Файл: Кредиты банка России коммерческим банкам: формы,виды,способы отражения на балансе.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
Аналитический учет ссудной задолженности осуществляется в банках в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.
Счета «Резервы на возможные потери» (пассивные счета второго порядка банковских счетов 441—459) предназначены для учета движения (формирования, доначисления), восстановления (уменьшения) резервов на возможные потери. Аналитический учет ведется в валюте Российской Федерации в порядке, определяемом учетной политикой кредитной организации. При этом аналитический учет должен обеспечить получение информации как в разрезе заключенных договоров с заемщиками и иными контрагентами, формирование резервов по которым производится на индивидуальной основе, так и портфелей однородных ссуд (требований).
Если в портфель однородных ссуд (требований) включены ссуды (требования), отражаемые на разных балансовых счетах первого порядка, то по каждому балансовому счету первого порядка открывается лицевой счет или счета для отражения величины резерва, сформированного под однородные ссуды (требования) соответствующего портфеля. Кредитная организация вправе на основе утвержденных в учетной политике критериев существенности открывать лицевой счет или счета по балансовому счету (балансовым счетам) первого порядка, на котором числится существенный объем однородных ссуд (требований), включенных в соответствующий портфель.
Каждый предоставленный банком кредит включает несколько операций и поэтому отражается в бухгалтерском учете одновременно несколькими проводками, соответствующими отдельным элементам кредитной сделки: выдача денежных средств (кредитных ресурсов банка) заемщику, которые независимо от способа их предоставления зачисляются непосредственно на его расчетный счет; отражение за балансом (учет на внебалансовых счетах) принятого банком обеспечения по ссуде (вторичных источников погашения кредита);
отражение за балансом (учет на специальных внебалансовых счетах) установленных заемщикам и недоиспользованных лимитов кредитования (по овердрафту, кредитным линиям); создание резерва на возможные потери по ссудам и учет его движения на пассивных счетах второго порядка банковских счетов 441—459; постановка на учет и ответственное хранение подлинников самих обеспечительных обязательств заемщика по ссуде и кредитного договора с банком, т.е. юридической документации.
Сложность кредитных операций, разнообразие видов банковских кредитов и способов их предоставления, а также неоднородность клиентов — заемщиков обязывает кредитный отдел банка в целях обеспечения правильного отражения в бухгалтерском учете ссудных операций выписывать в адрес операционного отдела банка (бухгалтерии) специальное распоряжение на выдачу кредита.
В распоряжении на выдачу кредита должны быть указаны: полное наименование заемщика (с указанием организационно-правовой формы, рода деятельности и формы собственности); номер его расчетного счета в банке — кредиторе (или номер расчетного счета в другом банке, если заемщик не является клиентом банка:— кредитора); номер и дата кредитного договора (соглашения), на основании которого производится выдача кредита; вид кредита (разовый, овердрафт, кредитная линия с указанием ее вида (возобновляемая, невозобновляемая и т.д.));
—: сумма предоставляемых средств по договору (лимит кредитования); размер установленной процентной ставки по кредиту (срочному и просроченному); порядок и периодичность начисления процентов по ссуде; сроки уплаты процентов; сроки возврата кредита (с указанием дат и сумм); вид обеспечения и его сумма; группа кредитного риска по ссуде.
На основании этого распоряжения бухгалтерия банка присваивает номер ссудному счету, открываемому заемщику
(исходя из вида кредита, его срока, формы собственности заемщика ш рода деятельности;), а также номер счета по учету резерва на возможные потери по ссуде (исходя из категории ее риска). На отдельных внебалансовых счетах приходуется обеспечение по ссуде (в зависимости от его характера) и учитываются лимиты по открываемой кредитной линии или овердрафту. Юридическая документация помещается в специальное хранилище и учитывается на отдельном внебалансовом счете.
ГЛАВА 2.Организация кредитования банком России коммерческого банка
1.1 Общая характеристика банка России
Правовой статус Банка России базируется на нормах Конституции РФ (п. "ж" ст. 71, ст. 75) и подробнее раскрывается в Законе о ЦБ РФ, а также определяется иными федеральными законами (например, БК РФ).
В то же время в ГК РФ указано, что правовое положение Банка России определяется исключительно Конституцией РФ и Законом о ЦБ РФ (п. 4 ст. 48).
В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).
В Конституции РФ закреплены два важных положения, непосредственно относящиеся к Банку России: а) денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ; б) защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он выполняет независимо от других органов государственной власти (ч. ч. 1, 2 ст. 75).
Эти конституционные положения конкретизируются в Законе о ЦБ РФ: целями деятельности Банка России являются (ст.
