Файл: Введение Раздел I. Устройство трансмиссии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На переднем конце вала посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала размещены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении зафиксированы упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое размещено в выточке вала таким образом, что его шлицы размещены против шлицев вала, и застопорено от прокручивания подпружиненной замковой шпонкой 21.

По оси вала просверлен канал для подачи смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал поступает маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу. Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач присутствует 2 пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа. Устройство переключения передач автомобиля Камаз смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов, предохранителя 2 подключения первой передачи и заднего хода а также замка штоков.


Рисунок. 10. Замок и стопоры устройства переключения коробки передач автомобиля Камаз
Элементы на рис.10: 1 - шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - стержень замка; 5 - шарик стопорный фиксатора

Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рисунок. 10) и штифта. 4. Шарики размещены меж штоками во втулках, стержень распологается в отверстии среднего штока меж шариками. Диаметры шариков и интервала меж штоками выбраны таким образом, что при перемещении каждого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и вступают в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом. Сверху на крышку устройства переключения расположена подушка 11 рычаг со штоком 4, перемещающимся в сферической опоре.

1.3 Раздаточная коробка


Раздаточная коробка служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля КамАЗ и мостам задней тележки. Она установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четыремя резиновыми подушками.

Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках. На шлицах выходного вала закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки. Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением. Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые. Первичный и промежуточный валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках. Шариковый подшипник 3 первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.



Рис. 11 Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ: Раздаточная коробка: 1 фланец первичного вала: 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 — подшипники; 5 — ведущее зубчатое колесо; 6 — крышка верхнего люка; 7 — зубчатое колесо отбора мощности; 9- муфта включения коробки отбора мощности; 10 — коробка отбора мощности; 11 — маслосборник; 12 — зубчатое колесо низшей передачи; 14 — крышка подшипника; 15 — сателлит; 18 - вал привода задних мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 — коренное зубчатое колесо; 21 — зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 - солнечное зубчатое колесо; 23 — передняя обойма; 24— картер раздаточной коробки; 25— зубчатое колесо высшей передачи: 26 — крышка картера раздаточной коробки; 27 — магнитная пробка; 28, 30. 41 — муфты; 31 — ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34 — пружина: 35 — шток; 36 — мембрана: 37 выключатель; 38 — стопорный болт; 39 — промежуточный вал; 42 — зубчатое колесо постоянного зацепления


К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности.

Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.

Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и коренным 20 зубчатыми колесами, коренное зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов, и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.




Глава II. Работа и техническое обслуживание трансмиссии автомобиля КамАз-5511
Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП ( рис. 12) довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.


Рисунок 12. Схема переключения скоростей в подобных КПП
Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.
Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.
Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.
Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.
В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.


2.1 Работы, выполняемые при техническом обслуживании коробки передач автомобиля КамАЗ-5511.
Техническое обслуживание коробок передач состоит в содержании их в чистоте, проверке креплений, поддержании нормального уровня масла. При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время рычаг переключения передач ставят в нейтральное положение. У автомобиля КамАЗ-5320 проверяют герметичность воздухопроводов пневмосистемы управления делителем. Также проверяют герметичность коробки передач, крепежные соединения, снимают с коробки передач редукционный клапан и проверяют его на давление выходящего воздуха. Замеряют величину зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя, при необходимости регулируют. Перед выездом на линию на ходу автомобиля проверять работу коробки и делителя. Передачи должны включаться и выключаться без шума и без стуков. Не должно быть самопроизвольного выключения передач. При контрольном осмотре в пути проверять нагрев коробок на ощупь. Нагрев следует считать нормальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки. Смену масла в картерах передач ( рис. и других коробках нужно производить сразу же после движения, пока масло горячее.



