Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Научнотеоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность
1.2. Теория международной кокуренции Портера
1.3. Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СВЕЗА Новатор»
1.2. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности АО «СВЕЗА Новатор»
2.2. Анализ конкурентной среды АО «СВЕЗА Новатор»
2.3. Оценка конкурентоспособности АО «СВЕЗА Новатор»
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «СВЕЗА Новатор»
3.1. Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности АО «СВЕЗА Новатор»
ВВЕДЕНИЕ
В условиях постоянно меняющихся рыночных условий, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон коммерческой деятельности позволяет обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости организации в рыночной среде.
В настоящее время в отечественной научной литературе большое внимание уделяется маркетинговым методам управления, позволяющим учесть влияние особенностей трудно предсказуемых рыночных факторов на деятельность организации и, тем самым, повысить ее выживаемость в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность организации, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
- определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;
-выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;
- оценить уровень своей конкурентоспособности;
- разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение;
- разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.
В условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости организации в рыночной среде служит ее конкурентоспособность, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью.
Проблемой исследования в настоящей работе является, изучение вопросов и особенностей управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия, т.к. данной теме уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Поэтому своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов разработки новых научных подходов, моделей и практических рекомендаций относительно управления конкурентоспособностью организации с целью ее повышения и упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. Это обуславливает актуальность темы данной работы и ее практическую значимость для дальнейшего развития управления предприятием.
При растущей конкуренции быть таким же, как все, не просто недостаточно - это практически не оставляет надежд на приличное существование. Сегодня бизнесмену необходимо закрепиться в этой сфере, для этого «нужен четкий план действий».
Курсовая работа посвящена деятельности предприятия по управлению конкурентоспособностью.
Цель работы - анализ сбытовой деятельности современного коммерческого предприятия и выявления путей повышения его конкурентоспособности.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия и методы ее повышения;
Описать организацию деятельности предприятия по повышению конкурентоспособности;
Проведение предварительного анализа экономических показателей работы предприятия и конкурентной среды;
Составить программу мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия;
Проанализировать эффективность проведенных мероприятий.
Объект исследования - компания
Предмет исследования - конкурентоспособность компании Акционерного общества «СВЕЗА» пос. Новатор Вологодской области.
Метод исследования - констатирующий и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент применялся для выяснения уровня конкурентоспособности предприятия. Формирующий эксперимент был необходим для проверки эффективности методов стимулирования сбыта и методов мерчандайзинга по повышению конкурентоспособности предприятия и формированию устойчивого положения на рынке.
База исследования - исследование проводилось на основе данных компании АО «СВЕЗА Новатор» поселок Новатор Великоустюгского района Вологодской области.
Данная работа написана на основе учебников и учебных пособий по маркетингу, мерчандайзингу, экономической теории, а также по материалам сайтов сети Интернет, посвященным проблемам маркетинга, где помещаются самые современные данные исследований менеджмента, маркетинга, экономики предприятия.
В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся конкурентоспособности и различных методов маркетинга, менеджмента, мерчандайзинга, влияющих на формирование устойчивой конкурентоспособности предприятия на рынке.
Во- вто-ро-й главе рабо-ты по-дро-бно- о-писывается про-ведение исследования по- по-вышению ко-нкуренто-спо-со-бно-сти ко-мпании. О-сно-во-й для написания данно-й главы служат материалы бухгалтерско-й и управленческо-й о-тчетно-сти ко-мпании АО- «СВЕЗА Но-вато-р»
В третьей главе приво-дится про-грамма меро-приятий, направленных на по-вышение ко-нкуренто-спо-со-бно-сти, а также по-дро-бный анализ результато-в исследо-вания.
ГЛАВА 1. Научнотеоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкуренция -- это жесткое соперничество людей (предприятия), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция -- это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой - неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.
В разных литературных источниках по-разному трактуется понятия конкуренции.
На пример, английский экономист Адам Смит предлагал понимать под конкуренцией поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Так же А. Смит считал, что конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность участников рынка и главной её целью является борьба за получение возможно большей прибыли.
Известный отечественный экономист Фатхутдинов Р.А. в своем учебном пособие «Стратегический маркетинг» предлагает следующее определение: "Конкуренция-процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание
в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей»
Современный американский экономист П. Хайгне считает: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критерием доступа к редким благам».
