Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ХИМИЯ

Составитель – Панов А.Г.- ст. преп.

каф. «Нефтегазовое дело, химия и экология»

Оглавление

Контрольные вопросы. 1. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 17 и 23. Покажите распределение валентных электронов этих атомов по квантовым ячейкам. К какому электронному семейству относится каждый из этих элементов?2. Среди приведенных ниже электронных конфигураций укажите невозможные и объясните причину невозможности их реализации: а) 1р3; б) 3р6; в) 3s2; г) 2s2; д) 2d5; е) 5d2; ж) 3f12; з) 2р4; и) 3р7. Напишите электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером 34.3. Какие орбитали атома заполняются электронами раньше: 4 dили 5s; 6sили 5р? Почему? Напишите электронную формулу атома элемента с порядковым номером 43. 4. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 24 и 47, учитывая, что у первого происходит «провал» одного s-электрона на З-й подуровень. Чему равен максимальный спин d-электронов у атомов первого и p-электронов у атомов второго элемента? 5. В чем заключается принцип Паули? Может ли на подуровне р находиться 8, а на подуровне d 13 электронов? Почему? Напишите электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером 51 и укажите его валентные электроны. 6. Назовите элементы, внешний энергетический уровень атомов которых выражается электронной конфигурацией np5. Напишите полную электронную конфигурацию 4 атома из этих элементов и укажите их электронное семейство.7. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 15 и 46. Чему равен максимальный спин p-электронов у атомов первого и d-электронов у атомов второго элемента?8. Квантовые числа для электронов внешнего энергетического уровня атомов некоторых элементов имеют следующие значения: п = 4; l = 0; mt = 0; ms= ± 1/2. Напишите электронные формулы атомов этих элементов и определите, сколько свободных 3d-орбиталей содержит каждый из них.9. Какое максимальное число электронов могут занимать s

