Файл: Колористическая цветовая и тональная организация живописного произведения «Ваза с фруктами» Анри Матисса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свет лежит в основе такого важного выразительного средства, как светотень - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний. Сам свет и его сила передаются в произведении с помощью светлоты цвета и тона, а также контрастных световых отношений. В основном максимальная яркость света совпадает с максимальной яркостью цвета, но иногда может случиться так, что яркий блик утратит свою интенсивность и обесцветится.

Проблема имитации реального эффекта освещения предполагает, в первую очередь, анализ характера освещения от того источника, который мы, собственно, собираемся имитировать. По результатам анализа выбирается источник рисующего света, который и будет основным, задающим построение светотени.

Источник света подразумевает, что всё построение освещения данного натюрморта будет подчинено одному источнику рисующего света. В нашем случае свет является смешенным, то есть присутствует как естественное освещение – свет из окна, так и искусственное- от лампочки.

Свет является фронтально-боковым и верхним. Нет ярких и резких теней, они короткие. В основном тени от предметов находятся под ними и на предметах. На предметах присутствуют блики - отблеск света. По шкале градаций светотени, блик - это самое яркое световое пятно, лежащее на выступающих участках предмета, обращенных в сторону непосредственного источника света, но в данном случае они не ярко выражены.

Характер блика зависит от нескольких основных факторов: в первую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемого предмета, так как разные материалы и поверхности по-разному отражают или поглощают световые лучи. Фоновый источник света – он будет задавать пространство рисунка. Помимо этого, мне показалось интересным выстроить характер освещения таким образом, чтобы этот источник как бы «рисовал» по фону направление падения светового потока от лампы.

Положение источника было выбрано так, чтобы освещение от него также носило характер моделирующего – предметы натюрморта отделяло от фона. Чтобы заставить край плоскости выдвинуться вперед, нужно затемнить небольшой участок, расположенный сразу за ним. Это позволяет вам создать и упорядочить эффект пространственного удаления.


Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля.

Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения. Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность.

Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: весь ход работы идет от общего к частному.

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности. Сюда же входят такие приемы: симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, контраст и нюанс.

2.2 Анализ колористических решений

Контрасты в произведениях искусства выступают в различных видах и сочетаниях. Действие контрастов – тональных и цветовых, контрастов форм и размеров – в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому, закладывая основы его выразительности, следует понаблюдать контрасты в их действительном виде и перевести их на язык изображения.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности. Или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Основная группа, которая представляет собой центр композиции, воспринимается в таких случаях как единое пятно (темное или светлое). Остальные части постановки изображаются менее контрастными. Это, с одной стороны, выделяет центр композиции и ослабляет восприятие окружающих деталей и частей, а с другой - позволяет увязать второстепенное с фоном, с пространством. При этом изображение окружающей среды, стремящейся к центру, может зрительно увеличить глубину пространства на плоскости картины.

Не менее важную роль в выявлении смыслового, композиционного центра в натюрморте играют цветовые контрасты. И тональное и цветовое решение предполагает не только определение тех или иных контрастов, но и степени яркости, интенсивности цвето-тоновых отношений – от самого светлого (блика) до самого темного по тону или самого насыщенного по цвету места.


В этом случае будут четко восприниматься влияние соседних предметов, окружающей обстановки, падающих теней и т.д.

В картине «Ваза с фруктами» художник выбрал теплый цвет – создает ощущение уюта, согревает. Тени выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими. Закон тепло-холодности буквально и искусственно примешивать ко всем предметам, например, фиолетовый в тени и желтый в свету. Дело не в самой краске, а в качестве замеса-зеленый, фиолетовый может быть как разнообразными теплыми, так и холодными.

Направление светового потока. Направление света и расположение предметов задает не только степень освещения предметов, но и определяет пропорциональное соотношение света и тени в картине. Источником светового потока в картине идет слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему предметы освещены хорошо, объемы и формы ярко выражены

и легко воспринимаются зрительно.

Верхний свет в картине придает предметам некоторую духовность, легкость и возвышенность.

Свет снизу в картине вызывает непривычные ассоциации, добавляет картине загадочности, драматизма.

Боковой свет в картине как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны.

Фронтальный свет в картине минимизирует ощущение объема, делает изображение плосковатым, декоративным - ощущение искусственности.

Свет от предметов в картине, выявляет только силуэты. Это придает изображению монументальности, таинственности, отстраненности от зрителя.

Свет случаен и выхватывает из темноты только части предметов, скользя по формам и преобразуя их в совершенно неузнаваемые конфигурации цветов и форм. В таком освещении предметы теряют форму и объём, изменяют свой локальный цвет в свету, а тени сливаются в единый мутно-тёмный монолит, в котором рассыпаны отдельные светлые пятна частей предметов.

