Файл: Учет амортизации основных средств (Понятие, сущность и значение амортизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие, сущность и значение амортизации
1.2 Классификация и оценка основных средств
1.3 Способы начисления амортизации
ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Первоначальной стоимостью основных средств, которые получены предприятием по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на момент принятия к бухгалтерскому учету.
При получении объектов основных средств безвозмездно нужно учитывать положения статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть II), в которой не допускается дарение, кроме обычных объектов дарения стоимостью менее установленных законодательных актов МРОТ, в отношениях между коммерческими предприятиями.
Порядок бухгалтерского учета операций по приобретению основных фондов по договорам, которые не содержат условия оплаты приведен в таблице (Приложение 4).
Порядок бухгалтерского учета приобретения основных средств по договорам купли-продажи приведен в виде таблицы (приложение 1).
Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по реализации основных средств по договорам купли-продажи приведен в виде таблицы (Приложение 2).
В этом случае сумма дохода будет определяться условиями договора купли-продажи основных средств с учетом суммовых разниц. Финансовый результат выявляется по каждому выбывшему инвентарному объекту основных средств. Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» открыт субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по выбытию основных средств по договорам, так же не содержащим условий оплаты приведен в таблице (Приложение 5).
Порядок бухгалтерского учета операций по внесению основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации приведен в таблице (Приложение 6).
Расходы на приобретение отдельных объектов основных фондов, которые возникают при приобретении одного объекта или группы однородных объектов (к примеру, комплекта компьютеров), определяют цену каждого объекта в соответствии с информацией о данном основном средстве, указанной в счете, товарной накладной и т.д. Если в счете отдельной строкой указывается сумма доставки, она подлежит распределению между объектами пропорционально указанной в счете (накладной) цены каждого объекта, который включает таможенные пошлины и прочие невозмещаемые налоги.
В случаях, если прямое отнесение расходов невозможно на конкретный объект проводятся процедуры распределения этих расходов. В составе расходов, дополнительно формирующих первоначальную стоимость и подлежащих распределению, учитываются:
- суммы, которые уплачиваются за консультационные, информационные, посреднические и другие услуги, связанные с приобретением объектов основных средств;
- расходы на хранение имущества;
- суммы, уплачиваемые за предоставление Обществу заемных средств (вне зависимости от кредитора), для осуществления капитальных вложений;
- прочие затраты.
- Данные затраты подлежат распределению на объекты учета пропорционально сформированной стоимости на первоначальном этапе.
- Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.
Объекты основных средств могут выбывать и быть списаны вследствие недостачи, порчи. Выявление лиц, по вине которых произошло выбытие основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности входит в функции Комиссии. Все предложения Комиссии о взыскании недостач выносятся на рассмотрение руководителя Организации, который принимает решение об отнесении сумм недостач на виновных лиц. Такое решение оформляется организационно-распорядительным документом (приказом).
Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных со списанием основных средств вследствие недостачи, порчи, производится на основании оформленных документов, подтверждающих недостачу объекта (заявление в органы внутренних дел, результаты инвентаризации, приказ руководителя, с обязательным оформлением акта по форме ОС-4, ОС-4а)
Аналитический учет основных фондов организуется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов, мест нахождения и источников приобретения.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признаются:
- объект со всеми принадлежностями и приспособлениями;
- отдельный конструктивно-обособленный предмет, который предназначен для исполнения определенных самостоятельных функций;
- обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, которые представляют собой единое целое и предназначенных для исполнения определенной работы.
Аналитический учет основных фондов по каждому инвентарному объекту (или группе однородных объектов) проводится на инвентарных карточках. Инвентарная карта может вестись по унифицированной форме № ОС-6, которая утверждена постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21.01. 03 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичных учетных документов по учету основных средств», либо по форме, которая утверждена самим предприятием.
Заполнение инвентарных карт (инвентарной книги) осуществляется на основе акта (накладной) приемки-передачи основных фондов технических паспортов и иных документов на сооружение, приобретение, перемещение и списание объектов основных средств.
Поступление основных средств на предприятие оформляется такой первичной документацией типовой межведомственной формы.
- актом (накладной) приемки-сдачи основных средств (форма № ОС-1);
- актом приемки- передачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3);
- актом о приемке оборудования (форма № ОС-14);
- актом приемки-передачи оборудования на монтаж (форма № ОС-15);
- актом о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Выбытие основных средств из предприятия оформляется следующей первичной документацией типовой междуведомственной формы;
- актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1);
- актом на списание основных фондов (форма № ОС-4);
- актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а).
- Для учета операций, которые связаны с движением основных средств, используют счета: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».