После слива отработавшего масла картеры коробок промывают маловязким маслом. Для промывки в картер заливают 2,5-3,0 л масла, выключают передний мост, вывешивают одно из колес заднего моста, включают первую передачу и пускают двигатель, который, работая на минимальной частоте вращения в течение 7-8 мин (для автомобилей малой и средней грузоподъемности - 2,5-3,0 мин), прокручивают трансмиссию. После этого останавливают двигатель, сливают промывочное масло в противень и заливают в картер коробки рекомендуемое масло до нормы. Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач автомобиля КамАЗ-5320. Устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения коробки передач. Ослабляют стяжные болты регулировочного фланца. Выворачивают четыре соединительных болта. Навертывают на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу. Отворачивают контргайки установочных винтов. Стопорят головку передней тяги и шток, ввертывая установочные винты, концы которых совмещаются с отверстиями в рычаге переключения передач и штоке. Свинчивают регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока рычага. Фланец крепят на промежуточной тяге. Установочный винт, расположенный на передней опоре привода, откручивают на 31 мм,- затем на 16 мм винт, расположенный на задней опоре рычага. Винты стопорят контргайками. Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя автомобиля КамАЗ-5320. Операции ведут при снятом пылепредохранителе. Проверяют привод выключения сцепления и при необходимости регулируют. Отворачивают гайки упора штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилитёля. До упора выжимают педаль сцепления. Подводят упор клапана включения до соприкосновения со штоком клапана и дополнительно перемещают его в сторону штока клапана, обеспечив зазор 0,2..0,6 мм между торцом крышки клапана и ограничителем хода штока клапана. Упор клапана крепят в указанном положении. Надевают пылепредохранитель на шток и крышку клапана. Проверка на герметичность пневмосистемы автомобиля КамАЗ-5320. Переключатель управления поочередно переключают в положения «Высшая передача», «Низшая передача». При этом нажимают на педаль и прослушивают воздухопроводы пневмосистемы, определяя на слух место утечки воздуха. Обнаруженные неисправности устраняют. Редукционный клапан проверяют на давление выходящего воздуха, которое должно быть в пределах 0,42+0,02 МПа (4,2± ±0,2 кгс/см2). Клапан регулируют на специальном стенде с помощью установленных под гайкой регулировочных шайб. После регулировки клапан пломбируют [ 11 ]. .2 Организация рабочего места при техническом обслуживании автомобиля КамАЗ - 5320 Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве текущего ремонта автомобилей имеет правильная организация рабочего места. Организация рабочих мест исходит из следующих основных требований: на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный; рабочие места должны быть специализированы, то есть каждый рабочий должен выполнять определенные виды работ, что позволяет сократить время на подготовку к работе и более полно использовать инструмент и приспособления; рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкции оборудования (высота конвейера, стенда), взаимное расположение рабочих мест и т. д.; рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой [ 12 ]. Участок разборки должен иметь прочные несгораемые стенды. Полы на участке должны быть ровные (без порогов), гладкие, не впитывающие нефтепродукты. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стенды следует закрашивать краской светлых тонов. Оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Нельзя допускать скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и к огнетушителям. Для обеспечения электробезопасности каждое производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Сопротивление шины заземления в любом месте не должно превышать 4 Ом. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены и заземлены. Все стационарные светильники должны быть укреплены, чтобы они не давали качающихся теней. Использованный обтирочный материал складывают в металлические ящики с крышкой. В конце смены ящики следует очищать во избежание самовозгорания обтирочного материала [ 13 ]. .3 Работы, выполняемые при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО КПП автомобиля КамАЗ - 5320 При ТО-1 необходимо: проверять и подтягивать элементы крепления коробок и их крышек, проверять уровень масла в картерах и при необходимости доливать масло до нормы смазывать шарнирные соединения привода управления коробками производить очистку вентиляционных трубок сапунов. При ТО-2, кроме работ, выполняемых при ТО-1, нужно: менять масло в картерах коробок (согласно графику) и тщательно промыть их очищать магниты пробок спускных отверстий от металлических частиц. При СО следует производить замену масла в картерах коробок в соответствии с периодом эксплуатации автомобиля (кроме всесезонных масел, которые замене не подлежат). Смену масла в картерах передач и других коробках нужно производить сразу же после движения, пока масло горячее [13 ].

Раздел 3. Ремонт и возможные неисправности в трансмиссии и методы их устранения автомобиля КамАз-5511

Технологический процесс капитального ремонта агрегатов трансмиссии автомобиля КамАЗ включает следующие операции: предварительную очистку, мойку и подразборку агрегатов; мойку их в подразобранном состоянии; разборку агрегатов на детали; мойку, очистку, дефектацию и сортировку деталей на годные, негодные и требующие восстановления; восстановление деталей; комплектовку узлов; сборку, окраску, приработку и испытание агрегатов.

Маршрутная схема технологического процесса капитального ремонта агрегатов трансмиссии автомобиля КамАЗ приведена на рис. 76.

Разборочные работы являются одними из основных видов работ при ремонте агрегатов трансмиссии, так как они влияют на количество повторно используемых деталей.

После предварительной очистки и мойки производится подразборка агрегатов: с коробки передач снимается верхняя крышка в сборе, с мостов—редукторы и тормозные барабаны, с переднего моста—тормозные барабаны.

Прежде чем поступить на посты полной разборки на детали, частично разобранные агрегаты подвергаются мойке во вращающихся барабанах в моечной машине роторного типа.

Мелкие детали (штифты, шайбы, сухари и др.) подвергаются обезжириванию горячим моющим раствором.

Детали очищаются от смолистых загрязнений фарфоровой или косточковой крошкой в специальных установках.

Шариковые и роликовые подшипники очищаются керосином в ваннах.

 

3.1. РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)


Сцепление автомобилей КамАЗ сухое двухдисковое, с периферийным расположением нажимных пружин, позволяющее передавать крутящий момент от двигателя к коробке передач 

до 650 Н• м. Привод управления сцепления гидравлический, с пневматическим усилителем. Общий вид сцепления показан на рис. 77. Сцепления такого типа установлены на автомобилях с дизельными двигателями МАЗ, КрАЗ.

В процессе эксплуатации и при поступлении в капитальный ремонт у сцепления и его привода могут быть неисправности, которые представлены в табл. 38.



Рис. 76. Схема технологического процесса капитального ремонта агрегатов транс миссии автомобиля КамАЗ