Файл: Память. КРАТКОВРЕМЕННАЯ память. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ память. Психофизиологические механизмы памяти.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАМЯТЬ.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

К важнейшим психическим процессам человека

относится память –форма психического отражения

действительности, которая заключается в:

-закреплении;

-сохранении;

Память обеспечивает единство и последовательность

течения всех познавательных психических процессов.

Понятие памяти включает в себя способность:

-к узнаванию всех видов восприятия и иных форм ду-

шевной деятельности;

-к запоминанию (фиксация);

-сохранению (ретенция);

-воспроизведению (репродукция);

-обязательным компонентом памяти является процесс

забывания.

Из различных видов памяти наиболее устойчивой является:

-моторная память;

-и, особенно, аффективная память.

Характерные жесты, элементарные моторные навыки, осан-

ка, походка сохраняются даже при глубоком распаде зритель-

ной и слуховой памяти.

При старческом слабоумии (dementiae) дифференцирован-

ное эмоциональное отношение к окружающим остается

прежним и в тех случаях, когда больные уже не могут никого

назвать по имени или как бы то ни было объяснить разницу в

своем отношении к людям.

В зависимости от того, какой анализатор

принимает наибольшее участие в восприятии за-

поминаемого материала, выделяют:

-зрительную;

-слуховую;

-обонятельную память;

-осязательную память и др.

Характеристиками памяти также являются:

-объем;

-скорость запоминания и воспроизведения;

-точность воспроизведения (точность запоминания).

Для практической деятельности важно помнить, что человек

воспроизводит в среднем 6-8 одновременно воспринятых объектов.

Прочность запоминания зависит:

-от силы и повторности восприятия;

-от степени концентрации внимания при восприятии;

-от эмоциональности отношения к объекту восприятия;

-от функционального состояния головного мозга, в том числе в

зависимости от утомления, наличия отвлекающих раздражителей, ги-

поксии.

По длительности хранения информации память разделяют:

-на сенсорную (хранение не более 1,5 с),

-кратковременную (не более 30 минут)

-долговременную (длительное хранение).

В инженерной психологии выделяется такое понятие как

оперативная память. Оперативная па-

мять связана с промежуточными мысли-

тельными операциями.

Развитие оперативной памяти чрезвы-

чайно важно для некоторых специальнос-

тей, таких как авиационных и корабель-

ных штурманов, диспетчеров, операторов

РЛС и др.

Локализации функции памяти в мозгу.

В процессах памяти принимают участие различ-

ные структуры головного мозга:

-гиппокамп;

-базальные ядра;

-таламус и гипоталамус;

-кора больших полушарий, в первую площадные

структуры височных и затылочных долей головного

мозга;

- дно четвертого желудочка и т.д.).

Психофизиология памяти

В частности, исследованиями Dash P.K. (1997) было

показано, что образование следов памяти в основном

протекает параллельно: в гиппокампе и коре больших

полушарий.

Гиппокамп является «первоначальным координато-

ром» воспроизведения следов памяти до тех пор, пока не

будут установлены новые более высокого уровня связи

между отдаленными областями моз-

га (экстрагиппокампальные связи),

и в первую очередь-структуры ба-

зальных ядер и коры головного моз-

га.

Американский нерофизиолог и нейрохиург  Уайлдер

Пенфилд  (1958) установил, что функция памяти лока-

лизована в коре боковой и верхней поверхностей височ-

ных долей головного мозга. Раздражение височной доли

слабым электрическим током приводило к появлению

чрезвычайно ярких, эмоционально насыщенных воспо-

минаний.

Воспоминания развертывались

постепенно и длились, пока

длилось раздражение височной

доли.

Механизмы кратковременной памяти

В 1949 г. Д. Хебб предложил выделить особый вид

памяти: кратковременную память, основанную на

реверберации - электрической импульсной активности

в замкнутых цепях нейронов на всех уровнях ЦНС. После воздействия

афферентного стимула (зрительного, слухового и др.) в замкнутых

нейронных сетях мозга возникает циркуляция нервных импульсов (ре-

вербация). Время ревербации составляет от 2 до 15-20 мин. Затем, ес-

ли стимул был неинтенсивным, циркуляция затухает.