Одним из синонимов к слову конкуренция является слово соперничество. Как известно из психологии соперничество является одним из основных инстинктов человека. Соперничество побуждает человека к лучшему использованию своих способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получены именно путем соперничества, конкуренции.
Австрийский экономист Й. Шумперет определил конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.
Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции.
В некоторых литературных источников встречается упоминание о том, что конкуренция может быть поведенческой, структурной и функциональной.
1.2. Теория международной кокуренции Портера
Среди тео-рий, ко-нцепций, по-дхо-до-в, научных разрабо-то-к, о-бъясняющих с тео-ретических по-зиций суть междунаро-дно-й ко-нкуренции на со-временно-м этапе эко-но-мическо-го- развития, ло-гику ко-нкурентно-й бо-рьбы на миро-вых рынках то-варо-в и услуг, само-е заметно-е место- по- праву занимает рабо-та американско-го- эко-но-миста М. По-ртера «Ко-нкурентно-е преимущество- стран" (Тhe Competitive Аdvаntаgе Of Nаtiо-ns). Рабо-та была издана в 1991 г. и переведена на мно-гие языки, в то-м числе и на русский по-д названием «Междунаро-дная ко-нкуренция».
Ценно-сть это-го- исследо-вания со-сто-ит в то-м, что- о-но- о-твечает на большинство- во-про-со-в, ко-то-рые во-зникли у ученых эко-но-мисто-в в 1980e годы. Эти во-про-сы влияют на междунаро-дную то-рго-влю, как взаимодействуют го-сударство- и нацио-нальная ко-мпания при выхо-де на мировые рынки, по-чему на миро-вых рынках закрепились фирмы о-дних стран и это- не по-лучается у других и т.д..
Тео-рия междунаро-дно-й ко-нкуренции по- праву о-то-ждествляется с именем По-ртера, но-, как указывает сам авто-р, в ее выстраивании приняли участие бо-лее 50 ведущих ученых эко-но-мисто-в из 10 стран, ко-то-рые проанализиро-вали про-блемы ко-нкуренции на уро-вне бо-лее ста различных отраслей и по-до-траслей эко-но-мики. Таким о-бразо-м, со-вместные усилия позво-лили со-здать действительно- успешный научный про-дукт, ко-то-рый весьма сло-жно- (на данно-м этапе) по-двергать серьезно-й научно-й критике. Наверно-е, этим и о-бъясняется до-стато-чно- широ-ко-е распро-странение идей Портера и ссылки на них в мно-го-численных научных публикациях и учебниках. Рассмо-трим о-сно-вные по-ло-жения указанно-й тео-рии.
О-дним из о-сно-вных по-ло-жений исследо-вания По-ртера по- про-блемам развития междунаро-дно-й то-рго-вли является следующее: на междунаро-дно-м рынке ко-нкурируют фирмы, а не страны [16, с.104] Нео-бхо-димо- по-нять, как фирма со-здает и удерживает ко-нкурентно-е преимущество-, что-бы уяснить роль страны в это-м про-цессе.
На со-временно-м этапе ко-нкурентные во-змо-жно-сти фирм не о-граничены пределами их страны базиро-вания. Сердцевино-й данно-й тео-рии является исследо-вание ко-нкурентных преимуществ фирм в гло-бальных масштабах. Для по-ни мания приро-ды ко-нкуренции нео-бхо-димо- исследо-вать о-трасль, в рамках ко-то-ро-й о-перирует фирма, ибо- именно- там со-средо-то-чены конкуренты, выпускающие анало-гичную про-дукцию. В данно-м же ко-нтексте рассматриваются про-дукция со- схо-дными исто-чниками ко-нкурентно-го- преимущества и ро-дственные о-трасли, имеющие тех же по-купателей или анало-гичные каналы сбыта. Например, по-лиэтилен высо-ко-го- давления (ПВД) испо-льзуется в про-изво-дстве факсимильных аппарато-в, деталей для карьерных само-свало-в, само-лето-в. В сво-ю о-чередь, для про-изво-дства ПВД нео-бхо-димо- о-бо-рудо-вание для литья пластмассы по-д давлением. Во-т и конкурентно-е по-ле!