Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности (Теоретические основы изучения органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения органов местного самоуправления
1.2. Структура органов местного самоуправления
Глава 2. Анализ организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе
2.1. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации
2.2. Полномочия органов местного самоуправления и их перераспределение РФ
2.3. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ
Глава 3. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из важнейших проблем национальной экономики является формирование местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает повышение эффективности системы местного самоуправления.
В контексте углубляющейся социально-экономической реформы роль местного самоуправления возрастает как фактор демократизации общественной жизни, что является необходимой предпосылкой для развития гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что наше общество не справится с существующими многочисленными проблемами, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения проблем, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является неотъемлемым элементом конституционного строя демократических стран. Он представляет собой ту конкретную «ветвь власти», которая, с одной стороны, участвует в реализации воли государства, а с другой стороны, наиболее полно учитывает интересы населения. Местные органы власти укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально адаптированы к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Понятие местного самоуправления, системы его органов, связи этих органов с населением и центральными органами власти также исследовали русские ученые начала XX века. А.Д. Градовский, И.И. Евстихиев Н.И. Лазаревский М.И. Свешников и др. Структура органов местного самоуправления является предметом исследования В. В. Володина, В. Л. Ясюнуса, Ю. А. Тихомирова, А. Широкова, С. Юрковой и др.
Цель исследования – изучить современные проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации и их деятельность.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления в России.
Предмет исследования – проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.
Основные задачи:
- Раскрыть сущность понятия местное самоуправление;
- Рассмотреть структуру органов местного самоуправления;
- Провести анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
- Изучить проблемы и перспективы развития местного самоуправления в РФ.
Методологической основой работы являются системный анализ, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, статистический, методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключение и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения органов местного самоуправления
Термин «местное самоуправление» в отечественной науке о муниципальном праве не имеет единой интерпретации, которую разделяли бы все ученые.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация, законы субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ограничить гарантированные ими права местного самоуправления[21, с. 231].
Местное самоуправление является формой самоорганизации граждан для решения повседневных задач. В этом контексте можно говорить и об автономии местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий. Государственные органы определяют правовую основу для структуры и функционирования местного самоуправления, но они не имеют права осуществлять его полномочия[24, с. 47].
Местное самоуправление является формой реализации государственной власти, поскольку оно обладает характеристиками, присущими органам государственной власти, такими как наличие власти, обязательные решения, которые они принимают для физических и юридических лиц на всей территории муниципалитета, в которой эти власти осуществляют их полномочия[15, с. 96].
Существует несколько традиционных подходов к определению характера местного самоуправления. По мнению некоторых ученых, основой этого определения является социально самостоятельное начало. Другая группа юристов настаивает на том, что местное самоуправление является частью государственного аппарата.
Существует мнение, что местное самоуправление объединяет как государственные, так и общественные функции, являясь независимым уровнем государственной власти. Местное самоуправление следует рассматривать как более низкий уровень государственной власти в государстве. При осуществлении своих полномочий он не должен нарушать рамки, определенные законом, его функционирование не может противоречить государственной власти [7, с. 126].
В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 года, «местным самоуправлением» означает право и фактическое способность органов местного самоуправления регулировать значительную часть государственных дел и управлять ими в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. приняла положения Европейской хартии 1985 г. и, хотя она не содержит определения местного самоуправления, на конституционном уровне закрепила право населения на МСУ и признала его одним из основы конституционного строя (статьи 3, 12, 18, 130 и т. д.).[1].
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» местное самоуправление является формой осуществления власти населением, обеспечивающей в пределах устанавливается Конституцией, федеральным законодательством, а в случаях, установленных им, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под их ответственность решение населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по вопросам местного значения на основе на интересах населения, с учетом исторических и других местных традиций[2].
Местное самоуправление можно рассматривать как: а) одну из основ конституционного строя; б) элемент правового статуса гражданина; в) форма демократии[8, с. 31].
Среди основ конституционного строя местное самоуправление является наиболее важным институтом, во многом определяющим российское государство как демократическое и правовое. В Конституции говорится о местном самоуправлении в связи с осуществлением людьми своей власти, распределением форм собственности[10, с. 23].
