Файл: «Анализ внешней и внутренней среды организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Адаптация к условиям среды предполагает формирование структуры компании, которая способна отреагировать на перемены внешней среды, в которой имеется постоянный мониторинг перемен во внешней среде. Любое из изменений во внешней среде требует повышения гибкости структуры предприятия, способностей к быстрому и экономичному перераспределению функций и задач, разрешаемых теми или иными подразделениями организации или отдельными ее работниками;
  2. Влияние на внешнюю среду предполагает реализацию мероприятий по целенаправленным воздействиям на факторы во внешней среде. В качестве таких мер можно использовать:
  • стратегию конкуренции как фактор борьбы на рынке;
  • рекламу как метод по управлению спросом;
  • связи с общественностью как метод по повышению имиджа организации в обществе;
  • политическую деятельность как стремление влияния на государство с помощью участия в разных общественных организациях и ассоциациях, лоббирующих интересы своих членов в различных органах госуправления.

Организация в рыночном хозяйстве постоянно взаимодействует с внешней средой. Она как выступает источник, с одной стороны, шансов получения прибылей и стабильного развития, расширения рынков, с другой  опасностей и угроз утраты завоеванной рыночной позиции, снижения спроса на товары (услуги), морального устаревания технологий, нововведений конкурентов и т.д. [15, с. 23]

Предпринимательскую деятельность осуществляют в условиях неопределенности, определяемой факторами (таблица 1.1) [35, с. 100].

Таблица 1.1 – Типы внешней среды организации и их характеристики

Тип внешней среды

Характеристика типа внешней среды

Простая статическая внешняя

среда

Характеризуется небольшим количеством релевантных

факторов со слабо выраженной динамикой их изменения

Простая динамическая внешняя среда

Характеризуется незначительным количеством и ограниченной разнообразностью внешних релевантных факторов, но с достаточно высокой степенью их

изменчивости во времени

Комплексная статическая внешняя среда

Характеризуется большим числом и разнообразием

релевантных факторов, обладающих незначительной уравновешенной устойчивостью

Комплексная динамическая внешняя среда

Характеризуется большим числом и широким разнообразием основных релевантных факторов внешней среды предприятия с высокой степенью их

изменчивости во времени


Один из методов исследования неопределенности и ее учѐта при выборе стратегических решений – это метод сценарного планирования. Он дает возможности выявлять и идентифицировать важнейшие факторы влияния, их соотношение и влияние на развитие событий, выработать альтернативные варианты развития будущих событий, включая маловероятные сценарии, увязать качественные оценки с количественными данными, что может облегчить разработку практических решений (таблица 1.2) [14, с. 101].

Таблица 1.2 – Уровни неопределенности внешней среды и соответствующие стратегические техники

Уровень неопределенности внешних факторов

Стратегическая техника

Известны основные релевантные факторы и их предполагаемые значения на ближайший плановый

период

Техника стратегического планирования

Известные основные факторы, влияющие на фирму, и

предельный диапазон их значений

Сценарное планирование

Точный состав факторов, влияющих на фирму,

неизвестен

Форсайт-прогнозы будущих

событий

В свою очередь, с помощью PEST-анализа любое предприятие может провести оценку готовности к изменениям факторов во внешней среде. Данный

анализ рассматривает воздействие на деятельность предприятия таких факторов, как политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические и экологические. Рассмотрим данные факторы в таблице 1.3 [14, с. 126-127].

Таблица 1.3  PEST-анализ факторов макросреды организации

Политико-правовые факторы:

  • Стабильность правительства;
  • Налоговое законодательство;
  • Контроль занятости населения;
  • Законодательство во внешней экономике.

Экономические факторы:

  • Процентная ставка и курсы национальных валют;
  • Количество денежных средств в обращении;
  • Показатели уровня инфляции;
  • Показатели уровня безработицы;
  • Регулирование ценовой политики и заработной платы;
  • Уровень цен на топливо и электричество;
  • Политика в области инвестиций.

Социокультурные факторы:

  • Демографическая структура населения;
  • Стиль жизни, обычаи, привычки;
  • Социальная мобильность населения;
  • Активность потребителей.

Технологические факторы:

  • Защита в сфере интеллектуальной собственности;
  • Политика государства в области НТП;
  • Инновационные технологии в производстве.

Экологические факторы:

- Регулирование предельно допустимого уровня использования синтетических материалов


Большое количество заинтересованных групп в деятельности фирмы обусловливает сложности в управлении. Они связаны с тем, что каждая группа применяет собственные критерии по оценке функционирования предприятия и оценивает ее с позиции собственных интересов. Анализ интересов ключевых участников микросреды предприятия приведен в таблице 1.4.

Таблица 1.4  Критерии оценки продукции (услуг) и предприятия со стороны заинтересованных групп

Заинтересованные

группы

Критерии оценки

Покупатели

У покупателей есть заинтересованность в качественных продуктах по доступной цене, а также их привлекает быстрота

и наличие сервисного обслуживания.