Для учебных задач такое освещение в натюрморте совершенно противопоказано, зато для творческих работ нет ничего лучше. Особенно могут пригодиться подобные этюды и рисунки, фотографии и просто наблюдения натуры художником в занятиях композицией и для создания необычных, оригинальных творческих работ.

Когда свет задан с учётом характера предметов, объёма и расположения в пространстве, он подчёркивает все вышеперечисленные характеристики, усиливает реалистичность предметов, чётко и понятно демонстрирует зрителю реалистический характер натюрморта и задачи, поставленные художником.


Свет создает условия видимости.

Анри Матисс выбрал цвета (см. 2.7)[7] для своей картины «Ваза с фруктами» потому что:

Рисунок 2.7. Цветовой круг

Желтый цвет в этой картине придает теплоту всему, чего касается. Придает благородство и роскошь. Цвет сам по себе незначительно «загрязненный» его легко превратить в «раздраженный» цвет. В картине Анри Матиссу удалось не испортить богатство цвета.

Черный цвет в этой картине мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, скрытые сокровища. Художник, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию, удержать власть. С другой стороны, художник испытывает потребность во внешнем контроле.

Белый-нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявление скрытого и ложного, изоляция. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый характеризуется определенной плотностью, находится на ступень ниже безупречной чистоты сияния. Содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невиновность, молодость, рождение.

Черный и белый (тона) - являются связующим звеном для цветов. Так же являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту или насыщенность цвета.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что каждой культуре присущи символические значения цветов, что находит своё подтверждение в проведенном ассоциативном эксперименте (см. 2.8) [13].

Все цвета в которых присутствует тональный тон, как характеристика, называются хроматическими.

Контрасты в произведениях искусства выступают в различных видах и сочетаниях. Действие контрастов - тональных и цветовых, контрастов форм и размеров - в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому, закладывая основы его выразительности, следует пронаблюдать контрасты в их действительном виде и перевести их на язык изображения.

Рисунок 2.8. Схема ассоциативного эксперимента.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности. Или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Основная группа, которая представляет собой центр композиции, воспринимается в таких случаях как единое пятно (темное или светлое).


Остальные части постановки изображаются менее контрастными. Это, с одной стороны, выделяет центр композиции и ослабляет восприятие окружающих деталей и частей, а с другой - позволяет увязать второстепенное с фоном, с пространством. При этом изображение окружающей среды, стремящейся к центру, может зрительно увеличить глубину пространства на плоскости картины.

Все изменение цветов расположенным рядом друг с другом поверх друг друга описываются законом дополнительных цветов и подчиняются правилам субтрактивного и аддитивного смешения.

Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Сверяя отношения между предметами, нужно добиваться верных светотеневых градаций, особенность которых заключается в том, что каждый предмет имеет свой, отличный от других тон.

Цветовое единство и взаимосвязь цветов в натюрморте: свет оказывает влияние на отдельные цвета отдельных предметов. Свет их объединяет. Кроме объединяющего цвета, еще будет проявляться закономерность: свет теплый-тени холодные.

Цветовое единство в этой картине очень важно, без него невозможно достичь колористической цельности. Но это не означает, что нужно всегда подмешивать какой-либо цвет во все остальные краски. Художник, вводит рефлекс, а где-то оставляет цвет чистым. При этом всем взаимосвязь локального цвета и окружения должна сохраняться. Художник немного преобразует картину, учитывает принципы и чувства цвета.

Цветовые гармонии в картине имеются разные. В картине есть один общий цвет перламутрово-фиолетовый. Родственными цветами являются зеленый и сине-зеленый, красный и фиолетовый.

Эти цвета всегда гармонируют друг с другом. Их можно назвать «беспроигрышными». Они чаще всего «спокойные», «мягкие».

Решения контрастных цветов в картине красный и зеленый, синий и охра, фиолетовый и желтый. Анри Матисс выбрал их для усиления контрастов и создание гармонии. Поэтому в ряде случаев можно их использовать в чистом виде и при этом они будут образовывать созвучие и единство. Они используются как дополнительные цвета и хорошо сочетаются. Но большую роль играет контекст и количественное соотношение цветов.

Выбор гармонии родственно-контрастных цветов в картине: в этой гармонии присутствуют как родственные, так и контрастные. Данная комбинация самая сложная, но и самая интересная. Желтый в качестве центральной контрастной пары - фиолетовый вокруг. Чтобы сделать невозможное и сблизить Анри Матисс смешал их. В результате они не станут родственными, но образуют цвет, который будет родственным.