В то же время подчеркивается роль самоуправления в общем механизме социального управления. Учитывая, что эти нормы имеют особую юридическую силу, законодатели должны руководствоваться ими при дополнении или изменении Конституции.
Европейская хартия МСУ устанавливает, что именно на местном уровне гражданское участие в управлении может быть непосредственно обеспечено.
Таким образом, в качестве основы конституционного порядка местное самоуправление является наиболее важным институтом, который в значительной степени определяет российское государство как демократическое и правовое. В Конституции говорится о местном самоуправлении в связи с осуществлением людьми своей власти, распространением форм собственности. В то же время подчеркивается роль самоуправления в общем механизме социального управления. Учитывая, что эти правила имеют особую юридическую силу, законодатель должен руководствоваться ими при изменении или дополнении Конституции.
1.2. Структура органов местного самоуправления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является народ (существует единственный источник власти). Формы реализации власти разные. Власть народа осуществляется непосредственно, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Органы государственной власти должны оказывать регулирующее влияние на местное самоуправление, в частности, путем определения основных фундаментальных параметров институциональных механизмов муниципального управления и отношений между его элементами, что обусловлено конституционно-правовой природой местного самоуправления как Один из уровней публичной власти наиболее близок к общественности, учитывая необходимость достижения при участии органов местного самоуправления целей конституционного развития России[11, с. 56].
В свою очередь, права и обязанности местного самоуправления, деятельность его органов и должностных лиц должны соответствовать Конституции, а также законам и иным нормативным правовым актам, созданным на ее основе[19, с. 23].
В соответствии с этим структура органов местного самоуправления должна определяться населением не произвольно, а в рамках общих принципов организации органов местного самоуправления, установленных федеральным законом, включая формы осуществления местного самоуправления, порядок формирования муниципальные власти, их полномочия и т.д.
В то же время законодательное регулирование вопросов местного самоуправления должно соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивать уважение и защиту права на осуществление местного самоуправления. Самоуправление наряду с другими непосредственно применимыми правами граждан, которые определяют значение, содержание и применение законов, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Право гражданина осуществлять местное самоуправление включает в себя широкий спектр возможностей для участия в решении местных проблем. Итак, наиболее важными являются права: принимать участие в местном референдуме; избирать и быть избранными в местные органы власти; поступить в муниципальную службу; взаимодействовать с местными органами власти[22, с. 6].
Осуществление местного самоуправления включает и другие права граждан: а) индивидуальные (они распространяются на каждого гражданина и осуществляются отдельными членами местного общества независимо от других членов), например, право поступать на муниципальную службу; б) коллективные (производятся коллективными действиями членов местного сообщества). Например, право на законодательную инициативу, право принимать решения по местным вопросам, право создавать органы местного самоуправления[26, с. 10].
Таким образом, местное самоуправление осуществляется гражданами посредством референдума, выборов, других форм прямой воли, через выборные и другие органы местного самоуправления. Именно эти формы осуществляют самостоятельность в решении локальных проблем.
В наши дни в России все еще проводятся реформы в области местного самоуправления. Для современной России система органов местного самоуправления необходима экономике, и если это взаимодействие произойдет, то они смогут помочь государству в проведении экономических реформ и выполнении возложенных на них социальных функций. Основой современной модели местного самоуправления являются органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно поддерживают деятельность широкого спектра экономических и социальных услуг, но и используются в качестве объекта и проводника социально-экономического развития. политика федеральных органов власти и органов власти Российской Федерации. Все это делает местное самоуправление неотъемлемой частью всего государственного аппарата[13, с. 14].
Одним из наиболее важных показателей в определении значимости местных органов власти является тот факт, что значительная доля муниципальных работников работает на этом уровне управления. Органы местного самоуправления подразделяются на общие полномочия, то есть местные органы власти, которые имеют полномочия выполнять многие функции и решать различные вопросы местного значения, а также специальные органы компетенции (секторальные, функциональные), созданные для выполнения каких-либо или нескольких функций. Одной из главных особенностей модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, руководителей местного самоуправления, прежде всего, перед населением[12, с. 29].