Файл: «Процессы принятия решений в организации» (Теоретические аспекты принятия эффективных управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты принятия эффективных управленческих решений

1.1. Содержание и виды управленческих решений в организации

1.2. Методические подходы к разработке управленческих решений

1.3. Последовательность разработки управленческого решения в организации

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Аспект Медикал»

2.1. Организационно-экономическая характеристика организации

2.2. Оценка особенности и недостатков процесса принятия управленческих решений в организации

2.3. Анализ факторов, влияющих на эффективность процесса принятия управленческих решений в ООО «Аспект Медикал»

Глава 3. Способы повышения эффективности процесса принятия управленческих решений в ООО «Аспект Медикал»

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в организации

3.2. Детализации применения одного из методов при разработке управленческих решений в ООО «Аспект Медикал»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для оценки финансово-экономического состояния на основе бухгалтерской отчетности (см. Приложение 1-2) проанализируем основные экономические и финансовые показатели компании ООО «Аспект Медикал» (см. табл. 2).

Таблица 2

Анализ основных экономических и финансовых показателей компании ООО «Аспект Медикал» в динамике 2016-2018 годов, тыс. руб.

Показатели

2016

2017

2018

2017/2016

2018/2017

Отклонение, тыс. руб.

Изменение, %

Темп

роста, %

Отклонение, тыс. руб.

Изменение, %

Темп

роста, %

Выручка

50634

69366

72980

18732

137

37

3614

105

5

Себестоимость продаж

42871

59561

63451

16690

139

39

3890

107

7

Валовая прибыль (убыток)

7763

9805

9529

2042

126

26

-276

97

-3

Коммерческие расходы

29

4771

4552

4742

16400

16300

-219

95

-5

Прибыль (убыток) от продаж

7734

5034

4977

-2700

65

335

-57

99

-1

Чистая прибыль

6248

4054

3962

-2194

65

-35

-92

98

-2

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1986

2122

1130

136

107

7

-992

53

-47

Среднесписочная численность персонала, чел.

20

20

20

0

100

0

0

100

0

Рентабельность продаж, %

12

6

5

-6

50

-50

-1

83

-17

Фондоотдача

25

33

65

8

132

32

32

197

97

Производительность труда, тыс. руб.

2532

3468

3649

936

137

37

181

105

5


Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о наращивании объемов выручки, которая увеличивается с каждым годом. Так, в 2016 г. она составила 50634 тыс. руб., в следующем же (2017) году она увеличилась до 69366 тыс. руб., а на конец рассматриваемого периода (2018 г.) она составила 72980 тыс. руб. Одновременно с выручкой растет и себестоимость, которая в 2016 году составила 42871 тыс. руб., в 2017 году увеличилась на 16780 тыс. руб. и составила 59651 тыс. руб. В 2018 году расходы на себестоимость составили 63451 тыс. руб.

Валовая прибыль предприятия, увеличившись в 2017 году на 2042 тыс. руб. по сравнению с предыдущим 2016 годом до 9805 тыс. руб., в 2018 году снизилась до 9529 тыс. руб. А вот чистая прибыль за весь рассматриваемый период демонстрирует отрицательную динамику. Так, в 2017 г. она снизилась на 2194 тыс. руб. по отношению к предыдущему 2016 г. и составила 4054 тыс. руб., в 2018 году она продолжила снижение, достигнув значения в 3962 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость основных средств предприятия за анализируемый период снижается с 1986 тыс. руб. в 2016 г. до 1130 тыс. руб. в 2018 г.

Среднесписочная численность персонала ООО «Аспект Медикал» за 2016-2018 гг. стабильна и составляет 20 человек, что свидетельствует о наличии уже сформировавшегося штатного состава.

Фондоотдача на фоне роста выручки и в связи со снижением среднегодовая стоимость основных средств ежегодно растет. Так, если в 2016 г. фондоотдача составляла 25, то в 2017 г. выросла до 33, а в 2018 г. продолжила рост, достигнув 65.

Производительность труда выросла с 2532 тыс. руб. в 2016 г. до 3649 тыс. руб. в 2018 г.

Рентабельность продаж ежегодно снижалась. Так, в 2016 г. ее значение составляло 12%, в 2017 г. – 6%, а в 2018 г. снизилось до 5%. Данные изменения являются негативным фактором, отрицательно характеризующим управление рассматриваемым предприятием.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на увеличение объемов продаж, рассматриваемое предприятие с каждым годом получает все меньше чистой прибыли, что свидетельствует о неэффективном управлении финансовыми ресурсами и наличии проблем в управлении имеющимися ресурсами.

2.2. Оценка особенности и недостатков процесса принятия управленческих решений в организации


Как и в любой другой российской организации от эффективности принятия управленческих решений в ООО «Аспект Медикал» зависит успешность хозяйственной деятельности и конкурентное положение на занимаемом рынке. В рассматриваемой организации принято, чтобы процесс принятия и разработки управленческого решения происходил в три последовательных этапа.

1-й этап процесса разработки решения в рассматриваемой компании заключается в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

- признание проблемы.

- определения основных критериев наиболее оптимального решения проблемы.

