Файл: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа 52".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска
"Средняя общеобразовательная школа №52"
Тема проекта: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
3 Проблема воспитания и образования в комедии
Муж Простаковой дворянин только по "бархатной книге" - в жизни он существо забитое, ничтожное, безличное, дрожащее от страха перед госпожой Простаковой наравне с Еремеевной. Сын Простаковой — Митрофанушка — не только глупое и невежественное животное, «быдло, а не человек», «поругание людей», но и жестокий, бездушный тиран и деспот. Произвол помещичьей власти развратил Простакову, которая потеряла человеческий облик и перестала быть женой и матерью. В результате этого крупного помещичьего произвола она искалечила семейные отношения, сделала мужа рабом, а сына тираном. В то же время неограниченная власть над людьми, сознание их полной безответственности вызывали у дворян отвратительную трусость. Митрофан, постоянно оскорблявший старую мать, издевался над отцом, постыдно трусил перед дядей и, как шестнадцатилетний ребенок, унизительно прячется за юбку Еремеевны. Простакова, жестоко наказавшая всех окружающих ее людей, испытывает великий страх перед Правдиным и Милоном, когда вскрылась ее попытка увести Софью, и смиренно умоляет о пощаде на коленях.
Главным замыслом Фонвизина в «Недорослях» было стремление показать все поступки, действия, мысли Простаковых и Скотининых, все их нравы и интересы в социальной обусловленности. Они порождены крепостным правом, — говорит Фонвизин. Поэтому от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение. Конец комедии закономерен — борьба с феодалами увенчивается победой, жестокие помещики лишаются прав на собственных крепостных, на поместье налагается опека. Как только эта главная и единственная тема, определившая содержание матча, доведена до конца, комедия окончена. Единственная сюжетная борьба — это борьба с подданным Простаковой, борьба политическая, ибо содержанием этой борьбы является отнятие у дворянина права собственности на его имущество. Эту борьбу ведет Правдин, поддерживаемый Стародумом и Милоном, которые определяют исход поединка, являются главной действующей силой комедии. В то же время они менее всего озабочены нравственным осуждением Скотининых, Простаковых, Митрофанов — их ничтожество вызывает в них лишь чувство презрения и негодования, которое немедленно выливается в действие — желание отнять власти Простаковых. источник всех проблем и несчастий. Впервые на сцену вышли положительные герои, действующие и реализующие свои идеалы на деле.
В своей комедии Фонвизин полностью скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения, заложив тем самым основы конфликта того времени, взятого из общественно-политической жизни России 70-х - начала 80-х годов.
А бракосочетание Софьи Скотининой и Митрофана мероприятие не устраивает. Писатель изображает его как пародию, введенную для комической компрометации раскрытых героев. «Страсть» Скотинина определяется, с одной стороны, желанием получить деньги Софьюшкина, на которые он «скупит всех свиней с большого света», а с другой стороны, желанием «иметь своих поросят». хочет жениться, потому что устал учиться. Приставания этих женихов не интриги. Софья только улыбается им - настолько чудовищно абсурдна для нее и ее друзей идея этого сватовства. Сама Софья говорит ей возлюбленный Милон о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, твоя ревность довела бы тебя до крайности… Хотя ему и шестнадцать лет, но он уже достиг последней ступени своего совершенства и дальше не пойдет». При появлении второго соперника, Скотинина, Правдин благоразумно останавливает Милона, возмущённого его рассуждениями: «Как можно сердиться на Скотинина!» Вся последующая драка «соперников» — Митрофана и Скотинина носит издевательский характер, она явно преследует только одна цель - еще раз подчеркнуть "жестокость" представителей "дворянского сословия".Сюжет построен на борьбе с крепостным правом как величайшим злом, морально развращающим современное дворянское общество и народ в целом, против политики Екатерины II и непосредственно против нее как защитницы крепостного права.Именно в фабуле и прежде всего в фабуле проявился реализм Подраста.Не традиционная, условно литературная любовная связь создает комедию, а крупные общественно-политические события в общественной жизни России Гоголь это прекрасно понимал и приветствовал. Говоря о «Недоросле» и «Горе от ума», он писал: «Содержание, взятое в интригу, не завязано плотно, но мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем немного заботились, видя сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним выходы и уходы лиц своих». Этот новаторский характер сюжета привел к созданию нового типа комедий. «Их можно назвать, - продолжал Гоголь, - истинно-общественными комедиями, а подобного выражения, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов. Поэтому такой новый сюжет помог вскрыть глубоко и проникновенно важнейшие стороны социально-политического бытия России, «раны и болезни нашего общества, которые беспощадною силою иронии выставлены в очевидности потрясающей».