Пример 9.5. Какие продукты получатся при смешивании растворов а) AlCl3 и Na2S? б) A1(NO3)3 и К2СО3? Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения реакций.Решение. А) Соль AlCl3 гидролизуется по катиону, Na2S – по аниону:Al3+ + H2O AlOH2+ + H+ S2– + H2O HS–+OH–Образующиеся ионы H+ и OH– связываются в молекулы слабого электролита H2O, сдвигая гидролитическое равновесие вправо. Гидролиз идет до конца с образованием Al(OH)3 и H2S. Ионно-молекулярные и молекулярное уравнение имеют вид: 2Al3+ + 3S2–- + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S2Al3+ + 6Cl– + 6Na+ +3S2- + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S + 6Na+ + 6Cl– 2AlCl3 + 3Na2S + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S+ 6NaClБ) Соль A1(NO3)3 гидролизуется по катиону, а К2СО3 — по аниону:А13+ + Н2О = АlOН2+ + H+СО32-+ Н2О = НСО3- + ОН-Если растворы этих солей находятся в одном сосуде, то идет взаимное усиление гидролиза каждой из них, ибо ионы Н+ и ОН- образуют молекулу слабого электролита Н2О. При этом гидролитическое равновесие сдвигается вправо и гидролиз каждой из взятых солей идет до конца с образованием А1(ОН)3 и СО2 (Н2СО3). Ионно-молекулярное уравнение:2А13+ + ЗСО32- + ЗН2О = 2А1(ОН)3 + ЗСО2молекулярное уравнение:2A1(NO3)3 + ЗК2СО3 + ЗН2О = 2А1(ОН)3 + ЗСО2+ 6KNO3Контрольные вопросы171. Составьте по два молекулярных уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:а) Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3 б) H+ + NO2– = HNO2 в) Cu2+ + S2– = CuS172. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей СН3СООК, KI, ZnSO4, A1(NO3)3 NH4Cl. Какое значение рН (7 < рН < 7) имеют растворы этих солей?173. Смешивают попарно растворы: а) Cu(NO3)2 и Na2SO4; б) BaCl2 и K2SO4; в) NaHCO3 и NaOH; г) Cu(OH)2 и HCl. В каких из приведенных случаев реакции практически пойдут до конца? Составьте для этих реакций молекулярные и ионно-молекулярные уравнения. Укажите цвет фенолфталеина в 3 растворе?174. Смешивают попарно растворы: а) KOH и Ba(NO3)2; б) Li2CO3 и HCl; в) Pb(NO3)2 и KCl; г) NH4Cl и KOH. В каких случаях реакции практически пойдут до конца? Представьте их в молекулярном и ионно-молекулярном виде.175. Подберите по два уравнения в молекулярном виде к каждому из ионно-молекулярных уравнений: а) Fe3+ + 2H2O Fe(OH)2+ + 2H+б) CO32– + H2O HCO3– + OH– в) NH4+ + H2O NH4OH + H+ 176. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнение гидролиза FeCl3. К раствору добавили следующие вещества: а) НС1; б) КОН; в) ZnCl2; г) Na2CO3. В каких случаях гидролиз хлорида железа (III) усилится? Почему? Составьте ионно-молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.177. Какие из приведенных солей: Na2SO3, СН3СООNa, KBr, AlCl3, NH4NO2 подвергаются гидролизу по катиону, по аниону, по катиону и аниону? Укажите pH среды, составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза этих солей.178. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) K2SO3 и HCl; б) CH3COOH и KOH; в) Na2HPO4 и NaOH; г) Al(OH)3 и KOH.179. Смешивают попарно растворы: а) K2SO3 и HCl; б) Na2SO4 и KCl; в) CH3COONa и HNO3; г) Al2(SO4)3 и избыток KOH. В каких из приведенных случаев реакции практически пойдут до конца? Составьте для этих реакций молекулярные и ионно-молекулярные уравнения.180. К раствору A12(SO4)3 добавили следующие вещества: а) H2SO4; б) КОН; в) Na2SO3; г) ZnSO4. В каких случаях гидролиз сульфата алюминия усилится? Почему? Составьте ионно-молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.181. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: NaCN или NaCIO; MgCl2 или ZnCl2? Почему? Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.182. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) CH3COONa и H2SO4; б) NH4Cl и NaOH; в) Ba(OH)2 и K2CrO4; г) CaCl2 и Na3PO4.183. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнение гидролиза Cr2(SO4)3. К раствору добавили следующие вещества: а) H2SO4; б) KOH. В каком случае гидролиз сульфата хрома усилится? Почему? 184. Какие из веществ будут взаимодействовать с гидроксидом калия: Ba(OH)2, Zn(OH)2, FeCl3, H3PO4? Выразите эти реакции молекулярными и ионно-молекулярными уравнениями. 185. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) K2S и CuSO4; б) AgNO3 и NH4Cl; в) Na2SiO3 и H3РO4; г) CaCO3 и HNO3. В какой цвет будет окрашен метиловый оранжевый в этих растворах?186. Какие из приведенных солей: KCN, MgCl2, Cr(NO3)3, KNO3, ZnSO4 подвергаются гидролизу? Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза этих солей, укажите реакцию среды. В какой цвет будет окрашен лакмус в этих растворах?187. Подберите по два уравнения в молекулярном виде к каждому из ионно-молекулярных уравнений: а) Al3+ + H2O AlOH2+ + H+б) S2– + H2O HS– + OH– в) CN–+ H2O HCN +OH–188. Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: NaCN, KNO3, CuCl2, NH4CH3COO, LiBr? Для каждой из гидролизующихся солей напишите уравнение гидролиза в ионно-молекулярном и молекулярном виде, укажите реакцию среды ее водного раствора.189. Какое значение рН (7< рН < 7) имеют растворы солей Na2S, СН3СООNa, A1C13, Pb(NO3)2, NiSO4? Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза этих солей.190. К раствору Na2CO3 добавили следующие вещества: а) НС1; б) NaOH; в) Cu(NO3)2; г) K2S. В каких случаях гидролиз карбоната натрия усилится? Почему? Составьте ионно-молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.191. Какие из солей KI, Cu(NO3)2, KNO2, NH4CN, CrCl3 подвергаются гидролизу? Cоставьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза этих солей, укажите реакцию среды.192. Составьте по два молекулярных уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями: а) OH– + HS– = H2O + S2–б) CO32– + 2H+ = H2O + CO2 в) OH– + NH4+ = NH4OH193. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: Na2CO3 или Na2SO3; FeCl3 или FeCI2? Почему? Составьте ионно-молекулярные уравнения гидролиза этих солей.194. Какое значение рН (7< рН < 7) имеют растворы солей Na3PO4, K2S, Cs2CO3, CuSO4 NaCl? Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза этих солей.195. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) K2S и H2SO4; б) Ba(NO3)2 и K3РO4; в) Cu(OH)2 и HNO3; в) AgNO3 и SnCl2. В какой цвет будет окрашен метиловый оранжевый в этих растворах?10. Окислительно-восстановительные реакции. Примеры решения задачПример 10.1. Исходя из степени окисления (я) азота, серы и марганца в соединениях NH3, HNO2, HNO3, H2S, H2SO3, H2SO4, MnO2 и КМnО4, определите, какие из них могут быть только восстановителями, только окислителями и какие проявляют как окислительные, так и восстановительные свойства.Решение. Степень окисления азота в указанных соединениях соответственно равна: -3 (низшая), +3 (промежуточная), +5 (высшая); n(S) соответственно равна: -2 (низшая), +4 (промежуточная), +6 (высшая); n(Мп) соответственно равна: + 4 (промежуточная), +7 (высшая). Отсюда: NH3, H2S — только восстановители; HNO3, H2SO4, KMnO4 — только окислители; HNO2, H2SO3, MnO2 — окислители и восстановители. Пример 10.2. Могут ли происходит окислительно-восстановительные реакции между следующими веществами: a) H2S и HI; б) MnO2 и HCl; в) H2SO3 и НСЮ4? г) MnO2 и NaBiO3? д) H2SO4 и HClO4?Решение. а) в H2S с.о.(S) = -2; в HI с.о.(I) = -1. Так как и сера, и иод находятся в своей низшей степени окисления, то оба вещества проявляют только восстановительные свойства и взаимодействовать друг с другом не могут (реакция между ними невозможна); б) в MnO2 с.о. (Mn) = +4 (промежуточная); в HCl с.о. (Cl) = –1 (низшая). Следовательно, взаимодействие этих веществ возможно, причем MnO2 является окислителем, а HCl будет восстановителем; в) в H2SO3 с.о.(S) = +4 (промежуточная); в НС1О4 с.о.(С1) = +7 (высшая). Взятые вещества могут взаимодействовать, H2SO3 в этом случае будет проявлять восстановительные свойства;г) в MnO2 с.о. (Mn) = +4 (промежуточная); NaBiO3 с.о. (Bi) = +5 (высшая). Взятые вещества могут взаимодействовать. MnO2 проявляет свойства восстановителя.д) в H2SO4 с.о.(S) = +6; в HClO4 с.о.(Cl) = +7. Так как и сера, и хлор находятся в своей высшей степени окисления, то оба вещества проявляют только свойства окислителяи и взаимодействовать друг с другом не могут (реакция между ними невозможна).Пример 10.3. