


Предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, установленных юридической формой компании.

Участниками бизнеса являются следующие группы людей:

- сами предприниматели, то есть лица, которые осуществляют инициативную деятельность на свой страх и риск и под свою собственную экономическую и юридическую ответственность, а также группы предпринимателей;

- индивидуальные и коллективные потребители продуктов, предлагаемых предпринимателями, а также группы потребителей, которые имеют свои собственные союзы, ассоциации и т.д.

- работники, нанятые на договорной или иной основе, и их союзы;

- государственные органы, учреждения и организации, если они непосредственно участвуют в сделках.

Бизнес-планирование - это процесс управления, направленный на определение долгосрочных целей для бизнеса или сегмента бизнеса и разработку реалистичных стратегий для достижения этих целей.

С помощью планирования руководство решает, какие цели следует преследовать в течение будущего периода, и какие действия следует предпринять для достижения этих целей.

Планы могут быть широкими и охватывать все предприятие, например, план по удвоению корпоративной прибыли, или они могут быть сосредоточены на определенных функциональных областях, таких как информационные технологии планирование.

Бизнес-планирование может также повлечь за собой разработку планов действий на случай непредвиденных обстоятельств, которые необходимо предпринять, если какие-либо цели окажутся недостижимыми на пути или того, как бизнес может пережить кризис, например, отказ центра обработки данных, стихийное бедствие и т.д.

В рыночных условиях невозможно добиться стабильного успеха в компании, если вы не планируете ее эффективное развитие, не постоянно собираете информацию о своем состоянии и перспективах, состоянии целевых рынков, позиции конкурентов на этих и т.д.

Ежеквартальные и годовые финансовые отчеты в соответствии с приказом Министерства финансов, статистические отчеты от имени Госкомстата и т.д. Что касается бизнес-планирования, то нет конкретных требований или рекомендаций по разработке бизнес-планов. Ошибки, просчеты и потеря деловой активности становятся известны только после составления квартального бухгалтерского баланса. Однако подробные аналитические обзоры балансов не проводятся, поэтому своевременные корректирующие меры не принимаются.


Эффективное планирование позволяет руководству строить свое собственное будущее, по крайней мере, в некоторой степени, а не просто реагировать на внешние события без согласованной мотивирующей силы для корпоративных действий.

Руководство устанавливает цели и намечает курс действий, чтобы быть активным, а не реагирующим на динамику бизнес-среды. Конечно, предполагается, что благодаря постоянному надзору руководство может улучшить будущее состояние бизнеса.

Бизнес-планирование, таким образом, является объективной оценкой собственной деловой активности компании и в то же время необходимым инструментом для принятия проектных и инвестиционных решений в соответствии с требованиями рынка и текущей экономической ситуацией.

В целом, бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед компанией.

Планирование, конечно, требует усилий, но оно также дает значительные преимущества [12]:

- заставляет менеджеров думать заранее;

- обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

- увеличивает способность предоставлять компании необходимую информацию;

- помогает снизить риски предпринимательства;

- приводит к четкой координации действий всех участников бизнеса;

- позволяет предвидеть ожидаемые изменения и готовиться к внезапному изменению рыночной ситуации.

Практика планирования в рыночной экономике и текущее состояние развития бизнеса показали, что организация инновационного планирования в форме бизнес-планов очень эффективна.

1.2.Важнейшие компоненты разработки и построения бизнес-плана в предпринимательстве

Бизнес-план - это форма формализованного планирования успешного развития бизнеса и частного предпринимательства, без которого невозможно инновационное развитие.

«Бизнес-план» буквально переводится с английского как планирование для предпринимательства и включает в себя как минимум два компонента: бизнес-план и план действий.

В прикладном смысле бизнес-план - это документ, разработанный новой или существующей компанией, который систематизирует основные аспекты планируемого коммерческого мероприятия (в нашем случае, инновационную деятельность на предприятии).