3 Проблема воспитания и образования в комедии
Историческим прототипом «Недоросля» послужило звание знатного подростка, не закончившего учёбу. Во времена Фонвизина тяготы обязательной службы возрастали одновременно с ослаблением материальной мотивации к ней. Бегство от школы и службы стало хронической болезнью дворянства. Митрофану у Фонвизину скоро исполнится шестнадцать; но он еще несовершеннолетний: по закону 1736 г. срок обучения несовершеннолетнего продлевается до двадцати лет. Тот же закон разрешил недоросткам иметь ресурсы для домашнего образования. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную науку. Эти люди не понимали своего высокого положения, и произошел перелом в статусе сословия, которое требовало к себе полного внимания. Образованные люди того времени настойчиво доказывали, что все русское дворянство нуждается в знании гражданских законов и государства своего отечества, русской географии и истории. Той же осенью, когда впервые разыграли «Подраст», в Петербурге была создана комиссия по устройству народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный просветитель, не мог не участвовать в дискуссии о проблемах образования и воспитания в стране. Вот почему эти вопросы занимают так много места в его комедии «Подлесок».
Так что Митрофан, которому скоро исполнится шестнадцать лет, учится в родительском доме. Главный воспитатель Митрофанушки – его собственная мать. В «Подрасте» богатый дворянский род екатерининских времен изображен в совершенно хаотичном состоянии. Здесь все понятия перевернуты с ног на голову; все чувства вывернуты наизнанку; во всем есть гнет и произвол, ложь и ложь, всеобщее непонимание. Тот, кто сильнее, угнетает; кто слабее врет и врет. Дама из дома Простака — это смесь высокомерия и подлости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. Во всем этом она совершенно невежественна и необразованна, поэтому учителями, выбранными для ее сына, на самом деле являются полуобразованный семинарист, отставной солдат и простой кучер. Чему они могут научить Митрофана? Но для Простаковой это не имеет значения. Даже ее портной нигде не учился шитью. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает, что стоит только заказать, и ее портной сам этому научится. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и увиливать, поэтому результат воспитания в этой семье закономерен. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры воспитали в нем изверга и домашнего учителя, как его собственная мать. В конце комедии Митрофан с легкостью уходит от родной матери. Воспитание исказило его в основном безобидный характер. По словам П. А. Вяземского, Фонвизин в лице Простаковой издевается над «гибельными плодами невежества, плохой образованности и злоупотребления внутренней властью».
Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин пытался представить просвещенную силу дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные персонажи пьесы — это не столько действующие лица драмы, сколько ее нравственная установка. Стародум не столько живой человек, сколько нравственный манекен, идеальный просветитель екатерининской эпохи. Недаром он утверждает, что «не тот богач, который считает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, кто считает излишки, чтобы помочь тому, кто в них не нуждается... Дворянин счел бы это первым стыдно ничего не делать: есть люди, которые помогают стране служить», «великий государь, есть мудрый государь», «совесть всегда, как предостерегает друг, перед судьей наказывает». Слова Стародумы — призыв Фонвизина к нравственной чистоте нравственных устоев современного общества. Одно время он даже издавал журнал с символичным названием — «Друг честных людей или Стародум».
Вопрос о системе образования и воспитания — одна из важных проблем комедии Фонвизина «Недоросль». О воспитании в спектакле говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, воспитательного (Стародум, Правдин, Милон, Софья). Простакова и Скотинин занимают консервативные позиции. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и действительно иногда приходилось слышать, что «девочки умеют читать и писать!» Такого же мнения придерживается и Скотинин, который тоже «никогда ничего не читал с рождения». Но Скотинин и Простакова уже начинают понимать, что времена меняются и без образования не обойтись.