- При разработке учетной политики предприятие в рабочем плане счетов дают возможность позволят получать необходимую информацию для заполнения форм отчетности:
- 01/1 «Собственные основные средства (здания, сооружения, оборудование, машины, земля, объекты природопользования и пр.)»;
- 01/2 «Арендованные основные средства по договору лизинга»;
- 01/3 «Основные средства на консервации»;
- 01/4 «Основные средства в запасе»;
- 01/5 «Выбытие основных средств» и др.
При осуществлении анализа имущественного положения предприятия осноными источниками служат форма № 1 - бухгалтерский баланс, форма № 5 - приложение к бухгалтерскому балансу и прочие формы отчетности, а также данные аналитического и первичного бухгалтерского учета, расшифровывающие и детализирующие отдельные статьи баланса.
ГЛАВА 3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ
Амортизационные отчисления вычисляются каждый месяц по основным средствам, числящимся на первое число отчетного месяца. Амортизация по вновь поступившим основным фондам начисляется с первого числа месяца, последующего за месяцем принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету, а по выбывшим объектам прекращается с первого числа месяца, последующего за месяцем их выбытия или месяцем полного погашения стоимости объекта основных фондов.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств осуществляется в независимости от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они отнесены.
Амортизация начисляется по основным фондам, которые числятся на балансе предприятия.
Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.05 г. № 147н «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ (ПБУ 6/01)», начиная с бухгалтерской отчетности после 2006 г., начисляется амортизация по таким объектам, на которые ранее амортизация не начислялась:
- по объектам жилого фонда;
- по объектам внешнего благоустройства и иным подобным объектам;
- по продуктивному скоту, волам, буйволам, оленям, многолетним насаждениям, которые не достигли возраста эксплуатации;
- по доходным вложениям в объекты жилого фонда.
В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 амортизация не начисляется:
- по земельным участкам, объектам природопользования, объектам отнесенным к музейным экспонатам и музейным коллекциям;
- по объектам основных фондов некоммерческих предприятий.
По данным объектам на забалансовом счете осуществляется обобщение информации о величине износа, который начисляется линейным методом.
Движение величины износа по вышеуказанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Начисление амортизационных отчислений останавливается на время нахождения объектов основных средств:
- на консервации периодом более 3-х месяцев. При этом порядок консервации устанавливается директором предприятия и действует в отношении объектов, которые находятся в определенном комплексе, либо объектов имеющих законченный цикл производства;
- на восстановлении (реализации работ по модернизации и реконструкции), со сроком проведения работ, более года.
Активы стоимостью в границе лимита, установленного в учетной политике предприятия, но не более 20 тысяч рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве в компании организуется надлежащий контроль их движения.
Для учета амортизации основных фондов применяют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначается для обобщения информации об амортизации, которая накапливается за весь период эксплуатации объектов основных производственных средств.
По кредиту счета отражаются суммы начисленной амортизации за отчетный период, по дебету – списание начисленной амортизации по выбывшим основным средствам независимо от причины выбытия.
Суммы начисленной амортизации, отраженные по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» относятся в дебет следующих счетов:
25 «Общепроизводственные расходы» – по объектам производственного назначения,
26 «Общехозяйственные расходы» – по объектам общехозяйственного назначения,
23 «Вспомогательные производства» – по объектам вспомогательного производства,
20 «Основное производство» – по объектам основного производства при выпуске одного вида продукции (выполнении одного вида работ, услуг);
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – по объектам непромышленных производств и хозяйств;
44 «Расходы на продажу» – по объектам, обслуживающим процесс обращения;
91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – по объектам, сданным в текущую аренду, если сдача в аренду основных средств не является предметом деятельности организации.
К счету 02 «Амортизация основных средств» предприятие может открыть субсчета в зависимости от особенностей деятельности, направления использования, места нахождения основных фондов, к примеру: субсчет 1 «Амортизация собственных основных средств», субсчет 2 «Амортизация имущества, сданного в аренду». Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведётся по отдельным инвентарным объектам основных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для ведения производственной и хозяйственной деятельности любой экономический субъект должен иметь определенные ресурсы (трудовые, материальные, финансовые) и соответствующие объекты основных фондов, которые являются важными элементами производительных сил.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, силовые и рабочие машины и оборудование, регулирующие и измерительные устройства и приборы, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, хозяйственный и производственный инвентарь и принадлежности, рабочий, племенной и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие соответствующие объекты.
Система эффективного бухгалтерского учета амортизации основных фондов призвана сформировать корректную объективную информацию для принятия управленческих решений и выражать реальное финансовое положение и результаты деятельности организации.