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций, идущие по схемам: а) КМnО4 + Н3РО3 + H2SO4 →MnSO4 + Н3РО4 + K2SO4 + Н2Об) KClO3  KCl + O2в) К2MnO4 + H2О  КMnO4 + MnO2 + КOННа основании электронных или электронно-ионных уравнений расставьте коэффициенты. Определите тип реакции, окислитель и восстановитель для каждой реакции. Решение. а) Определяем степени окисления тех элементов, которые ее изменяют: KMn+7O4+ Н3Р+3О3+H2SO4  Mn+2SO4+ Н3Р+5О4 +K2SO4+H2OСоставляем электронные уравнения процессов окисления и восстановления, определяем окислитель и восстановитель:восстановитель Р +3 - 2ē = Р +5 5 окисление  10  окислитель Mn+7 + 5ē → Mn+2 2 восстановление Уравниваем реакцию методом электронного баланса, суть которого заключается в том, что общее число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем. Находим общее наименьшее кратное для отданных и принятых электронов. В приведенной реакции оно равно 10. Разделив это число на 5, получаем коэффициент 2 для окислителя и продукта его восстановления, а при делении 10 на 2 получаем коэффициент 5 для восстановителя и продукта его окисления. Коэффициенты перед веществами, атомы которых не меняют свои степени окисления, находим подбором.Уравнение реакции будет иметь вид:2КМnО4 + 5Н3РО3 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5Н3РО4 + K2SO4 + ЗН2Об) 2KCl+5O3–2 = 2KCl–1 + 3O2o восстановитель 2O–2 – 4ē → O20 3 окисление  12 окислитель Cl+5 + 6ē → Cl–1 2 восстановлениев) 3K2Mn+6O4 + 2H2O = 2KMn+7O4 + Mn+4O2 + 4КОНвосстановитель Mn+6 –1ē →Mn+7 2 окисление  2  окислитель Mn+6 + 2ē → Mn+4 1 восстановление Как видно из представленных уравнений в реакции (а) окислитель и восстановитель – разные элементы в молекулах двух разных веществ, значит, данная реакция относится к типу межмолекулярных окислительно-восстановительных реакций. В реакции (б) окислитель – хлор и восстановитель – кислород содержатся в одной молекуле – реакция внутримолекулярная. В реакции (в) роль окислителя и восстановителя выполняет марганец, следовательно, это реакция диспропорционирования.Контрольные вопросы196. Исходя из степени окисления серы в веществах: S, H2S, Na2SO3, H2SO4, определите, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какие могут быть и окислителем и восстановителем. Почему? На основании электронных уравнений подберите коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: KI + KIO3+ H2SO4  I2+ K2SO4 + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.197. Реакции выражаются схемами: KNO2 + KI + H2 SO4  KNO3 + I2+ K2SO4 + H2 ONaNO3  NaNO 2 + O2Составьте электронные уравнения, расставьте коэффициенты, определите окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?198. См. условие задания 197.H2S + K2Cr2O7 + H2SO4  S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2 OS + KOH  K2S + K2SO3 + H2O199. См. условие задания 197.Na2SO3 + Na2S + H2SO4  S + Na2SO4 + H2OKMnO4  K2MnO4 + MnO2 + O2200. См. условие задания 197.H3AsO3 + KMnO4 + H2SO4 H3AsO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2OAgNO3  Ag + NO2 + O2201. См. условие задания 197.(NH4)2Cr2O7  N2 + Cr2O3 + H2OP + HNO3 + H2O  H3PO4 + NO202. См. условие задания 197.KBr + KBrO3+ H2SO4  Br2 + K2 SO4 + H2ONH4NO3  N2O + H2O203. См. условие задания 197.Ba(OH)2 + I2  Ba(IO3)2 + BaI2 + H2 OMnSO4 + PbO2 + HNO3  HMnO4 + Pb(NO3)2 + PbSO4 + H2O204. См. условие задания 197.MnSO4 + KClO3 + KOH  K2MnO4 + KCl + K2SO4 + H2ONi(NO3)2  NiO + NO2 + O2205. Исходя из степени окисления хлора в соединениях НС1, HClO, НСlO3, НС1О4, определите, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какое может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схемеКCl + КClО3 + H2SO4 → Cl2 + K2SO4 + Н2ООпределите тип окислительно-восстановительной реакции.206. Исходя из степени окисления железа, определите, какое из веществ может быть только восстановителем, только окислителем и какое – и окислителем и восстановителем: FeSO4, Fe2O3, K2FeO4. Почему? На основании электронных уравнений подберите коэффициенты для веществ в уравнении реакции, идущей по схеме:CrCl3 + Br2 + NaOH  Na2CrO4 + NaBr + NaCl + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.207. Исходя из степени окисления хрома, иода и серы в соединениях K2Cr2O7, KI и H2SO3, определите, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какое может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схемеK2Cr2O7 + H2S + H2SO4 → S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.208. Могут ли протекать окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) Cl2 и H2S; б) KBr и KBrO; в) HI и NH3? Почему? На основании электронных уравнений подберите коэффициенты, реакции, идущей по схеме:NaCrO2 + PbO2 + NaOH  Na2CrO4 + Na2PbO2 + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.209. Составьте электронные уравнения и укажите, какой процесс – окисление или восстановление происходит при следующих превращениях:P–3  P+5; N+3  N–3; Cl–  ClO3–; SO42–  S–2Реакция выражается схемой:KMnO4 + H2S + H2SO4  MnSO4 + S +K2SO4 + H2OОпределите окислитель и восстановитель, на сновании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции. Определите тип окислительно-восстановительной реакции.210. Mогут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) H2S и Br2 ; б) HI и HIO3; в) KMnO4  и K2Cr2O7? Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме:H2O2 + KMnO4 + H2SO4  O2 + MnSO4 + K2SO4 + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.211. Составьте электронные уравнения и укажите, какой процесс – окисление или восстановление происходит при следующих превращениях: BrO4–  Br2; Bi  BiO3–; VO3–V; Si –4  Si +4.На основании электронных уравнений подберите коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме:Al + KMnO4 + H2SO4  Al2(SO4)3 + MnSO4 + K2SO4 + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.212. Могут ли происходить окислительно-восстановитлеьные реакции между веществами: а) РН3 и НВг; б) К2Сr2О7 и Н3РО3; в) HNO3 и H2S? Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схемеAsH3 + HNO3 → H3AsO4 + NO2 + Н2ООпределите тип окислительно-восстановительной реакции.213. Могут ли идти окислительно-восстановительные реакции между следующими веществами а) PbO2 и KBiO3; б) Н2S и Н2SO3; в) H2SO3 и HClO4? Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме:P + KOH  K3PO4 + K3P + H2O Определите тип окислительно-восстановительной реакции.214. Исходя из степени окисления фосфора в соединениях РН3, Н3РО4, Н3РО3, определите, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какое может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схемеPbS + HNO3 → S + Pb(NO3)2 + NO + H2OОпределите тип окислительно-восстановительной реакции.215. Реакции выражаются схемами:Zn + HNO3 (разб)  Zn(NO3)2 + N2O + H2OSnCl2 + K2Cr2O7 + H2SO4  Sn (SO4) 2 + CrCl3 + K2SO4 + H2O Составьте электронные уравнения, подберите коэффициенты, укажите, какое вещество в каждой реакции является окислителем, какое восcтановителем.Определите тип окислительно-восстановительных реакций.216. См. условие задачи 215.P + HNO3 + H2O → H3PO4 + NOKMnO4 + Na2SO3 + KOH → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O217. См. условие задачи 215.K2Cr2O7 + HC1 → Cl2 + CrCl3 + KC1 + H2OAu + HNO3 + HC1 → AuCl3 + NO + H2O218. См. условие задачи 215.H2SO3 + НСlO3 → H2SO4 + HC1FeSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O219. См. условие задачи 215.NaCrO2+ Br2 + NaOH → Na2CrO4 + NaBr + H2O FeS + HNO3 → Fe(NO3)2 + S + NO + H2O220. См. условие задачи 215. FeSO3 + HNO3 → Fe(NO3)3 + Fe2(SO4)3 + NO2 + H2O Na2SO3 + КМnО4 + Н2О → Na2SO4 + MnO2 + КОН221. См. условие задания 215.Сu2О + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO + Н2ОH2S + H2SO3  S + H2O222. См. условие задачи 215.MnSO4 + РbО2 + HNO3 → HMnO4 + Pb(NO3)2 + PbSO4 + H2ONH4NO2  N2 + H2O223. См. условие задачи 215.Cl2 + КОН → К2СlO4 + КС1 + Н2ОK2S + KMnO4 + H2SO4 → S + K2SO4 + MnSO4 + Н2О224. См. условие задачи 215.HNO3 + Zn → N2O + Zn(NO3)2 + H2OK2Cr2O7 + H3PO3 + H2SO4 →Cr2(SO4)3 + H3PO4 + K2SO4 + H2O225. Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: a) NH3 и КМnО4; б) HNO2 и HI; в) НС1 и H2Se? Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схемеКМnО4 + KNO2 + H2SO4 → MnSO4 + KNO3 + K2SO4 + H2OУкажите, какое вещество в реакции является окислителем, а какое - восстановителем.11.Электродныепотенциалы. Гальванические элементы. Примеры решения задачПри решении задач этого раздела см. табл. 11.1.Пример 11.1. Составьте схему гальванического элемента, в котором электродами являются магниевая и цинковая пластинки, опущенные в растворы их ионов с активной концентрацией 1 моль/л. Какой металл является анодом, какой катодом? Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции, протекающей в этом гальваническом элементе, и вычислите его ЭДС.Решение. Схема данного гальванического элемента(-) Mg | Mg2+ || Zn2+ | Zn (+)Вертикальная линейка обозначает поверхность раздела между металлом и раствором, а две линейки — границу раздела двух жидких фаз — пористую перегородку (или соединительную трубку, заполненную раствором электролита). Магний (табл.11.1) имеет меньший потенциал (-2,37 В) и является анодом, на котором протекает окислительный процесс:Mg°-2e" = Mg2+ (1)Цинк, потенциал которого -0,763 В, — катод, т.е. электрод, на котором протекает восстановительный процесс:Zn2+ + 2е

