Файл: Решение задач по физике я вляется продолжением спецкурса в 10 классе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, вольт-амперная характеристика, характеристика конкретных явлений. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА “МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ”
Программу курса можно легко адаптировать к особенностям класса, группы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения спецкурса по физике «Методы и приемы решение физических задач» (механика, молекулярная физика, электродинамика)»
ученик должен знать/понимать
смысл физических законов классической механики, молекулярной физики, электродинамики, основы теории погрешностей.
уметь:
решать задачи на применение изученных физических законов различными методами, представлять результаты измерений экспериментальных задач в виде таблиц и графиков
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сознательного самоопределения ученика относительно профиля дальнейшего обучения.
Приложение 1
Классификации физических задач.
Приложение 2
Законы сохранения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА “МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ”
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
Тема 1 ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ ( 2 занятия) | ||
1 /1 | | Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач. |
2/2 | | Классификация физических задач. |
Тема 2 ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (4 занятия) | ||
3/1 | | Общие требования при решении физических задач. |
4/2 | | Различные приемы и способы решения аналитических задач. |
5/3 | | Графические и геометрические приемы и способы решения физических задач. |
6/4 | | Особенности решения качественных задач. |
Тема 3 КИНЕМАТИКА, ДИНАМИКА И СТАТИКА ( 7 занятий) | ||
7/1 | | Координатный метод при решении задач по кинематике |
8/2 | | Решение аналитических задач на определение кинематических характеристик системы точек. |
9/3 | | Решение графических задач по кинематике. |
10/4 | | Принцип относительности в задачах по кинематике. |
11/5 | | Решение задач на основные законы динамики для материальной точки. |
12/6 | | Решение задач на определение динамических характеристик системы точек. |
13/7 | | Решение задач на определение динамических характеристик тела в разных инерциальных системах отсчета. |
Тема 3 ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (6 занятий) | ||
14/1 | | Решение задач по механике с помощью законов сохранения. |
15/2, | | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. |
16/3 | | Решение задач на определение работы и мощности. |
17/4 | | Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. |
18/5 | | Решение задач несколькими способами. |
19/6 | | Знакомство с приемами решения олимпиадных задач. |
Тема 4 СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (6 занятий) | ||
20/1 | | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ. |
21/2 | | Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ и определение скоростей молекул. |
22/3 | | Решение задач определение характеристик газа в изопроцессах. |
23/4 | | Решение задач на свойства паров. |
24/5 | | Решение задач на определение характеристик влажности воздуха. |
25/6 | | Решение задач на определение механических характеристик твердого тела. |
Тема 5 ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (4 занятия) | ||
26/1, 27/2 | | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. |
28/3, 29/4 | | Решение задач на тепловые двигатели. |
Тема 7 ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ ( 4 занятий) | ||
30/1, | | Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей, законов последовательного и параллельного соединения, закона Ома для участка цепи. |
31/2 | | Решение задач с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля – Ленца. |
32/3 | | Решение экспериментальных и качественных задач на определение изменения показаний приборов при изменении сопротивления отдельных участков цепи. |
33/4 | | Решение задач на описание постоянного тока в электролитах. |
Программу курса можно легко адаптировать к особенностям класса, группы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения спецкурса по физике «Методы и приемы решение физических задач» (механика, молекулярная физика, электродинамика)»
ученик должен знать/понимать
смысл физических законов классической механики, молекулярной физики, электродинамики, основы теории погрешностей.
уметь:
решать задачи на применение изученных физических законов различными методами, представлять результаты измерений экспериментальных задач в виде таблиц и графиков
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сознательного самоопределения ученика относительно профиля дальнейшего обучения.
Литература для учащихся:
-
Страут Е.К., Нурминский И.И. и др. Единый государственный экзамен 2013: Тестовые задания: Физика; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2001. -
Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен 2013: Контр, измер. материалы: Физика; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2013. -
Орлов В.А., Фадеева А .А., Ханнанов Н.К. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Физика - М.: Интеллект - Центр, 2004. -
Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения / В.А. Балаш — М.: Просвещение, 1983. -
Гольдфарб, И. И. Сборник вопросов и задач по физике /И.И. Гольдфарб — М.: Высшая школа, 1973. -
Меледин, Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями / Г.В. Меледин — М.: Наука, 1985. -
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10-11 классах: Механика (сост. Шевцов В.А.) - Волгоград: Учитель. 2003 г. -
Гельфгаг, И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, решениями, указаниями: Для учащихся старших классов, абитуриентов. / И.М.Гельфгаг, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик - М: «5 за знания», 2003г. -
Степанова Сборник задач по физике. -
Демкович В.П. Демкович Л.П. Сборник задач по физике. М.Просвещение, 1996г.
