Файл: Исследование степени применения информационных технологий в обучении 15.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§1 Понятие информационные технологии: история их появления и развития
§2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении
§3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе
Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении технологии
§1 Применение видеоносителей на уроках технологии
Глава 3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока технологии
§1 Этап изучения нового материала
Содержание
Введение 1
§1 Понятие информационные технологии: история их появления и развития 7
§2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении 15
§3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе 19
Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении технологии 24
§1 Применение видеоносителей на уроках технологии 24
Глава 3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока технологии 27
§1 Этап изучения нового материала 31
§2 Этап закрепления и проверки знаний 35
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 41
Введение
Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.
Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.
Концепция модернизации российского образования на период до 2011 года требует обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно
, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.
Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках технологии пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условия современного быстро меняющегося мира.
Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
Мы предполагаем, что на сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании.
Объектом исследования является использование информационных технологий в обучении.
Предмет исследования: использование информационных технологий на уроках технологии.
Цель исследования изучить применения информационных технологий в преподавании технологии.
Задачи исследования:
Проследить историю появления и развития информационных технологий;
Показать возможности использования информационных технологий в обучении технологии;
Изучить методику применения информационных технологий на различных этапах урока.
Методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, индукции.
Гипотеза Применение информационных технологий на уроках технологии приводит к повышению эффективности образовательного процесса
Проблема повышение уровня преподавания технологии с помощью использования информационных технологий
На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе технологии. Начинают появляться методическая литература по этой проблеме.
М.Т. Студеникин в книге "Современные технологии преподавания технологии в школе" подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания технологии - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках технологии. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей технологии по применению современных технологий обучения. А так же рассказывается о современном устройстве кабинета технологии, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом.
Информационно-энциклопедический центр;
Продукция, позволяющая осмыслить и закрепить материал;
Развитие практических умений и навыков, развитие интуиции;
Система автоматизации (пакеты прикладных программ, система
автоматизации).
Автор нацеливает учителя на творческое освоение информационно-коммуникативных технологий.
Захарова И.Г. в книге "Информационные технологии в образовании", подчёркивает важность и необходимость применения информационных технологий, - "иначе трудно двигаться дальше". Уже сейчас большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в электронном виде.
В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения с позиции дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных Web-сайтов силами педагогов.
В сборнике "Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического ВУЗа и школы" опубликованы тексты докладов I региональной научной конференции, которая была посвящена созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению инновационных образовательных технологий, а процесс обучения. В сборнике собран богатый материал об использовании цифровых образовательных ресурсов.
"Мультимедийный кабинет технологии" считает, что понятие "кабинет технологии" будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система, интерактивная доска, сканер, принтер и др.
В качестве источников исследовательской работы выступили учебник "Преподавание технологии". Оно предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися (дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.). Работа с изданием облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету.
Издание не привязано к конкретным учебникам, не является дополнением к какому-либо курсу. Это вполне самостоятельный учебный продукт, который может найти самое разнообразное применение в практике преподавания.
Издание подготовлено в соответствии с Обязательным минимумом содержания исторического образования в основной школе, Программой по истории для 7-8 классов, Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.
Материалы диска позволяют подобрать изобразительный ряд к любому уроку по технологии.
В состав электронного издания входят разнообразные мультимедиа компоненты. Это, прежде всего, исключительно богатый визуальный ряд, анимации, видеоряд, звукоряд.
Электронное издание включает несколько разделов. С методической точки зрения наиболее важные из них:
1. Мультимедиа каталог
2. Редактор для самостоятельного создания альбомов электронных наглядных пособий.
3. Альбомы - самостоятельно созданные или поставляемые с изданием на диске наборы электронных наглядных пособий.
Кроме того, электронное издание содержит:
-
справочные материалы по персоналиям; -
справочные материалы по наглядным пособиям; -
список рекомендованной литературы; -
список Интернет-ресурсов; -
блокнот для работы с текстовой информацией по объектам; -
запасник для самостоятельной работы с графическими, звуковыми и видео объектами; -
разветвленную систему поиска объектов по разнообразным критериям.
Учебник многофункционален и дает возможность пользователю проявить большую самостоятельность и творческий подход при изучении курса технологии.
Таким образом, тема информационных технологий очень актуальна на сегодняшний день, так как она только начинает изучаться. Несмотря на это мы проанализируем различные точки зрения на эту проблему. В своей работе мы попытаемся исследовать проблему внедрения информационных технологий в современную систему образования, и сделать вывод о том, какую же роль они играют для современной школы.
Глава №1 Информационные технологии и их значения в современной методике обучения