Для первого электрода:

Для второго электрода:

Контрольные вопросы 226. Каково значение ЭДС элемента, состоящего из медного и свинцового электродов, погруженных в растворы солей этих металлов с концентрациями их ионов 1 моль/л? Изменится или нет ЭДС этого элемента и почему, если концентрации ионов металлов будут составлять 0.001 моль/л? Составьте уравнения электродных и токообразующей реакций. Приведите схему гальванического элемента. 227. Имеется гальванический элемент, в котором протекает реакция:Ni + Cu2+ = Cu + Ni2+. Составьте схему такого элемента, уравнения электродных процессов и определите, как изменяется величина ЭДС при: а) увеличении концентрации ионов Cu2+; б) увеличении концентрации ионов Ni2+? Ответ обоснуйте.228. Вычислите ЭДС концентрационного элемента, состоящего из электродов цинка, опущенных в растворы ZnSO4 с концентрацией ионов цинка 10–2 и 10–3 моль/л.229. Увеличится, уменьшится или останется без изменения масса цинковой пластинки при взаимодействии ее с растворами: а) CuSO4; б) MgSO4; в) Pb(NO3)2? Почему? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующих реакций.230. Исходя из величин стандартных электродных потенциалов, рассчитайте значения ЭДС и G0 и сделайте вывод о возможности протекания реакции в прямом направлении: Cu + 2 Ag+ Cu2+ + 2 Ag. 231. Электродные потенциалы железа и серебра соответственно равны –0,44 В и +0,799 В. Какая реакция самопроизвольно протекает в железо-серебряном гальваническом элементе?а) Fe0 + 2Ag+ = Fe2+ + 2Ag0;б) 2Ag0 + Fe2+ = Fe0 + 2Ag+Ответ обоснуйте, рассчитав энергию Гиббса каждой из приведенных реакций. 232. Составьте схемы двух гальванических элементов, в одном из которых оловянная пластинка была бы катодом, а в другом анодом. Напишите для каждого из этих элементов уравнения электродных (катодных и анодных) процессов и токообразующих реакций. Рассчитайте стандартную ЭДС этих элементов.233. В два сосуда с голубым раствором медного купороса поместили в первый цинковую пластинку, а во второй серебряную. В каком сосуде цвет раствора постепенно пропадает? Почему? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующей реакции.234. Составьте схему гальванического элемента, состоящего из кадмиевого и никелевого электродов, погруженных в 1М раствор их солей. Напишите для каждого из этих элементов электронные уравнения реакций, протекающих на катоде и на аноде. Определить ЭДС для данного гальванического элемента. Как изменится ЭДС этого элемента, если концентрацию соли возле катода уменьшить в 2 раза. 235. Марганцевый электрод в растворе его соли имеет потенциал -1,23 В. Вычислите концентрацию ионов Мn2+ (моль/л). 236. Исходя из величин стандартных электродных потенциалов, рассчитайте значения ЭДС и G0 и определите, будет ли работать гальванический элемент, в котором на электродах протекают реакции:Hg0 – 2ē = Hg2+Pb2+ + 2ē = Pb0237. Чему равна величина ЭДС цинкового концентрационного элемента, составленного из двух цинковых электродов, опущенных в растворы с концентрациями ионов Zn2+, равными 10–2 и 10–6 моль/л? Приведите схему такого элемента и реакции, протекающие на электродах при его работе. 238. После нахождения в растворах каких из приведенных солей масса кадмиевой пластинки увеличится или уменьшится: а) MgCl2; б) Hg(NO3)2; в) CuSO4; г) AgNO3; д) CaCl2? Ответ обоснуйте.239. Составьте схему гальванического элемента, в основе работы которого лежит реакция: Ni + Pb(NO3)2 = Ni(NO3)2 + Pb. Напишите уравнения электродных (катодных и анодных) процессов. Вычислите ЭДС этого элемента, если СNi2+ = 0,01 моль/л, а СPb2+ = 0,0001 моль/л. 240. Составьте схемы двух гальванических элементов, в одном из которых цинк – отрицательный электрод, а в другом – положительный. Приведите уравнения токообразующих реакций и электродных процессов.241. Составьте схему, напишите уравнения токообразующей и электродных реакций для гальванического элемента, у которого один из электродов – кобальтовый (СCо2+ = 10–1 моль/л), а другой – стандартный водородный. Рассчитайте ЭДС элемента при 298 К. Как изменится ЭДС, если концентрация ионов Со2+ уменьшить в 10 раз? 242. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов, и вычислите ЭДС медно - кадмиевого гальванического элемента, в котором [Cd2+] = 0,8 моль/л, а [Сu2+] = 0,01 моль/л. 243. Как изменится масса хромовой пластинки после нахождения в растворах солей: а) CuSO4; б) MgCl2; в) AgNO3; д) CaCl2? Ответ обоснуйте.244. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из пластин кадмия и магния, опущенных в растворы своих солей с концентрацией [Mg2+] = [Cd2+] = 1 моль/л. Изменится ли значение ЭДС, если концентрацию каждого из ионов понизить до 0,01 моль/л? 245. Составьте схему гальванического элемента, состоящего из пластин цинка и железа, погруженных в растворы их солей. Напишите электронные уравнения процессов, протекающих на аноде и на катоде. Какой концентрации надо было бы взять ионы железа (+2) (моль/л), чтобы ЭДС элемента стала равной нулю, если [Zn2+] = 0,001 моль/л? 12. Коррозия и защита металлов. Примеры решений и заданияПример 12.1. Как происходит коррозия цинка, находящегося в контакте с кадмием в нейтральном и кислом растворах. Приведите схемы образующихся при этом гальванических элементов. Составьте электронные уравнения анодного и катодного процессов. Каков состав продуктов коррозии?Решение. Цинк имеет более отрицательный потенциал (-0,763В), чем кадмий (-0,403В), поэтому он является анодом, а кадмий катодом.Анодный процесс: Zn0-2e=Zn2+ Катодный процесс:в кислой среде 2Н+ + 2е = Н2в нейтральной среде 1/2О2 + Н2О + 2е