Конечно, дворянский титул позволит получить какое-то звание, но пробиться в высший свет можно только при наличии хорошего образования и воспитания. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и сами нанимают ему учителей. Однако сами они стараются оградить Митрофанушку от любой учебы. В результате Митрофан не просто вырастает невеждой, абсолютно ничего не знающей и не желающей учиться. Он также злой, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать. Совершенно прав Стародум, когда говорит, что это «плохая мораль, достойная плода».
В отличие от Митрофанушки Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. В этот образ драматург вкладывает определенную мысль, ведь он искренне верит, что такие люди действительно могут служить своей стране. Свои мысли о воспитании подрастающего поколения Фонвизин вложил в уста думающего героя Стародумы. В четвертом действии пьесы мы наблюдаем, как Стародум воспитывает Софью, высказывает ей свои мысли и жизненные наблюдения. Из разговора героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить хорошее мнение о себе у хороших людей. Она хочет жить так, чтобы по возможности никого никогда не обидеть. Стародум учит девушку «истинному пути» и она впитывает все жизненные истины своего дяди. Можно сказать, что наставления Стародумов попали на благодатную почву. Они, несомненно, принесут плоды.
Фонвизин создает незабываемые образы учителей Митрофана. Драматург пытается показать, что вряд ли такие учителя, как Кутейкин, сам не окончивший семинарии, или бывший ямщик Вральман, могли научить молодого человека чему-то дельному. Один из них, Цыфиркин, вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать незаслуженные деньги, так как ничему не смог научить босса клуба Митрофана. Драматург считает, что проблема воспитания и образования имеет общегосударственное значение, ведь только в правильном воспитании и образовании кроется источник спасения от зла, угрожающего обществу. В рассказе о Митрофанушке объясняется, откуда берутся Звери и что следует изменить, чтобы они больше не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть пороки человеческой природы через нравственное воспитание.
Проблема образования заключается прежде всего в получении образования. Госпожа Простакова понимает, что «время сейчас другое», и нанимает «учителей» для обучения Митрофана науке. Его обучали три «учителя»: «грамоте» — дьякон Кутейкин, «арифметике» — отставной сержант Цыфиркин, «французскому языку и всем наукам» — кучер Вральман. Автор искренне смеется над таким "учением". Митрофан наглядно продемонстрировал результаты «обучения» грамоте, назвав одну дверь «прилагательным», а другую — «еще существительным». Он даже не знает, что существуют такие науки, как география и история. Домашнее воспитание и образование не давало ему никаких, даже самых простых понятий о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу.
По мнению Стародум и Правдиной, важнейшей проблемой воспитания является воспитание высоких нравственных качеств человека. Большое внимание уделяется в комедии разъяснению своих взглядов на этот вопрос. Вот несколько типичных утверждений:
«Прямая цена ума дает хорошие манеры. Без этого разумный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше любой беглости ума.
«Человеку должно быть лестно одно уважение — искреннее; и духовного уважения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знатности не по чинам.
«Не тот богач, который считает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, кто считает излишки в себе, чтобы помочь тому, у кого нет того, что ему нужно».
Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и баловства. Такое воспитание сразу лишает его смысла и смысла жизни. И учителя ничем помочь не смогут (это дань моде от госпожи Простаковой); У Митрофана не было других желаний, кроме как поесть, побегать в голубятне и жениться. Вся его жизнь предварительно ограничена скотным двором, где люди рассматриваются как свиньи, а свиньи - как часть культа, которому они поклоняются.
Но безнравственность процветает не только в дворянских поместьях. Рассказывая о дворовой жизни, Стародум отмечает, что «почти никто не ездит по большой дороге, а все идут в обход, надеясь поскорее добраться». Дворяне не знают, что такое долг и полезные добрые дела. Они не уходят со двора, потому что «двор им полезен». Придворные забыли, что такое душа, честь и хорошие манеры. Знаменитая пьеса Фонвизина «Недоросль» превратила дом помещиков Простаковых в средоточие пороков, «достойных плода зол», которые драматург осуждает с обычной клеветой, сарказмом и иронией.