При выраженных афферентных сти-

мулах возникают стойкие биохимические

процессы в мозге, связанные с синтезом

РНК, которая является материальным

носителем информации.

Нейрофизиологические механизмы долговремен-

ной памяти устроены намного сложнее.

Еще Аристотелем была высказана гипотеза о том,

что впечатления, испытываемые человеком, оставляют

в его душе определенные отпечатки (энграммы), «…подобно тому

как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след». Представления об отпечатках (энграммах), оставляемых восприя-

тиями в головном мозге, вошло на ином уровне в современную науку.

В современной нейрофизиологии под энграммами подразумева-

ют образование следов памяти, которые связаны с изменением

состава молекул РНК в нейроных и глиальных клетках.

По данным шведского биохимика  Хидена  было установ-

лено (1962), что образование следов памяти связано с измене-

нием состава молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК) в

нейронах и глиальных клетках (в первую очередь –в Шванов-

ских клетках).

Именно там, РНК рибосом присоединяют к себе (в опре-

деленном порядке) аминокислоты, синтезируя белковую мо-

лекулу. Эта белковая молекула и является материальным но-

сителем долговременной информации.

Таков нейрофизиологический

механизм формирования долго-

временной памяти, которая

иначе называется структурной

памятью.

Хиден экспериментально установил тесную связь между степенью

выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах

соответствующих моторных центров. В ходе обучения содержание

РНК в нейронах заметно повышалось. Хиден обнаружил, что нейроны

самые активные продуценты РНК в организме. В одном нейроне

содержание РНК может колебаться от 20 до 20000 пикограмм*.

При этом, нейроны, содержащие наибольшее количество РНК,

оказывались ответственными за хранение большого объёма

информации.

На основании этих данных Хиден высказал предположение, что

именно молекула РНК является главным нейрохимическим

субстратом памяти.

__________________________

*пикограмм – одна триллионная часть грамма

  Еще один вариант механизма формирования долговременной

памяти предложил в 1985 г. известный австралийский биохимик

Мак-Коннелл (гипотеза «переноса» молекул памяти. Так назы-

ваемый механизм «генной памяти»).

Он обнаружил увеличение содержания РНК в нейронах моз-

говых структур животного после обучения. И если после этого

другое животное кормить пищей,

приготовленной из мозговых об-

разований «обученного» живот-

ного, скорость формирования ус-

ловных рефлексов значительно

ускоряется.

Между временем циркуляции импульсов в цепях (кратковременная па-

мять) и биохимическими следами долговременной памяти существует пря-

мая зависимость:

-чем более длительная циркуляция импульсов, тем быстрее синтезируется РНК;

-чем более эмоционально значимым для человека является стимул, тем

быстрее формируются устойчивые связи и быстрее протекают биохимические процессы, связанные с образованием белковых молекул.

Иногда эти ревербационные процессы являются

причиной навязчивых мыслей и фобий. Именно в лоб-

ных долях, образуются устойчивые нейронные

связи («нейронные цепочки»), которые формируют у

человека навязчивые мысли, вплоть до невроза навяз-

чивых состояний.

  Как правило, непосредственной причиной этого могут служить

различного рода психогении или выраженное переутомление.

Этот нейрофизиологический процесс выглядит так: в лобных долях формируются устойчивые ревербации нервных импульсов, которые длительное время не затухают.

Минуя сознание эти импульсы могут попадать на моторные зо-

ны мозга и человек начинает выполнять ненужные операции (по нес-

кольку раз проверять: выключен ли утюг, заперта ли дверь и др.).

Если импульсы попадают на слуховую

кору - возникают и длительное время «не

отстает» какая-либо мелодия, вплоть до «му-

зыкальных» (слуховых) галлюцинаций.

Нейрофизиологические механизмы забывания

-забывание идет нарастая до 8 часов (через 8 часов забывается 52% заученного материала);

-через сутки информация частично восста-

навливается и достигает уровня 32 % от пер-

воначально заученного материала.

-почти полное забывание воспринятого

материала (97%), наступает через 120 дней.

Психофизиология памяти

ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ

К патологии памяти относятся состояния:

-потеря памяти (амнезия);

-ослабление памяти (гипомнезии);

-усиление памяти (гипермнезии);

-извращения памяти (парамнезии).