Литература для учителя:
-
Зильберман, А. Р. Задачи для физиков / А. Р.Зильберман, Е.Л. Сурков — М.: Знание, 1971. -
Каменецкий, С. Е. Методика решения задач по физике в средней школе / С.Е. Каменецкий, В.П.Орехов — М.: Просвещение, 1987. -
Методика факультативных занятий по физике / Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. — М.: Просвещение, 1988. -
Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий — М.: Просвещение, 1984. -
Методика преподавания физики / Под ред. А.В. Усовой — М.: Просвещение, 1990. -
Факультативный курс физики / Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова, А.В. Пономарева — М.: Просвещение, 1998. -
Методика преподавания физики в средней школе. Механика: Пособие для учителя / Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш, В.А. Орлов. - М.: Просвещение, 1992. -
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10-11 классах: Механика (сост. Шевцов В.А.) Волгоград: Учитель. 2003 г.
Приложение 1
Классификации физических задач.
Компонент задачи, положенный в основу классификации | Основание для классификации | Вид задачи |
Задачная система | По описанию компонентов предмета действия в условии задачи По способу выражения условия и требования задачи По характеру объектов задачи | Задачи исполнения. Задачи восстановленияЗадачи преобразования Задачи конструирования Текстовые Графические Задачи - рисунки Задачи с идеальными объектами (идеальные): а) абстрактные, б) теоретические Задачи с реальными объектами (реальные): а) житейские, б) производственно - технические, в) исторические, г) с лабораторными данными |
Отношение задачной системы к заданной ситуации | По достаточности информации в содержании задачи | Беспоисковые (определенные) задачи Поисковые (недоопределенные) задачи Задачи, содержащие избыточную информацию (переопределенные) |
Решающая система | По способу поиска средств решения По основному способу решения По сложности решения По числу решений | Задачи на использование готового алгоритма. Задачи на программирование по готовому алгоритму Задачи на поиск алгоритма решения Задачи, для решения которых нет алгоритма (нестандартные) Логические Вычислительные Графические Геометрические Номографические Экспериментальные Простые Сложные Задачи, имеющие одно решениеЗадачи, имеющие несколько решений Задачи, имеющие бесконечное множество решений Задачи, не имеющие решений |
Отношение решающей системы к задачной ситуации | По характеру используемого теоретического материала По роли задач в формировании структурных элементов -.физических знаний (научных фактов, понятий, законов, теорий) | Задачи по конкретным темам и разделам Комплексные задачи Задачи межпредметного содержания Задачи на усвоение содержания понятий Задачи на усвоение объема понятий Задачи на установление связей между понятиями Задачи на усвоение законов Задачи на усвоение научных фактов Задачи на объяснение и предсказание явлений |
Приложение 2
Законы сохранения
-
Движущееся тело массой 4 кг обладает кинетической энергией 0,18 Дж. Определить скорость тела. -
С какой скоростью должен двигаться автомобиль массой 1 т, чтобы обладать такой же кинетической энергией, как и снаряд массой 10 кг, движущийся со скоростью 800 м/с? -
Постоянный двигатель мощностью 4,5 кВт разогнал покоящееся тело до скорости 60 м/с за 2,5 мин. Чему равна масса разогнанного тела? Потерями на трение пренебречь. -
Тело массой 200 г падает с высоты 5 м на прикрепленную вертикально к земле упругую пружину жесткостью 1,8 кН/м и длиной 60 см и прилипает к ней. На какую минимальную высоту опустится при этом тело? Считать g=10 м/с2 -
Тело массой 2 кг, скользящее по горизонтальной поверхности со скоростью 5 м/с, сталкивается с покоящимся телом массой 3 кг. Тела слипаются после соударения. Определить количество теплоты, выделившейся при ударе. Трением о поверхность пренебречь. -
Упругая пружина была сжата на 2 см. Какую нужно совершить работу, чтобы дополнительно сжать пружину еще на 8 см, если коэффициент жесткости пружины равен 1 кН/м? -
