Файл: Исследование степени применения информационных технологий в обучении 15.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования состоит "в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества".

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

Для соответствующих ИТО в зарубежной практике принята следующая классификация:


CBL

Computer Based Learning

Изучение на базе компьютера

CBT

Computer Based Training

Обучение на базе компьютера

CAA

Computer Aided Assessment

Оценивание с помощью компьютера

CMC

Computer Mediated Communications

Компьютерные коммуникации


В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.


В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.

Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио - и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

§2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении



Для того чтобы понять, на сколько интенсивно сегодня информационные технологии применяются учителями истории в школе и на сколько это приемлемо для учеников, мною было опрошено 75 учеников из 2-х школ города Воронежа, учащихся 5 и 10 классов. Им было предложен перечень вопросов с вариантами ответов. Результаты опроса сведены в таблицу:


Вопросы

Никогда

Редко

Часто

1. Как часто вы имеете возможность доступа к Интернету в школе?


52%


48%


0%

2. Как часто на уроке истории используются видеоносители?


21%


52%

27%


3. Как часто уроки истории проводятся в компьютерном классе?


24%


76%


0%


4. Как часто используется компьютер при проверке знаний?

(тестирование)


0%


52%


48%

5. Как часто учитель истории задаёт вам домашнее задание, для которого необходимо использование компьютерных программ?


0%


25%


75%


Результаты опроса показали, что, к сожалению, на сегодняшний день информационные технологии применяются редко. Это происходит по двум причинам:

низкая степень оснащённости школ компьютерами и мультимедийным оборудованием.

консервативные взгляды преподавателей, которые, вероятно, по причине неумения работать с новыми информационными технологиями отказываются от их применения.

Для решения этих задач государство проводит активную политику в области образования.

С целью выяснения обеспеченности школ компьютерами мною посещалось Главное управление образования Воронежской области. Начальник отдела информатизации Биренбаум М.И. пояснил, что задача обеспеченности новыми технологиями решается через соответствующие федеральные и региональные программы
, цель которых полная компьютеризация школ и их подключение к высокоскоростному Интернету.

Целенаправленная работа дала свои результаты. По сведениям управления образованием Воронежской области оснащённость компьютерами в 2007 году составляла - один компьютер на 24 ученика. Для сравнения можно привести статистику за предыдущие годы, так в 2001 году один компьютер приходился на 350 учащихся, а в 2003 на 64.

В школах появились компьютерные классы (1-2 на школу), осуществлено подключение к высокоскоростному Интернету. В 2007 году - 99,9% школ уже имели высокоскоростной канал (в 2001 - 3% низкоскоростного).

Быстрыми темпами растёт обеспеченность компьютерными программами, если в 2001 году только 20% школ имели лицензионные программы, то в 2007 году - все школы были обеспеченны ими в рамках национального проекта. Этому способствовал подписанный 18 апреля 2007 года ООО "Майкрософт Рус", Администрацией Воронежской области и 6 ведущими воронежскими ИТ - компаниями "Меморандум о намерениях по развитию индустрии информационных технологий в Воронежской области". Целью, которого было создание рабочей группы для координации усилий и принятия совместных решений в данной сфере. В частности, в рамках меморандума будут реализованы обучающие программы для ИТ - специалистов с целью создания ими новых современных программных средств и повышения качества услуг по внедрению и поддержке существующих информационных технологий. Также будет вестись совместная работа по защите прав на интеллектуальную собственность.

Этому предшествовало подписанное накануне Стратегическое соглашение о сотрудничестве между ООО "Майкрософт Рус" с одной стороны и Советом ректоров ВУЗов, Советом директоров ССУЗов, Главным управлением образования администрации Воронежской области с другой.

Основной целью подписанного Соглашения является решение задач по развитию инновационных подходов в преподавании дисциплин и использовании информационных технологий в повседневной деятельности учебных заведений, обеспечению свободного владения информационными технологиями профессорско-преподавательским составом и выпускниками учебных заведений, а также повышение обеспеченности учебных заведений в части их информатизации.

Медленнее и сложнее решается проблема качественной подготовки педагогических кадров к эффективному применению возможностей информационных технологий в учебном процессе.


По сведениям Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО), для преодоления компьютерной неграмотности учителей, в том числе учителей истории, на курсах повышения квалификации обязательно включается занятие по овладению информационными технологиями, даются сведения о перспективных направлениях использования информационных технологий, методике эффективного применения компьютера, Интернета, электронных учебных пособий. На практических занятиях слушатели курсов получают представление о возможностях русскоязычных Интернет-ресурсов по истории, получают рекомендации по оптимальной организации поиска нужной информации, учатся создавать мультимедийные презентации. В 2007/08 учебных годах кафедра ИФиК планирует публикацию методических рекомендаций по применению информационных технологий в преподавании истории. Запланированы очно-заочные курсы ПК РЦДО "Информационные технологии для учителя-предметника" в Богучарском, Петропавловском, Каменском, Грибановском, Ольховатском и Хохольском районах. Однако следует понимать, что задача преображения современного урока с помощью информационных технологий не будет решена только через оснащение школ техникой и получение учителями базовых навыков работы с компьютером и другим оборудованием. Для того чтобы информационные технологии заняли своё достойное место в современном процессе преподавания, нужен более продолжительный промежуток времени, так как речь идёт, во-первых, о необходимости дальнейшей разработки методики их использования в преподавании предметов гуманитарного цикла и, во-вторых, о формировании информационной культуры учителя истории. Только обеспечение этих двух необходимых условий позволит, творчески, на новом, более высоком качественном уровне применять информационные технологии на уроках и при организации самостоятельной работы учащихся.