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

СахИЖТ – филиал ДВГУПС в г. Южно- Сахалинске

ХИМИЯ




Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы № 1

Текстовое электронное издание локального распространения








Составитель – Панов А.Г.- ст. преп.

каф. «Нефтегазовое дело, химия и экология»


Южно-Сахалинск

2021
УДК

ББК

Х
Рецензент –





Химия. Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы / сост. Панов, А.Г. (электронное издание локального распространения) – Южно-Сахалинск, 2021. – 59 с.




Методическое пособие разработано в соответствии с программой дисциплины «Химия», утвержденной Министерством образования и науки РФ в 2009 г.

Даны тематика изучаемого раздела, основная и дополнительная литература, варианты заданий и методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Химия».

Предназначено для студентов Института интегрированных форм обучения специальностей «Электроэнергетика и электротехника» и «Наземно-транспортные технологические системы» (на базе СПО).

УДК

ББК

© СахИЖТ, 2021




Оглавление


Общие методические указания ………………………………………………………4

Литература……………………………………………………….…….…………..…..4

Методические указания по правилам выполнения и оформления контрольной работы ………………………………..………………………………………………..5

Таблица вариантов контрольных заданий……………………….…………………..5

Контрольные задания Примеры решения задач

1. Строение атома ………………………………………………………………….....8

2. Энергетика химических процессов ……………………………………..…….…11

3. Направленность химических процессов ……………………….………………..16

4. Химическая кинетика и равновесие ………………………………….………….19

5. Способы выражения концентрации раствора …………………………………..24

6. Свойства растворов ……………………………………………………..………..28

7. Комплексные соединения ………………………………………………………..30

8. Равновесие в гетерогенных системах. Коллоидные системы (растворы) …...35

9. Ионно-молекулярные реакции обмена. Гидролиз солей .………………………38

10. Окислительно-восстановительные реакции …………………………………...43

11.Электродные потенциалы. Гальванические элементы ………………………...49

12. Коррозия и защита металлов …………………………………………………….53

13. Жесткость воды и методы ее устранения ……………………………………….56

14. Химия элементов IV группы. Органические полимеры и материалы ………...57

Общие методические указания.

Основной вид учебных занятий студентов заочного обучения – самостоятельная работа над учебным материалом. В курсе химии она слагается из следующих элементов: посещение лекционных занятий в рамках установочной сессии; изучение

дисциплины по учебникам и учебным пособиям; индивидуальные консультации; выполнение контрольной работы; выполнение лабораторных работ и представление отчетов по ним; сдача экзамена (или зачета) по всему курсу. Данное пособие составлено для студентов специальностей «Строительство», «Строительство железных дорог, мостов и траспортных тоннелей», «Эксплуатация железных дорог» и других технических специальностей, изучающих химию.

Настоящее методическое пособие составлено в соответствии с действующей программой и призвано помочь студентам заочного обучения при самостоятельном изучении курса. Каждый студент должен выполнить контрольную работу своего варианта, состоящую из 15 заданий. Номер варианта определяется по двум последним цифрам номера студенческого билета. Например, номер студенческого билета К12-СТР(Б)-538, две последние цифры 38, им соответствует вариант контрольного задания 38. К выполнению контрольной работы рекомендуется приступить только тогда, когда будет усвоена необходимая часть курса и проработаны методические указания к решению типовых задач по соответствующей теме, приведенные в данном пособии.

Рекомендуемая основная и дополнительная литература

1. Глинка Н. Л. Общая химия. В 2 ч. Ч 1: учебник для академического бакалавриата / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова – 19-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд. Юрайт, 2016. -364с.

2. Глинка Н. Л. Общая химия. В 2 ч. Ч 2: учебник для академического бакалавриата / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова – 19-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд. Юрайт, 2016. - 380с.

3. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии бакалавриата : учеб.-практ. пособие / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова – 14-е изд.– М.: Изд. Юрайт, 2015. -236 с.

4. Глинка Н. Л. Практикум по общей химии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова, О.В. Нестеровой. – М.: Изд. Юрайт, 2016. -248 с.

5. Коровин Н. В. Общая химия. – М.: Высш. шк., 2005 (и последующие года издания). -558с.

6. Задачи и упражнения по общей химии. /Под ред. Н. В. Коровина. М.: Высш. шк., 2005 (и последующие года издания). -255с.