Конкуренты

Показатель уровня цен и предлагаемый ассортимент

аналогичных продуктов и услуг.

Общественность

Успешное развитие предприятия, производство качественной продукции способствует благоприятному влиянию на окружающую среду и формированию безупречной деловой

репутации.

Заинтересованные

группы

Критерии оценки

Рынок рабочей силы

Уровень зарплаты, стабильность занятости, условия труда.

Кредиторы

Надежность, исполнение условий контрактов.

Правительственные

органы

Исполнение законов, уплата всех налогов и сборов.

Поставщики

Стабильность заказов, сотрудничество на долгосрочную

перспективу и своевременная оплата.

Далее необходимо оценивать привлекательность и прибыльность продукции (услуг) предприятия, которые определяются рядом составляющих (по М. Портеру), таких как товары-заменители, покупатели, поставщики, барьеры входа в отрасль и конкуренция среди существующих предприятий.

Уровень влияния каждой из сил конкуренции, выделяемых М. Портером на деятельность организации, можно представить следующим образом. Степени влияния факторов в произвольном порядке оценены в баллах (от 0 до

10) и отражены в таблице 1.5 [7, с. 28].

Таблица 1.5  Балльная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции продукции (услуг) на рынке

Факторы, влияющие на структуру и масштабы конкуренции на рынке

Баллы

Детерминанта рыночной власти поставщиков

1

Детерминанта рыночной власти покупателей

8

Барьеры входа

9

Детерминанта степени угрозы товаров-заменителей

4

Детерминанта конкурентной борьбы

7


Таким образом, руководство, оставившее без внимания важные факты воздействия внешнего окружения, будет создавать разрыв между своим поведением и жесткими требованиями внешней среды. Современным организациям необходимо приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя.

4.МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия заключается в построении и анализе системы показателей, которые характеризуют эффективность разных сторон деятельности с позиции их соответствия стратегическим целям бизнеса. Безусловно, ключевыми управленческими показателями, характеризующими единство тактических и стратегических целей развития компании, являются рост объемов продаж и обеспечение рентабельности продаж.

Экономический эффект выступает результатом реализации хозяйственных мероприятий, выражаемым в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия расходов и ресурсов [40, с. 24].

Существует множество показателей эффективности: рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др. Обычно управленцы в самостоятельном порядке определяют, какие показатели

наиболее подходят для каждой из конкретных ситуаций. Тем не менее, многолетняя практика определила обобщающие показатели производственно- хозяйственной деятельности, наиболее подходящие для решения разных задач оценки эффективности.

Важнейшим показателем эффективности работы предприятия выступает показатель рентабельности, отражающий конечные финансовые результаты деятельности компании, т.е. характеризует его финансовое состояние. Рентабельность характеризует прибыли, получаемые с каждого рубля средств, вкладываемых в предприятия, или иные финансовые операции.

Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладывают капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций, складывается система показателей рентабельности:

  • Рентабельность имущества (активов) предприятия:

  • Рентабельность внеоборотных активов:

  • Рентабельность оборотных активов:

(1.1)

(1.2)

(1.3)

  • Рентабельность инвестиций:
  • Рентабельность собственного капитала:(1.4)
  • Рентабельность заемных средств:

(1.5)

(1.6)

При этом плата за пользование кредитами состоит из: процентов за пользование кредитами; расходов по уплате процентов, возникающих у предприятий при расчетах с поставщиками; средств, перечисляемых в бюджеты за несвоевременную уплату налогов.

  • Рентабельность совокупного используемого капитала (вложений капитала):

  • Рентабельность реализованной продукции:

(1.7)

(1.8)

При помощи указанных выше показателей рентабельности можно анализировать эффективность использования активов предприятий, т.е. финансовую отдачу от вложенного капитала [9, с. 120-121].

В свою очередь, источниками информации для анализа финансового состояния предприятий является бухгалтерская отчетность, а именно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Как правило, используются стандартные методики финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, а также сравнение с нормативными значениями.

Горизонтальный анализ проводят для получения общих представлений о развитии предприятий. Он помогает оценивать и прослеживать динамику относительных изменений разных групп активов и пассивов в сравнении с предшествующими периодами: произошли ли изменения удельного веса какого-либо из разделов баланса или группы статей.

Цель вертикального анализа состоит в расчете долей и выявлении тех строк баланса, которые имеют наибольший удельный вес в валюте баланса.

Рассмотрим показатели оценки ликвидности.

Под ликвидностью предприятия понимают его способности к мобилизации активов для исполнения собственных обязательств по задолженности в момент наступления сроков платежей. При проведении оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности используют коэффициенты платежеспособности, рассчитываемые на основании оценки ликвидности активов. Под ликвидностью активов понимается их способности превращаться в денежные средства.