Файл: «Анализ внешней и внутренней среды организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В международной экономической практике получили признание следующие показатели:

  1. Коэффициент общей ликвидности дает возможности установить, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Определяется как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам:

КОбщЛикв

Оборотныеактивы(стр.1200) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)

(1.9)

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности  отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей  краткосрочной задолженности:

КАбсЛикв

Денежные средства (стр.1250)

Краткосрочныеобязательства (стр.1500)

(1.10)

В мировой практике достаточным считают значение коэффициента абсолютной ликвидности 0,2-0,3, т.е. предприятия могут немедленно погасить 20-30% обязательств.

  1. Коэффициент ликвидности (промежуточной) определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам. При расчетах коэффициента ликвидности для российских предприятий должна быть учтена дебиторская задолженность, платежи по которой ожидают в течение 12 месяцев после отчетной даты:

КПромЛикв

Ден.средства (стр.1250)  Краткоср.фин.влож.(стр.1240)  ДЗ(стр.1230) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)

(1.11)

По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8-1.

  1. Коэффициент срочной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее время. Коэффициент равен отношению суммы краткосрочных финансовых вложений и денежных средств к краткосрочным обязательствам:

КСрочЛикв

Ден.средства (стр.1250)  Краткоср.финансовыевлож.(стр.1240) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)

(1.12)

  1. Коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность предприятий оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятий. Данный показатель определяют как отношение всех оборотных активов к текущим обязательствам:

КТекЛикв

Оборотныеактивы(стр.1200)  Дебитор. задолженность(1230) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)

(1.13)

Значение данного коэффициента зависит от отраслевой принадлежности предприятий. В развитых государствах нормальной считают величину коэффициента текущей ликвидности от 2 до 3. Рост ее рассматривают как положительную характеристику. Слишком же большое значение коэффициента (в сравнении со средним в отрасли) нежелательно, поскольку указывает на неэффективное использование ресурсов, выраженное в замедленной оборачиваемости средств, вкладываемых в производственные запасы, а также на неоправданный рост дебиторской задолженности.


  1. Коэффициент материального покрытия показывает уровень зависимости ликвидности от наличия материально-производственных запасов и расходов, его рассчитывают как отношение материальных оборотных средств (запасов) к краткосрочным обязательствам [28, с. 99-101]:

КТекЛикв

Запасы (стр.1210)

Краткосрочныеобязательства (стр.1500)

(1.14)

Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы характеризуют показатели платежеспособности, т.е. способности вовремя и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам.

Основными признаками платежеспособности выступают:

  • наличие в достаточных объемах средств на расчетных счетах;
  • отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Платежеспособность предприятия выражается в виде следующего неравенства:

Дебиторская задолженность(стр.1230)  Краткосроч.обязательства(1500)

(1.15)

Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками формирования.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитывать такой показатель, как излишек или недостаток средств для формирования запасов и расходов. Его рассчитывают как разницу между величиной источников средств и величиной запасов. Поэтому для анализа, в первую очередь, надо определять размер источников средств, которые есть у предприятий для формирования его запасов и затрат.

В целях характеристики источников средств для формирования запасов и затрат используют показатели, которые отражают различную степень охвата видов источников. В их числе - наличие собственных оборотных средств. Данный показатель рассчитывают по следующей формуле:

Е = К + П - А,

(1.16)

где К  капитал и резервы;

П  долгосрочные кредиты и займы; А  внеоборотные активы.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат равна:

Е = Е+ М, (1.17)

где М  краткосрочные кредиты и займы.

На основе вышеперечисленных показателей рассчитывают показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

Е = Е - З,

(1.18)

где З  запасы.

По степени финансовой устойчивости предприятия вероятны четыре типа ситуаций:

  • Абсолютная устойчивость финансового состояния, возможная при следующем условии:

З < Е+ М (1.19)

Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность предприятий. Она возможна при условии:


З = Е+ М

(1.20)

Неустойчивое финансовое положение взаимосвязано с нарушениями платежеспособности и возникает при условии:

З = Е+ М + И, (1.21)

где И  источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства).

Кризисное финансовое состояние:

З > Е+ М

(1.22)

Расчеты указанных показателей и определение на их основе ситуаций помогают выявлять положение, в котором находятся предприятия, и наметить меры по его изменениям [39, с. 108-109].

Для характеристики финансовой устойчивости предприятий используют также ряд финансовых коэффициентов.

Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала в общих объемах пассивов, и его определяют как отношение собственного капитала к общему капиталу:

КАвтоном

Собственный капитал(стр.1300) Общиеактивы(стр.1700)

(1.23)

Нормальное ограничение (оптимальную величину) данного коэффициента оценивают на уровне 0,5.

Коэффициент показывает долю собственных средств в общих объемах ресурсов предприятий. Чем больше данная доля, тем выше финансовая независимость (автономия) предприятий.

Коэффициент задолженности показывает, в каком отношении между собой находятся заемные средства и собственный капитал предприятий:

КЗадолж

Краткосроч.обяз ва(стр.1500)  Долгосроч.обяз ва(стр.1400)

Собственный капитал(стр.1300)

(1.24)

Нормальное ограничение Кзс ≤ 1 показывает, какая часть деятельности предприятий финансируется за счет заемных источников средств.