3 Закона о ЦБ РФ): защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 1 Закона о ЦБ РФ).
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды (ст. 6 Закона о ЦБ РФ).
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона о поправках в Конституцию РФ (ст. 87 Закона о ЦБ РФ).
Основная (первичная) цель деятельности и функция Банка России - монопольная эмиссия денег, обеспечение защиты и устойчивости рубля.
Выполняя столь важную функцию, Банк России обладает весьма неопределенным правовым статусом: в законодательстве не оговорена организационно-правовая форма Банка России, хотя делается акцент на некоммерческом характере его деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3 Закона о ЦБ РФ). |
Ни в Конституции РФ, ни в Законе о ЦБ РФ ясно и однозначно не говорится, является Банк России органом государственной власти или нет.
Имущественные полномочия Банка России. В Законе о ЦБ РФ говорится, что уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность. В то же время ЦБ РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Закона о ЦБ РФ).
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб. (ст. 10 Закона о ЦБ РФ). Прибыль Банка России, определенная как разница между его доходами от банковских операций и сделок участия в капиталах кредитных организаций и расходами (ст. 11 Закона о ЦБ РФ), после уплаты налогов и сборов подлежит перечислению в федеральный бюджет в размере 50%, если иное не установлено отдельным федеральным законом . Оставшаяся часть прибыли направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения
26 Закона о ЦБ РФ).
--------------------------------
Федеральным законом от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ) действие данной нормы приостановлено до 1 января 2016 г. В федеральный бюджет перечисляется 75% прибыли, фактически полученной Банком России по итогам 2014 г., остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Анализ этих и других положений показывает, что Банк России обладает уникальным в своем роде правовым статусом (схема 4).
Схема 4
Правовой статус Банка России
┌──────────────┐
│ Банк России │
└─┬──────────┬─┘
│ │
V V
┌───────────────────────┐ ┌──────────────────┐
│Государственный орган │ │ Банк │
└─┬──────────┬───────┬──┘ └──────────────────┘
│ │ │
│ │ └───────────┐
V V V
┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌──────────────┐
│ Орган │ │ Орган │ │ Орган │
│регулирования│ │ банковского │ │регулирования │
│ и надзора │ │регулирования│ │ и надзора │
│ в сфере │ │и банковского│ │в сфере финан-│
│ денежного │ │ надзора │ │ совых рынков │
│ обращения │ │ │ │ │
└─────────────┘ └─────────────┘ └──────────────┘
С одной стороны, Банк России выступает в качестве органа государственной власти , так как на него возложены полномочия по регулированию отношений в сфере функционирования денежной и банковской систем, финансового рынка.
--------------------------------
Конституционный Суд РФ в своем Определении сделал вывод, что полномочия Банка России по своей природе относятся к функциям государственной власти.
С другой стороны, Банк России обладает статусом юридического лица, которое вправе осуществлять банковские операции, то есть является банком, правда, со значительными особенностями .
--------------------------------
В качестве органа государственной власти Банк России обладает самым широким спектром полномочий.
1. Банк России вправе принимать в рамках своей компетенции нормативные правовые акты в виде указаний, положений и инструкций (ст. 7 Закона о ЦБ РФ), то есть обладает нормотворческой функцией.
2. Банк России осуществляет надзор за выполнением указанных актов, а также банковского законодательства и законодательства в сфере денежного обращения и финансовых рынков, т.е. выступает в роли органа исполнительной власти.
3. Банк России обладает юрисдикционными полномочиями, то есть вправе самостоятельно привлекать иных субъектов банковской системы к ответственности за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
Несмотря на столь значительные полномочия, Конституция РФ не позволяет отнести Банк России ни к одной из ветвей государственной власти, указывая на независимость ЦБ РФ от других органов государственной власти. Это положение далеко не случайно, ведь принято считать, что оно продиктовано необходимостью вывести эмиссионный центр из-под прямого подчинения органам исполнительной власти. В противном случае велика угроза бесконтрольного включения "печатного станка" и как результат обесценивания денег (инфляции).
Такой подход выглядит спорным, так как опыт существования центральных банков показывает, что независимые центральные банки нередко прибегают к неоправданной и бесконтрольной денежной эмиссии. Здесь также можно вспомнить, что в Российской империи Государственный банк находился в ведении Министерства финансов, и, несмотря на это, положение российского рубля, особенно после введения золотого стандарта Министром финансов С.Ю. Витте, было весьма прочным. Впрочем, в законодательстве предусмотрены некоторые механизмы ограничения принципа независимости Банка России .
1) Общая характеристика ЦБ
Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная или учетная ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других, отвечающих требованиям центрального банка, видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.