Файл: Порядок избрания и вступления в должность президента РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Поговорим в первую очередь о том, кем является президент в Российской Федерации и кратко об истории президентства.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[[1].]

Президент Российской Федерации это гарант Конституции Российской Федерации, верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. Пост избираемого всенародно Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993 г.) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и по­рядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. [[2].]

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Президент России – это единственная должность, на которую избирается один из кандидатов путем общего голосования граждан РФ.

  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
  3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
  4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. [[3].]

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. [[4].]

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.[5].

1.1 Инаугурация президента РФ

Инаугурация президента Российской Федерации — торжественная церемония вступления в должность главы российского государства, осуществляемая на 30-й день после оглашения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов президента России. [6].

1.2 Порядок проведения

Порядок проведения инаугурации законодательством не регламентируется. Вместе с тем статьёй 82 Конституции России определяется, что при вступлении в должность президент России приносит народу присягу в торжественной обстановке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда России. Таким образом, допускается любой сценарий инаугурации при условии обязательного наличия во время церемонии обозначенных Конституцией РФ участников. Знак президента России

Следует отметить, что 18 апреля 1996 года депутатами Государственной Думы был разработан и внесён на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации» (№ 96700069-2). Второй главой законопроекта были определены основные параметры вступления в должность (принесения присяги): место проведения (Московский Кремль), участники, передача символов президентской власти, обязанность всех государственных телекомпаний вести трансляцию церемонии в прямом эфире [7].. К слову, обозначенные в законопроекте символы власти — это штандарт президента и печать с гербом России и надписью «Президент Российской Федерации» (в настоящее время печать не передаётся во время церемонии инаугурации и не входит в число символов президентской власти). Однако законопроект был дважды отклонён: 20 июня 1996 года президентом, а после внесённых поправок с учётом предложений главы государства 17 июля 1996 года Советом Федерации[8].. В 2004 году окончательно снят с рассмотрения Государственной Думы[9].


ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОНОО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

В Советском Союзе пост главы государства отсутствовал. Эту роль выполнял коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл малозаметную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, на его долю выпадало рассмотрение только второстепенных вопросов. В Советский период в России первым и единственным Президентом 15 марта 1990 г. внеочередным Съездом народных депутатов СССР был избран М.С. Горбачев президентство которого продолжалось до 25 декабря 1991 г. В России институт Президента введен по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 г., за его введение проголосовали почти 70% избирателей. В апреле 1991 г. был принят Закон РСФСР "О Президенте РСФСР", а в мае институт Президента РСФСР был включен в Конституцию РСФСР 12 июня 1991 г. на пост президента путем всенародного голосования был избран Б.Н. Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 году, установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г., т.к. Президент РСФСР избирался сроком на 5 лет). С 1993 года положение, функции и полномочия Президента РФ определяются Конституцией РФ 1993 года. После ухода Б.Н. Ельцина в отставку 31 декабря 1999 г., в марте 2000 г., были проведены досрочные выборы Президента РФ, на которых одержал победу В.В. Путин. В марте 2004 г. он был переизбран на второй срок. 2 марта 2008 г. на очередных выборах Президентом РФ был избран Д.А. Медведев, а 4 марта 2012 г. - вновь В.В. Путин. В прежней Конституции его функция была определена через термины "высшее должностное лицо" и "глава исполнительной власти". В связи с принятием Конституции РФ 1993 года в статусе Президента РФ произошли изменения. Теперь он определяется как глава государства и в этом качестве является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Из Конституции РФ следует, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит прямо, непосредственно ни в одну из ее ветвей, а скорее условно становится над ними.


Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из следующих характеристик:

- глава государства;

- гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

- Верховный Главнокомандующий;

- Председатель Совета Безопасности России;

- Председатель Государственного совета РФ.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции. Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей. Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений. [10].

Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации. [11].


ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Полномочия нашего Президента могут быть прекращены по многим причинам, о которых мы узнаем ниже. Причины эти предусматриваются законом. Но бывают и такие случаи, когда в законодательстве не предусмотрены основания ухода с должности. К примеру, глава государства Михаил Горбачев ушел со своего поста добровольно, однако Конституция СССР такого прекращения полномочий не предусматривала. Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством. Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно. Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ. Рассмотрим каждое из них.

3.1 Истечение Срока

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ указанно, то что Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его нахождения в должности с того самого момента когда вновь избранный Президент не примет присягу. Это классический порядок прекращения полномочий. В остальных случаях эти полномочия могут быть прекращены досрочно.

3.2 Отставка Президента

Президент РФ может покинуть свой пост раньше в случае отставки – т.е. добровольного соглашения ухода с должности Президента. Именно так поступил Президент Борис Ельцин, он ушел с поста 31 декабря 1999года.

Интересно то, что в Конституции РФ порядок добровольного ухода Президента с должности не регулируется.

3.3 Стойкая неспособность

В ч.2 ст.92 Конституции РФ предусмотрено еще одно прекращение полномочий, такое как стойкая неспособность, по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом (дело идет о том, когда у государства возникает угроза). Ведь нормальное функционирование государства зависит почти целиком от самого Главы.