7. Качественный и количественный анализ веществ: уч.-методич. пособие по выполнению лаб. работ / автор-составитель А.Г. Панов. – Ю.-Сахалинск: изд-во СахИЖТ – филиал ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске, 2014. – 47с.


8. Малова Ю. Г. Основные разделы общей химии : метод. указания по выполнению лабораторных работ / Ю.Г. Малова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 28 с.


Методические указания к написанию и оформлению контрольной работы по химии.

Контрольная работа по химии должна быть оформлена в соответствии с требованиями:

Необходимо заполнить титульный лист в соответствии с требованиями (только в печатном виде). В титульном листе необходимо указать № своей зачетной книжки и № варианта своей контрольной работы (номер работы определяется по двум последним цифрам номера своей зачетной книжки).

В начале контрольной работы необходимо указать номера всех контрольных заданий своего варианта (таблица вариантов контрольных заданий приведена выше). Работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рассматривается и не засчитывается как сделанная.

Задания следует выполнять в том порядке, в каком они предлагаются в данном пособии. Перед началом выполнения каждого задания необходимо привести условия задания в том виде, в каком они изложены в методическом пособии. Без представленного условия работа не принимается и не засчитывается как выполненная.

При решении задач нужно приводить весь ход решения: от использованной формулы до подстановки данных.Решение задач в контрольной работе должны быть коротко, но четко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивировка не требуется, например, когда нужно составить электронную формулу атома, написать уравнение реакции и т.п. Список литературы не требуется.

Работу следует выполнять только в формате А4 с одной стороны, текств печатном виде (при этом уравнения реакций и формулы могут быть вписаны в текст в рукописном виде). Работа должна быть датирована, подписана студентом и представлена на рецензирование не позднее чем за 2 недели до начала текущей сессии.


Контрольная работа, выполненная не в соответствии с данными требованиями, преподавателем не рассматривается и не засчитывается как сданная. Если контрольная работа не зачтена, то ее нужно доработать в соответствии с указаниями рецензента (возможно сделать исправления замечаний в рукописном виде) и представить на повторное рассмотрение вместе с не зачтенной работой. Исправления следует вносить на дополнительных листах, а не в рецензированном тексте
Таблица вариантов контрольных заданий

Номер варианта

Номера задач

01

1

26

65

66

93

116

140

154

175

201

229

264

270

276

02

2

27

64

67

107

117

139

155

174

216

232

262

266

277

03

3

28

63

68

108

118

138

156

173

202

228

265

267

278

04

4

29

62

69

109

120

137

157

172

217

233

250

268

279

05

5

30

61

70

110

121

136

158

171

203

227

246

269

280

06

6

31

60

71

103

122

135

159

192

218

234

263

275

281

07

7

32

59

72

104

123

134

160

193

204

244

247

274

282

08

8

33

58

73

105

124

133

161

194

219

226

254

273

283

09

9

34

57

74

106

125

132

162

195

205

231

248

272

284

10

10

35

56

75

99

126

131

163

190

220

243

264

271

285

11

11

36

55

76

100

127

150

164

191

206

230

249

268

286

12

12

37

54

77

101

128

149

165

189

221

235

256

268

287

13

13

38

53

78

102

129

148

166

188

207

245

251

275

288

14

14

39

52

79

95

130

147

167

187

222

236

257

267

289

15

15

40

51

80

96

111

146

168

179

208

229

252

266

290

16

16

41

52

81

97

112

145

169

180

223

230

255

274

291

17

17

42

65

82

98

113

144

170

181

209

240

253

273

292

18

18

43

64

83

91

114

143

151

186

224

234

260

272

293

19

19

44

63

84

92

115

142

152

185

210

229

254

271

294

20

20

45

62

85

93

111

141

153

184

225

242

261

270

295

21

21

46

61

86

94

112

142

159

177

211

237

255

269

295

22

22

47

60

87

109

113

141

160

176

196

228

259

267

294

23

23

48

59

88

110

114

144

151

178

212

237

256

275

293

24

24

49

58

89

106

115

143

152

182

197

232

258

274

292

25

25

50

57

90

107

116

146

153

183

213

227

257

273

291

26

1

27

56

67

108

117

145

154

177

198

241

251

272

290

27

2

28

55

68

103

118

148

155

176

214

233

258

271

289

28

3

29

51

69

104

119

147

158

178

199

226

252

270

288

29

4

30

53

70

105

120

150

157

180

215

227

259

269

287

30

5

31

54

71

100

121

149

156

179

200

238

263

268

286

31

6

32

58

72

101

122

132

165

181

210

245

260

266

285

32

7

33

57

73

102

123

131

164

182

207

230

253

275

284