Файл: Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе мбоу Михайловская средняя общеобразовательная школа.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).
Система специальных упражнений, повышающих уровень смыслового чтения
2. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание)
3. Прием смыслового чтения - «Диалог с автором»
- Главная тема помещается в центре листа.
- Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
- Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.
- К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.
Иоганн Генрих Песталоцци (1747-1827 гг)
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
«Формирование читательской грамотности
на уроках литературного чтения
в начальной школе»
МБОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Исламгулова Л.М., учитель начальных классов
Цель: повышение уровня читательской грамотности учащихся и умение осуществлять анализ текстового материала
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.
Умения в читательской грамотности:
1) Умение работать с текстом (найти и извлечь информацию)
2) Интегрировать и интерпритировать текст (соотносить что-то с чем-то, истолковать текст)
3) Высший уровень умения – это осмыслить и оценить текст с опорой на внетекстовое знание
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).
1.Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)
Система специальных упражнений, повышающих уровень смыслового чтения
1. Работа со словом
2. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание)
3. Прием смыслового чтения - «Диалог с автором»
- «Тонкие» и «толстые» вопросы
- Составление плана рассказа
- Сопоставление иллюстраций и текста
- Приём «Уголки»
- Приём «Создание викторины»
- «Древо мудрости»
- Ментальные карты
- Главная тема помещается в центре листа.
- Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
- Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.
- К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.
- Радиальная структура.
Иоганн Генрих Песталоцци (1747-1827 гг)
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
Список литературы
- Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
- Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n-o-1/124-razvitie-chitatelskoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 17.08.2017).
- Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.
- Лупан С. «Поверь в свое дитя» https://dom-knig.com/read_177830-1#
- Междисциплинарная Программа Смысловое чтение Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1
- Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266