2-й этап процесса состоит в выработке решения и включает в себя следующие этапы:

- разработка альтернатив;

- оценка их;

- выбор альтернатив.

3-й этап разработки управленческого решения - это принятие и реализация решения.

Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. По итогам квартала или года руководство организации отслеживает как реализация того или иного решения сказалась на финансовых показателях.

Далее представим характер процесса принятия управленческих решений в ООО «Аспект Медикал» при выводе в продажу новой продукции (см. таблица 3).

Таблица 3

Характер процесса принятия управленческих решений при выводе в продажу новой продукции

Уровень

Процесс принятия решений

Срок принятия решения

Кол-во принятых решений на каждой стадии

Начальник отдела сбыта

На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового товара (на продажу)

2 недели

150 фиксировалось на совещаниях и в процессе деятельности

Начальник отдела сбыта

На второй стадии, если предложение получило одобрение директора.

Новый товар анализируется по таким показателям, как стоимость, качество, срок хранения, продажная цены, объемы продаж и потенциальная прибыль.

2 недели

133

Менеджер отдела сбыта

На третьей стадии проводится производство малой партии и пробная продажа

Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовое производство исходя из спроса на новый товар.

4 недели

140

Менеджер отдела сбыта

На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству продукции на регулярной основе.

На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию оптимального объема запасов, рекламе и продвижению продукции на рынке; созданию системы оптового распределения; стимулированию продаж

2 недели

210


В итоге, как видно из данных таблицы 3 процесс принятия управленческих решений о внедрении в продажу новой продукции занимает около 10 недель и реализуется в следующем порядке.

Сначала на первой стадии рассматриваются виды новой продукции.

На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новой продукции, ведется разработка изделия силами руководства.

В итоге на третьей стадии проводится производство малой партии и пробная продажа.

На четвертой (заключительной) стадии осуществляется переход к полномасштабной закупке продукции на регулярной основе.

Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс принятия управленческих решений на ООО «Аспект Медикал» достаточно сильно затянут. При этом состав функций, прав и обязанностей на каждом уровне управления специфичен. Высший уровень (генеральный директор) - является верхушкой управленческой пирамиды, он принимает решения по важнейшим вопросам деятельности компании.

Далее выделим этапы разработки и принятия решений по управлению социальным процессом в ООО «Аспект Медикал» (таблица 4).

Таблица 4

Этапы разработки и методика принятия управленческих решений по управлению социальным процессом в ООО «Аспект Медикал»

Мероприятия при разработке управленческого решения

Срок исполнения

Проблема

Содержание мероприятия

Ответственные лица

Анализ ситуации

2 недели

Низкая мотивация персонала

Разработать мероприятия по материальному стимулированию сотрудников

Менеджер кадровым вопросам

Выбор альтернатив

2 недели

1. Определить результат достижения социальных целей для персонала и предприятия и соотнести их с финансовыми затратами

2. Определить влияние социальной эффективности управленческого решения на социально – психологический климат в коллективе

Менеджер кадровым вопросам

Оценка правовой основы решения

3 дня

Проанализировать решение на соответствие закону

Менеджер кадровым вопросам

Прогнозирование эффективности управленческого решения по управлению персоналом (эксперты)

2 недели

Провести анализ влияния разработанного управленческого решения на возможность применения современных приемов труда в компании

Директор

Менеджер кадровым вопросам


Таким образом, в ООО «Аспект Медикал» принятие управленческого решения соответствует стандартам и основывается на выборе альтернатив, оценке правовой основы и прогнозировании эффективности управленческого решения. Однако негативным моментом является чрезмерная длительность принятия решения, в связи с чем многие решения могут приниматься с опозданием.

2.3. Анализ факторов, влияющих на эффективность процесса принятия управленческих решений в ООО «Аспект Медикал»

Для оценки факторов, влияющих на оптимальность и эффективность разработки и реализации управленческих решений в ООО «Аспект Медикал» был проведен опрос сотрудников компании на основе анкетирования (см. Приложение 3). В опросе приняло участие 20 человек из разных подразделений рассматриваемой компании.

Результаты ответа на вопрос об основания распределения прав и обязанностей представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Основания распределения прав и обязанностей (%)

При ответе на вопрос «На чем основывается распределение прав и обязанностей на предприятии?» 75% опрошенных отметило, что они выполняют те обязанности, которые входят в их должностные инструкции, а 25% сотрудников занимаются теми делами, на которые указывает начальство. Последние не имеют специально разработанных должностных инструкций, поэтому в полной мере не знают свои права и обязанности.

Таким образом, была выявлена необходимость дополнительной проработки должностных инструкций персонала.

Результаты ответа на вопрос об уровне участия руководителей и работников предприятия в принятии и реализации решений показаны ниже на рисунке 5.

Рис. 5. Уровень участия руководителей и сотрудников предприятия в процессе принятия и реализации решений (%)

По представленным на рисунке 5 данным видно, что руководители на 97% принимают решение самостоятельно, но в процессе реализации активного участия (7%) не принимают, так как назначаются конкретные исполнители принятых решений. Другие работники предприятия почти не участвуют в принятии решений, но являются непосредственными исполнителями управленческих решений. В итоге данный инструмент используется недостаточно эффективно.