Файл: Государственная социальная помощь (Цели оказания государственной социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. В Конституции Российской Федерации указано, что Россия является социальным государством. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства - неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение.[1]

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 года в ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.09.2013.

Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.

Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена. Кроме того нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам.


Глава 1. ЦЕЛИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

снижения уровня социального неравенства (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

повышения доходов населения (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)[2].Error: Reference source not foundError: Reference source not found

1.1 История возникновения социальной помощи в России

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., развил эти положения, закрепив

право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР,


взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Признавая право каждого гражданина на социальное

обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнением либо невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть

предоставлено и в других случаях, установленных законом (например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком и др.). В ст. 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения - о государственных

пенсиях и социальных пособиях. Однако кроме денежных выплат социальное обеспечение может осуществляться и в иных формах: содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д. Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного

права на социальное обеспечение[3]


Первые мероприятия по созданию социальной помощи начались еще в советский период. А точнее после революционного переворота, когда граждане особенно нуждались в поддержке правительства.

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, в России изменились идеологическая система, структуры управления и хозяйствования и начали формироваться новые общественные отношения.

Перечислим что конкретно было сделано:

  • в ноябре 1917 г. были упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам;
  • в декабре 1917 г. - Совет детских приютов, ведомства учреждений императрицы Марии;
  • в апреле 1918 г. - Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества и т.д.
  • в ноябре 1917 г. образован Комитет «Союза увечных воинов». Он имел самостоятельное финансирование, институты помощи. Контроль за его деятельностью осуществлял НКГП.

К марту 1918 г. оформляются основные направления социальной помощи:

  • выдача пайков семьям, в которых основной кормилец находится на фронте; предоставление убежища для военно-увечных;
  • назначение пенсий военноувечным и т.д.

Но это был только начальный этап государственной поддержки населения.

  • 7 августа 1918 г. Совнарком издал декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств…».

Через полгода действие этого декрета было распространено на моряков военно- морского флота, военнослужащих пограничной охраны, продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на все категории солдат и матросов прежней армиии флота.

  • принятие Совнаркомом 31 октября 1918 г. «Положения о социальном обеспечении трудящихся» (далее -Положение о социальном обеспечении трудящихся). В нем подчеркивалось, что обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками, существования которых являлсятолько собственный труд, без эксплуатации чужого. По Положению о социальном обеспечении трудящихся социальное обеспечение гарантировалось во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы. Оно предоставлялось в таких формах, как пенсии при постоянной утрате трудоспособности, пособие в случае временной нетрудоспособности, пособия по беременности, лечебная помощь, пенсии в связи со смертью кормильца. Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение о социальном обеспечении трудящихся было дополнено правительственным постановлением, согласнокоторому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя.
  • 28 апреля 1919 г. законодательство о социальном обеспечении дополняется Положением«О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств».

В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918-1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и семейств красноармейцев, которые

пользовались пособиями. Если в 1918 г. получали государственные пенсии 105 тыс. человек, в 1919 г. - 232 тыс., то в 1920 г. число пенсионеров в РСФСР составляло 1 млн человек, в том числе 75% приходилось на бывших военнослужащих. По сравнению с 1918 г. количество семей красноармейцев, пользовавшихся государственными пособиями, увеличилось в 1920 г. с 1 млн 430 тыс. до 8 млн 657 тыс. В это же время действовало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек. В сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей[4]

В начале 1990-х гг. было сложное время для людей во всех планах и социальное в том числе. Много людей перешагнули черту бедности, стали беженцами, безработными и тд.

Нарастало социальное напряжение в обществе, уровень бедности достиг более 30%. Процесс депопуляции приобрел катастрофический характер. Смертность превысила рождаемость на большей территории

РФ. Выросло число детей, рожденных вне брака. Увеличилось количество детей-сирот при живых родителях. Распадался каждый второй-третий брак. Ежегодно оставалось без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигла 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн детей-инвалидов нуждалось в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психологическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн человек, выросла преступность (ежегодно совершалось более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершаемых

подростками. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50—80 тыс. в год),

проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

В этих условиях Правительством РФ разрабатываются экономические и социальные программы, направленные на выход России из кризиса. Стихийные процессы и процессы, связанные со стабилизацией социально-кономической ситуации, выдвинули на первый план задачи социальной поддержки защиты наиболее уязвимых слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, беженцев, малоимущих и т.д.