Во-первых, бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты будущей деятельности компании, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяется, как их решать;

Во-вторых, бизнес-план - это документ планирования, который описывает все основные аспекты будущей деятельности компании в процессе реализации бизнес-идеи в определенный момент времени;

В-третьих, бизнес-план - это технико-экономическое обоснование деятельности компании в рыночных условиях, программа ее деятельности, которая характеризует модель развития компании в будущем;

В-четвертых, бизнес-план - это план, который должен составить каждый потенциальный (начинающий) предприниматель, где он отображает всю информацию о продукте или услуге, которую они собираются предложить на рынке, рыночный потенциал, возможную конкуренцию и ресурсы, необходимые для производства. (персонал, помещения, оборудование, материалы, оборудование и т. д.), необходимый капитал (инвестиции, операционные ресурсы) и располагаемый капитал, финансовые потребности, планируемый оборот средств и результаты деятельности, как правило, на ближайшие 3-5 лет;

В-пятых, бизнес-план - это документ, подготовленный руководством предприятия (компании, предприятия), готовящегося к продаже (выкупу) или приватизации, в котором подробно описываются прошлое, фактическое и ожидаемое будущее предприятия, выставленного на выкуп для укрепить свое будущее финансовое состояние [4, с. 13].

Очевидно, что независимо от того, кто разрабатывает бизнес-план и на каком уровне, его главная цель - развивать бизнес-субъект и получать прибыль. Исходя из этого, основная цель разработки бизнес-плана заключается в следующем: предприниматели открывают новый бизнес и получают необходимые производственные ресурсы и, в первую очередь, деньги для завершения проекта.

Очевидно, что бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. Внешние цели, для которых готовится бизнес-план, обосновывают необходимость привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрируют существующие возможности компании и привлекают внимание инвесторов и банка, убеждая их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высокий уровень управления предприятием.

Внутренние цели - проверить знания менеджмента, его понимание рыночной ситуации и реальной ситуации предприятия на рынке. Для инвестора и руководства компании очень важно понимать стратегические цели, характеристики, конкурентную среду, сильные и слабые стороны конкретного инвестиционного проекта, а также его возможную эффективность в этих условиях.


В отличие от стратегических и тактических планов, бизнес-план предусматривает разработку вопросов, которые связаны не со всеми, а с одной целью компании. Кроме того, бизнес-план ориентирован только на развитие, а спектр стратегических альтернатив шире.

Другое отличие состоит в том, что горизонт планирования пересматривается по мере осуществления планов, а бизнес-план имеет четкие временные рамки, после которых цель бизнес-плана должна быть достигнута.

Рисунок 1 – Структура бизнес-плана

В то же время, исходя из обобщения точек зрения преподавателей, исследователей и интернет-источников, что полномасштабный бизнес-план (рисунок 1) в любом случае должен содержать следующие элементы: титульный лист, резюме, планы и приложений.

Продуманный бизнес-план позволяет предпринимателю извлечь следующие очевидные преимущества при организации своего бизнеса:

- управлять собственной деловой активностью, а не просто реагировать на события;

- обосновать экономическую целесообразность предлагаемого проекта;

- привлечение потенциальных подрядчиков и важных партнеров;

- привлечь внимание инвесторов привлекательными возможностями для развития производства или услуг и привлечь их деньги;

- как реальная и последовательная программа, эффективно реализующая план.

1.3.Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП

Различные типы финансовых, экономических и бизнес-моделей могут быть использованы в бизнес-планировании. Выбор конкретной модели зависит от целесообразности ее использования для конкретного бизнес-плана. Многие модели создаются в виде компьютерной программы или наоборот, многие программы содержат интегрированные модели. Каждая применимая модель должна соответствовать общепринятым принципам экономического моделирования [11].

Для создания модели необходимо выбрать типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов и подробные показатели (статьи) отчетов в соответствии с характеристиками компании (проекта), а также определить входные параметры и формулы для расчета целевого показателя. Показатели зависят от значений переменных и формы представления окончательной (исходящей) информации для пользователя модели.