Файл: Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе мбоу Михайловская средняя общеобразовательная школа.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Цель: повышение уровня читательской грамотности учащихся и умение осуществлять анализ текстового материала

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).

1.Первичное чтение текста. 

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.    

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)

Система специальных упражнений, повышающих уровень смыслового чтения

1. Работа со словом

2. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание)

3. Прием смыслового чтения - «Диалог с автором»

- Главная тема помещается в центре листа.

- Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

- Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.

- К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

- Радиальная структура.

Иоганн Генрих Песталоцци (1747-1827 гг)

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».




«Формирование читательской грамотности

на уроках литературного чтения

в начальной школе»

МБОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Исламгулова Л.М., учитель начальных классов

Цель: повышение уровня читательской грамотности учащихся и умение осуществлять анализ текстового материала

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.




Умения в читательской грамотности:

1) Умение работать с текстом (найти и извлечь информацию)

2) Интегрировать и интерпритировать текст (соотносить что-то с чем-то, истолковать текст)

3) Высший уровень умения – это осмыслить и оценить текст с опорой на внетекстовое знание

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).

1.Первичное чтение текста. 

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.    

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.


3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)

Система специальных упражнений, повышающих уровень смыслового чтения

1. Работа со словом

2. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание)

3. Прием смыслового чтения - «Диалог с автором»

  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Составление плана рассказа
  • Сопоставление иллюстраций и текста
  • Приём «Уголки» 
  • Приём «Создание викторины»
  • «Древо мудрости»
  • Ментальные карты

- Главная тема помещается в центре листа.

- Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

- Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.

- К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

- Радиальная структура.

Иоганн Генрих Песталоцци (1747-1827 гг)

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».


Список литературы
  • Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
  • Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n-o-1/124-razvitie-chitatelskoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 17.08.2017).
  • Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.
  • Лупан С. «Поверь в свое дитя»  https://dom-knig.com/read_177830-1#
  • Междисциплинарная Программа Смысловое чтение Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1
  • Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266