ПАМЯТЬ.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

К важнейшим психическим процессам человека

относится память –форма психического отражения

действительности, которая заключается в:

-закреплении;

-сохранении;

  • -воспроизведении своего опыта


Память - это связь времен - прошлого, настоящего и будущего - как в жизни отдельного человека, так и для чело-вечества в целом.

Память обеспечивает единство и последовательность

течения всех познавательных психических процессов.

Понятие памяти включает в себя способность:

узнаванию всех видов восприятия и иных форм ду-

шевной деятельности;

запоминанию (фиксация);

-сохранению (ретенция);

-воспроизведению (репродукция);

-обязательным компонентом памяти является процесс

забывания.


Основные процессы памяти:

-запоминание;

-сохранение;

-забывание;

-восстановление.


В плане постнатального онтогенеза память форми-руется и исчезает по следующей зависимости:

-вербальная;

-образная;

-двигательная;

- эмоциональную память.

Из различных видов памяти наиболее устойчивой является:

-моторная память;

-и, особенно, аффективная память.

Характерные жесты, элементарные моторные навыки, осан-

ка, походка сохраняются даже при глубоком распаде зритель-

ной и слуховой памяти.

При старческом слабоумии (dementiae) дифференцирован-

ное эмоциональное отношение к окружающим остается

прежним и в тех случаях, когда больные уже не могут никого

назвать по имени или как бы то ни было объяснить разницу в

своем отношении к людям.

В зависимости от того, какой анализатор

принимает наибольшее участие в восприятии за-

поминаемого материала, выделяют:


-зрительную;

-слуховую;

-обонятельную память;

-осязательную память и др.

Характеристиками памяти также являются:

-объем;

-скорость запоминания и воспроизведения;

-точность воспроизведения (точность запоминания).

Для практической деятельности важно помнить, что человек

воспроизводит в среднем 6-8 одновременно воспринятых объектов.

Прочность запоминания зависит:

-от силы и повторности восприятия;

-от степени концентрации внимания при восприятии;

-от эмоциональности отношения к объекту восприятия;

-от функционального состояния головного мозга, в том числе в

зависимости от утомления, наличия отвлекающих раздражителей, ги-

поксии.

По длительности хранения информации память разделяют:

-на сенсорную (хранение не более 1,5 с),

-кратковременную (не более 30 минут)

-долговременную (длительное хранение).

В инженерной психологии выделяется такое понятие как

оперативная память. Оперативная па-

мять связана с промежуточными мысли-

тельными операциями.

Развитие оперативной памяти чрезвы-

чайно важно для некоторых специальнос-

тей, таких как авиационных и корабель-

ных штурманов, диспетчеров, операторов

РЛС и др.

Локализации функции памяти в мозгу.

В процессах памяти принимают участие различ-

ные структуры головного мозга:

-гиппокамп;

-базальные ядра;

-таламус и гипоталамус;

-кора больших полушарий, в первую площадные

структуры височных и затылочных долей головного

мозга;

- дно четвертого желудочка и т.д.).

Психофизиология памяти

В частности, исследованиями Dash P.K. (1997) было

показано, что образование следов памяти в основном

протекает параллельно: в гиппокампе и коре больших

полушарий.


Гиппокамп является «первоначальным координато-

ром» воспроизведения следов памяти до тех пор, пока не

будут установлены новые более высокого уровня связи

между отдаленными областями моз-

га (экстрагиппокампальные связи),

и в первую очередь-структуры ба-

зальных ядер и коры головного моз-

га.

Американский нерофизиолог и нейрохиург  Уайлдер

Пенфилд  (1958) установил, что функция памяти лока-

лизована в коре боковой и верхней поверхностей височ-

ных долей головного мозга. Раздражение височной доли

слабым электрическим током приводило к появлению

чрезвычайно ярких, эмоционально насыщенных воспо-

минаний.

Воспоминания развертывались

постепенно и длились, пока

длилось раздражение височной

доли.

Механизмы кратковременной памяти

В 1949 г. Д. Хебб предложил выделить особый вид

памяти: кратковременную память, основанную на

реверберации - электрической импульсной активности

в замкнутых цепях нейронов на всех уровнях ЦНС. После воздействия

афферентного стимула (зрительного, слухового и др.) в замкнутых

нейронных сетях мозга возникает циркуляция нервных импульсов (ре-

вербация). Время ревербации составляет от 2 до 15-20 мин. Затем, ес-

ли стимул был неинтенсивным, циркуляция затухает.