Коэффициент мобильности показывает, какая часть оборотных капиталов обеспечена собственными средствами. Это отношение собственных оборотных средств к оборотным активам:

КМоб

СОС(стр.1300  стр.1400  стр.1100)

Оборотные активы(стр.1200)

(1.25)

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных капиталов применяется для финансирования текущей деятельности:

КМаневр

СОС(стр.1300  стр.1400  стр.1100) Собственный капитал(стр.1300)

(1.26)

Нормальное ограничение Км≥0,5. Коэффициент показывает, какая часть собственных средств вкладывается в наиболее мобильные активы. Чем выше доля этих средств, тем больше у предприятий возможности для маневрирования своими средствами.


Коэффициент финансовой независимости показывает, какая часть краткосрочной задолженности обеспечена собственными капиталами. Его определяют как отношение краткосрочных пассивов к собственному капиталу:

КФН

Краткосрочныеобязательства(стр.1500) Собственный капитал(стр.1300)

(1.27)

Нормальное ограничение Кф≥1. Коэффициент показывает, какая часть деятельности фирмы финансируется за счет собственных средств [9, с. 77-78].

В целом, проведение оценки конкурентоспособности предприятия с помощью различных методов исследования касаются в большей степени продукции (товаров, работ, услуг) и в меньшей степени затрагивают финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Тем не менее, необходима комплексная оценка для выявления возможных резервов улучшения основных показателей деятельности фирмы. Она предполагает

также проведение расчетов показателей эффективности работы предприятия и

анализ его финансового состояния, которым посвящена следующая исследовательская глава выпускной квалификационной работы.

Таким образом, в заключение первой главы работы можно сделать вывод, что анализ внутренней и внешней среды – очень важный для выработки стратегий компаний и довольно процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, заключенными во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение. Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.

  1. Анализ внутренней и внешней среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать.
  2. Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих, таких как: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда организации. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение. Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность;
  3. Исследование среды управления производят при помощи ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относят методы PEST- и SWOT-анализа. PEST-анализ – это разновидность анализа внешней среды организации. Он используется при подготовке к проектированию будущей стратегии. Позволяет экспертным путем определять сравнительную значимость факторов среды по четырем группам: социальным, технологическим, экономическим и политическим факторам. В свою очередь, SWOT-анализ – это анализ макросистемы рынка и определенных целевых рынков, самой

организации и ее конкурентов по комплексной схеме: «сильные стороны – слабости – возможности – угрозы».

  1. Существует множество показателей эффективности: рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др. Обычно управленец самостоятельно определяет, какой показатель наиболее подходит для каждой конкретной ситуации. Тем не менее, многолетней практикой определен ряд обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности. Они наиболее подходят для решения различных задач оценки эффективности: это показатели оценки масштабов производства; показатели эффективности ресурсов и затрат; показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Акер, Д.А. Стратегическое управление: цели и задачи организации. - СПб: Питер, 2015. – 123 с.
  2. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2016. - 429 c.
  3. Ашмарина, С.И. Менеджмент: учебник / Под редакцией С.И. Ашмариной. - М.: КноРус, 2015. – 499 с.
  4. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.
  5. Баринов, В.А., Харченко, В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 237 с.
  6. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
  7. Баумгартен, Л.В. Методы анализа макросреды организации, основанные на группировке факторов / Л.В. Баумгартен // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – №2. – С. 22-30.
  8. Бердников, А.А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 327-330.
  9. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 215 с.
  10. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие /Бурганова Л.А. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 153 с.
  11. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 502 с.
  12. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2014. – 302 с.
  13. Гвозденко, А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / А.Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 2. - С. 144-156.
  14. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.
  15. Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.
  16. Жемчугов, А.М., Жемчугов, М.К. Разработка и реализация эффективной стратегии / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. – 2014. - №11. – С. 19-24.
  17. Зельдович, Б.З. Менеджмент: учебник для вузов / Зельдович Б.З. - М.: Экзамен, 2016. - 397 с.
  18. Коробко, В.И. Теория управления: учеб. пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 383 с.
  19. Котлер, Ф., Роланд, Б., Бикхофф, Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 143 с.
  20. Кузнецов, Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2013. - 365 c.
  21. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 c.
  22. Мескон, М. Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: учебник / пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. - М.: Дело, 2014. - 665 с.
  23. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 848 c.
  24. Никифорова, Е.В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации / Е.В. Никифорова, Л.Ф. Бердникова, В.А. Авинова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - №4. - С. 79-81.
  25. Попова, Л.Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры / Л.Ф. Попова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. – 2014. - №2. – С. 54-60.
  26. Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды: [кол. моногр.] / [кол. авт.]; под общ. ред. А.В. Гугелева. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 184 с.
  27. Румянцева, З.П. Общее управление организацией: теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
  28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра, 2016. - 186 с.
  29. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 с.
  30. Смирнов, Э.А. Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Смирнов.