Определить кинетическую энергию тела массой 60 г, движущегося со скоростью 8 м/с. -
Тело массой 500 г, брошенное вертикально вверх со скоростью 20 м/с, упало на землю со скоростью 16 м/с. Определить работу силы сопротивления воздуха. -
На сколько сантиметров сжата пружина жесткостью 4 кН/м, если она обладает потенциальной энергией 3,2 Дж? -
На какую высоту надо поднять тело массой 70 кг, чтобы его потенциальная энергия стала равной 210 Дж? Считать g=10 м/с2. -
Сила 6,4 Н переместила тело на расстояние 20 см, совершив при этом работу 1,088 Дж. Найти угол между направлениями силы и перемещения. Ответ округлить до целого. -
Два тела массами 30 г и 70 г движутся в противоположных направлениях со скоростями 2 м/с и 6 м/с соответственно. Найти импульс системы тел. -
Сколько минут работал двигатель мощностью 3 кВт, если при этом он совершил работу 360 кДж? -
Движущийся камень массой 400 г обладает импульсом 3 кг*м/с. Определить кинетическую энергию камня. -
В движущийся вагон с песком попадает встречный снаряд и, не разорвавшись, застревает в нем. Какой была скорость вагона, если после удара он остановился? Масса снаряда 12 кг, скорость снаряда 800 м/с, масса вагона 16 т. -
Во сколько раз отличаются кинетические энергии тел, если масса первого тела в 4 раза больше массы второго тела, а скорость первого тела в 5 раз меньше скорости второго тела? -
На тележку массой 800 кг, движущуюся по горизонтальной дороге со скоростью 0,2 м/с, положили сверху груз массой 200 кг. На сколько при этом изменилась скорость тележки? -
Шарик массой 250 г, летящий со скоростью 8 м/с перпендикулярно вертикальной стенке, ударяется и упруго отскакивает от нее без потери скорости. Найти продолжительность удара, если средняя сила, действующая со стороны стенки на шарик во время удара, равна 20 Н. -
Подъемный кран поднимает груз массой 200 кг на высоту 2 м, совершая при этом работу 5,6 кДж. С каким ускорением поднимался груз? g=10 м/с2. -
Мяч массой 500 г падает на пол с высоты 3,2 м и подскакивает на высоту 1,8 м. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определить величину средней силы удара мяча о пол, если продолжительность удара 0,1 с. g=10 м/с2. -
Тело массой 4 кг свободно падает с высоты 10 м. На какой высоте находится тело, когда его кинетическая энергия равна 128 Дж? Сопротивлением воздуха пренебречь. g=10 м/с2. -
Шарик массой 10 г подвешен на нити длиной 1 м. Его раскрутили так, что он начал двигаться по окружности в горизонтальной плоскости. При этом нить составляет угол 450 с вертикалью. Определить работу, совершенную при раскручивании шарика. Ответ округлить до тысячных. -
В лежащий на тонкой подставке шар массой 1 кг попадает летящая вертикально вверх со скоростью 500 м/с пуля массой 10 г. На какую высоту поднимется пуля, если пробитый ею шар подпрыгнул на высоту 5 см. Сопротивлением подставки при ее пробивании и сопротивлением воздуха пренебречь. g=10 м/с2. -
Человек массой 70 кг, стоя на коньках на горизонтальном льду, бросает в горизонтальном направлении камень массой 5 кг со скоростью 7 м/с. На какое расстояние откатится человек, если коэффициент трения коньков о лед равен 0,01? g=10 м/с2. -
Пули массой 1 г, летящая горизонтально, пробивает шар массой 10 г, подвешенный на нити. Расстояние от точки подвеса нити до центра шара равно 10 м. Найти скорость пули до удара, если известно, что ее скорость уменьшается в два раза, а нить с шаром отклоняется на угол 600 от вертикали. Пуля летела в центр шара, и после удара ее направление не изменилось. Принять g=10 м/с2, сопротивлением воздуха пренебречь. -
Покоящемуся математическому маятнику массой 0,5 кг сообщили такой минимальный толчок, чтобы он совершил полный оборот в вертикальной плоскости. Найти силу натяжения нити маятника в момент прохождения им положения равновесия после совершения оборота. Сопротивлением воздуха пренебречь. Считать G= 10 м/с2