При выраженных афферентных сти-

мулах возникают стойкие биохимические

процессы в мозге, связанные с синтезом

РНК, которая является материальным

носителем информации.

Нейрофизиологические механизмы долговремен-

ной памяти устроены намного сложнее.

Еще Аристотелем была высказана гипотеза о том,

что впечатления, испытываемые человеком, оставляют

в его душе определенные отпечатки (энграммы), «…подобно тому

как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след». Представления об отпечатках (энграммах), оставляемых восприя-


тиями в головном мозге, вошло на ином уровне в современную науку.

В современной нейрофизиологии под энграммами подразумева-

ют образование следов памяти, которые связаны с изменением

состава молекул РНК в нейроных и глиальных клетках.

По данным шведского биохимика  Хидена  было установ-

лено (1962), что образование следов памяти связано с измене-

нием состава молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК) в

нейронах и глиальных клетках (в первую очередь –в Шванов-

ских клетках).

Именно там, РНК рибосом присоединяют к себе (в опре-

деленном порядке) аминокислоты, синтезируя белковую мо-

лекулу. Эта белковая молекула и является материальным но-

сителем долговременной информации.

Таков нейрофизиологический

механизм формирования долго-

временной памяти, которая

иначе называется структурной

памятью.

Хиден экспериментально установил тесную связь между степенью

выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах

соответствующих моторных центров. В ходе обучения содержание

РНК в нейронах заметно повышалось. Хиден обнаружил, что нейроны

самые активные продуценты РНК в организме. В одном нейроне

содержание РНК может колебаться от 20 до 20000 пикограмм*.

При этом, нейроны, содержащие наибольшее количество РНК,

оказывались ответственными за хранение большого объёма

информации.

На основании этих данных Хиден высказал предположение, что

именно молекула РНК является главным нейрохимическим

субстратом памяти.

__________________________

*пикограмм – одна триллионная часть грамма

  Еще один вариант механизма формирования долговременной

памяти предложил в 1985 г. известный австралийский биохимик

Мак-Коннелл (гипотеза «переноса» молекул памяти. Так назы-

ваемый механизм «генной памяти»).

Он обнаружил увеличение содержания РНК в нейронах моз-


говых структур животного после обучения. И если после этого

другое животное кормить пищей,

приготовленной из мозговых об-

разований «обученного» живот-

ного, скорость формирования ус-

ловных рефлексов значительно

ускоряется.

Между временем циркуляции импульсов в цепях (кратковременная па-

мять) и биохимическими следами долговременной памяти существует пря-

мая зависимость:

-чем более длительная циркуляция импульсов, тем быстрее синтезируется РНК;

-чем более эмоционально значимым для человека является стимул, тем

быстрее формируются устойчивые связи и быстрее протекают биохимические процессы, связанные с образованием белковых молекул.

Иногда эти ревербационные процессы являются

причиной навязчивых мыслей и фобий. Именно в лоб-

ных долях, образуются устойчивые нейронные

связи («нейронные цепочки»), которые формируют у

человека навязчивые мысли, вплоть до невроза навяз-

чивых состояний.

  Как правило, непосредственной причиной этого могут служить

различного рода психогении или выраженное переутомление.

Этот нейрофизиологический процесс выглядит так: в лобных долях формируются устойчивые ревербации нервных импульсов, которые длительное время не затухают.

Минуя сознание эти импульсы могут попадать на моторные зо-

ны мозга и человек начинает выполнять ненужные операции (по нес-

кольку раз проверять: выключен ли утюг, заперта ли дверь и др.).

Если импульсы попадают на слуховую

кору - возникают и длительное время «не

отстает» какая-либо мелодия, вплоть до «му-

зыкальных» (слуховых) галлюцинаций.

Нейрофизиологические механизмы забывания

-забывание идет нарастая до 8 часов (через 8 часов забывается 52% заученного материала);

-через сутки информация частично восста-

навливается и достигает уровня 32 % от пер-

воначально заученного материала.